Канский Спасский Собор. Часть 1.
«В 1628 году был основан Канский острог; поводом к его основанию было желание подчинить Коттов, народ довольно миролюбивый, но еще не подвластный русским. Для покорения их из Красноярска послан был атаман Ермак Евстафьевич; он поднялся вверх по реке Кану и выстроил острог, который в 1640 году перенесен на место нынешнего (Енисейская губерния. Список населенных мест. Издан. 1864 г. стр. XIX). Первыми жителями Канска, кроме туземцев Коттов, были казаки. На окраинах нынешнего Канского округа есть еще не значительное число инородцев из рода Камасинцев, живущих по рекам Лгулу и Кангусу, остатки степных Коттов, которые первоначально вели жизнь в лесах, потом сделались кочевниками и завели оседлость и занялись хлебопашеством. Со второй половины XVII столетия народонаселение Канского округа стало увеличиваться, вследствие колонизации края по распоряжению Правительства ссылать в Сибирь воров и разбойников, и затем добровольного переселения людей свободного состояния великороссийских и сибирских губерний за освобождение от рекрутской повинности и другие дарования Правительством льготы; большая часть посадских людей города Енисейска имела также оседлое проживание в нынешнем Канском округе. С открытием главного Московского тракта в Иркустк, через Канский округ, народонаселение еще больше увеличилось, так что к концу первой половины XVIII столетия были уже воздвигнуты храмы в селениях: Рыбинском, Канском и Конторском (Бирюс).
Когда и кем посеяны первые семена слова Божьего между язычниками, обитавшими по реке Кану и его притокам не известно. По именному Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ВЫСОЧАЙШЕМУ указу, состоявшемуся на докладе Святейшего Синода 1764 года Февраля 20 числа, определено в Тобольской Епархии быть двум проповедникам слова Божьего для приведения в веру греческого исповедания состоящих по ныне в неверии инородцев и обращения вновь, также и для утверждения прежде крестившихся, а именно: протоиреям Градо-Тобольского Троицкого второго собора, Духовной Консистории присутствующему Никите Арамильскому и города Красноярска Преображенского (В городе Красноярске старый собор именуется Воскресенским и был ли собор Преображенский – не известно. Указ. Енис. Дух. Прав. 2 Мая 1765 года) собора Алексею Михайловскому. Миссионерская деятельность последнего по росписанию Тобольской Духовной Консистории, должна совершаться в округах Красноярском, Енисейском (в состав коих входил нынешний Канский округ), Туруханском, Томском и Кузнецком. Какая обширная духовная нива и на ней всего один деятель! Жатва много требовала и многих деятелей. Если Миссии до ныне жалуются на недостаток веропроповедников, то что мог сделать один миссионер благоплодного для обращения на путь спасения блуждающих во мраке языческого неверия на пространстве до 800 верст в длину и до 1500 верст в ширину! Но и при недостатке проповедников Евангелия, содействием благодати Божьей, не мало язычников обращено в недра Христовой Церкви. Целые роды, живущих в Канском округе инородцев, ныне уже не существуют, оставив после себя тысячи потомков наследников Царствия Христова, возрожденных благодатью, которые не сохранили никаких религиозных верований своих предков.
Основание первого храма в Канском остроге безошибочно можно отнести к тридцатым годам XVIII столетия. Достоверно же известно, что до 1779 года существовал в нем деревянный храм во имя Нерукотворенного Спасителева образа с приделом Покрову Пресвятой Богородицы. Церковь эта сгорела в 1779 году, в ночь на 17 Ноября; вещи же церковные м св. Антиминс остались и вынесены во время пожара из храма. Местность, на которой была построена первая церковь, ныне принадлежит к усадьбе Канской купеческой вдове Мариамны Ивановой Хромовой и обозначена небольшим каменным памятником.
В 1780 году Красноярское Духовное Правление вследствие ходатайства Канского острога Спасской церкви старосты церковного с прихожанами, донесением от 15 Апреля, испрашивали у Тобольского Преосвященного Варлаама благословения, вместо сгоревшей деревянной двух престольной впредь до построения каменной, построить деревянную же церковь во имя Нерукотворенного Спасителева образа. Тотчас же по получении благопопечительный Владыка дал благословенную грамоту на имя закащика Протоирея Алексея Михаловского следующего содержания: «Божией милостью Варлаам Епископ Тобольский и Сибирский, Красноярского духовного Правления закащику Протоирею Алексею Михайловскому. Сего 1780 года Апреля 15 в представленном нам из Красноярского Духовного Правления доношения, по таковому ж в оное Канского острога Спасской церкви старосты церковного с прихожанами объявлено, что имевшаяся в оном остроге деревянная Спасская с приделом Покрова Пресвятыя Богородицы церковь, минувшего 1779 года Ноября 17 ч. в ночи сгорела, вместо которой желают они прихожане до построения каменной на первой случай построить деревянную однопрестольную во имя Нерукотворенного Спасителева образа церковь и требовало об обложении оной, а по построении и освящении прежним вынесенным из сгоревшей церкви святым Антиминсом, благословенной грамоты, — того ради благословляем вам Протоирею Михайловскому во оном остроге вместо сгоревшей до построения каменной вновь деревянную однопрестольную во имя Нерукотворенного Спасителева образа церковь на удобном месте, по чиноположению церковному, соборне обложить и по обложении велеть строить по подобию прочих Греко-Российских церквей с поспешением и когда оная церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностями удовольствована будет, тогда с прежним святым Антиминсом соборне освятить и по освящении велеть в ей священно-служение отправлять и когда обложена, также и освящена будет рапортовать, о сея же грамоты списав копию иметь у себя впред для ведома, а подлинную отдать в церковное хранение кому надлежит с роспискою. Писана лета Господня 1780 Апреля 30 дня. У сея грамоты благословенная руки нашея печать». По получении Протоиреем Михайловым грамоты, церковь, как видно из сделанной на грамоте собственноручной его надписи, обложена 16 Августа 1780 года в день храмового праздника. Целый год продолжалась постройка храма и церковь освящена 30 Сентября 1781 года Протоиреем Михайловским.
Опубликовано 8 апреля 1872 года.
Канский Спасский Собор. Часть 2.
Канский Спасский Собор. Часть 3.
Канский Спасский Собор. Часть 4.