Канский Спасский Собор. Часть 2. — Вне дороги

Канский Спасский Собор. Часть 2.

Канский Спасский Собор. Часть 2.

Со времени освящения второго храма в Канском остроге прошло 17 лет, в которые прихожане, а преимущественно настоятель храма священник Михаил Иоаннов Евтюгин, собирали деньги и приготовляли материалы к построению каменной церкви. Не взирая на то, что церковь была построена недавно и могла существовать сотню лет (в настоящее время в ограде церковной находится часть восьмиугольной колокольни, обращенной в кладовую оставшейся от деревянной церкви, и весьма прочна, несмотря на то, что от построения храма прошло уже 90 лет) прихожане нетерпеливо желали построить каменную церковь и в 1797 году, через священника Канского острога Михаила Евтюгина, снова вошли в Красноярское Духовное Правление донесением о разрешении построить каменную церковь во имя Нерукотворенного Спасителева образа с приделом с южной стороны в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в приговоре прихожан между прочим было объяснено: «что на созидание церкви изготовлено прихожанами довольно для фундамента камня, тесу крышечного одна тысяча и сборной казны имеется тысяча пятьсот рублей». Представляя приговор прихожан на Архипастырское благораспоряженние Архиепископа Тобольского Варлаама, Красноярское Духовное Правление испрашивало на заложение церкви благословенной грамоты. Грамота последовала 21 Сентября 1797 г. на имя закащика Протоирея Алексея Алексеева за № 1915. Владыка благословлял его заложить в Канском остроге вместо деревянной вновь каменную во имя Всемилостивого Спаса (Храмовый же праздник и ныне празднуется 16 Августа в день Нерукотворенного образа Спасителя, а не 1 Августа, в который по уставу церковному отправляется служба Всемилостивому Спасу) с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Грамота припечатана восковой печатью, на коей в среднике изображен престол с балдахином, за ним посреди престола престоит Иоаким, а по левую – Анна Праведные Богоотцы. Сверху осеняет престол Дух Святой, исходящий от Бога Отца, сидящего на облацех небесных. Вокруг печати следующая надпись: «печать престола митрополии Сибирской и Тобольской Свято-Софийского.» Грамота получена закащиком 8 Октября 1797 года; но сама закладка церкви, как видно из собственноручной надписи Протоирея Алексеева на грамоте, последовала 18 Мая 1800 года, спустя почти три года. Что было причиной этой медлительности неизвестно, но по нашему предположению, медлительность в заложении храма произошла от недостатка кирпича, и это весьма вероятно при недостатке в тогдашнее время каменщиков и кирпичных мастеровых, предположение это тем более вероятно, что и в приговоре прихожан о кирпиче ничего не упомянуто.

Постройка церкви продолжалась до 1805 года и в сем году первоначально освящен придельный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Если и нет достоверных доказательств в церковном архиве на то, кем совершено освящение храма, но несомненно, что храм освящен тем же Протоиреем Алексеевым, по обычаю тогдашних иерархов совершать освящение храмов с особенной торжественностью и поручать оное высшим духовным лицам; поэтому и в самих грамотах писалось – освятить или заложить храм «соборне». Устроенный для сего придела иконостас не отличался изяществом работы и по этому с 1861 года заменен новым, вызолоченным на полименте и окрашенным карнизом, старый же иконостас с разрешения Преосвященного Парфения, бывшего Епископа Томского и Енисейского, дозволено было продать во вновь строящуюся Шалаевскую Николавскую церковь в Онских селениях Канского округа за сходную цену (указ. 7 Сентября 1860 г. № 5015). Главный же холодный храм во имя Нерукотворенного образа Спасителя окончательно отстроен в 1814 г. Устройство для сего храма величественного иконостаса в трех отделениях, украшенного превосходной резьбой, написание для иконостаса икон искусной рукой знаменитого в то время иконописца Мартина Хозяинова продолжалось не один год времени, и если к этим замедлениям присовокупить недостаток денежных средств: то причина не скорого освящения холодного храма само собой делается очевидной. На донесении Красноярского Духовного Правления о готовности к освящению в Канском остроге вновь выстроенной каменной во именование Нерукотворенного Спаса церкви последовала резолюция Его Высокопреосвященства Амвросия 1-го Архиепископа Тобольского такова: «новоустроенную церковь освятить по чиноположению, прежним антиминсом пользоваться, из ветхой же церкви лес употребить на выстройку церковной сторожки или кладовой или на ограду по рассмотрению, сделав сруб над местом стоявшего престола, негодный же отдать для топления церковной печи». (Указ. Тобол. Д. Консис. 25 Апреля 1814 г. № 543). На копии с сего указа, хранящейся в архиве Канского собора, сделана следующая надпись: «по сему предписанию в Канском остроге Спасская церковь освящена градо-Красноярским Протоиреем Михаилом Кремлевым – соборне, того ж 1814. Июля 5 дня. Свидетельствую Протоирей Кремлев». К этой надписи собственноручно подписались священноцерковнослужители Канской Спасской церкви: священник Михаил Евтюгин. Священник Иоанн Коновалов. Диакон Иаков Закорцев. Дьячок Алексей Евтихеев. Так совершилось освящение храма, созидавшегося 15-ть лет. Вечная память неусыпному труженику – храмоздателю иерею Михаилу!

Опубликовано 15 апреля 1872 года.

Канский Спасский Собор. Часть 1.

Канский Спасский Собор. Часть 3.

Канский Спасский Собор. Часть 4.

Канский Спасский Собор. Часть 5.

Канский Спасский Собор. Часть 6.

51

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.