Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 3.

Поездка Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 3.

В Тунке две церкви. Одна каменная построенная в 1820 году тщанием прихожан. Престолов в ней два. Главный во имя Покрова Богоматери освящен после пожара в 1870 году блаженной памяти Преосвященнейшим Архиепископом Парфением. Теплой приделе храма посвящен имени Святителя Николая и освящен по исправлении от пожаров в 1867-и году. В церковном архиве хранятся копии с метрических книг с 1800 года, вероятно из прежней деревянной церкви. В Тунке дворов 377, жителей мужского пола 1024, женского 988. Вторая церковь в Тунке деревянная во имя святителя Николая находится в четырех верстах от Покровской. Это так называемая крепостная или казачья церковь. Она построена, по сказанию клировой ведомости, в 1744 году прихожанами-казаками, охранявшими русские границы от Монголии. При ней в настоящее время нет настоятеля. Приходских домов к этой церкви принадлежит 222, жителей мужского пола 639 и женского 622.

Преосвященейший Архипастырь после обеда 15-го Сентября отправился для осмотра Святителе-Николаевской церкви. Около церкви собралось много народа. Архипастырь встречен со звоном и святым крестом – временно заведующим церковью священником Иоанном Пляскиным. Преподав каждому Архипастырское благословение, Владыка осматривал старинные иконы Святителя и Чудотворца Николая и Святой Убрус.

Прихожане очень усердны к храму и ревностно отстаивали самостоятельность своего прихода и церкви, когда по распоряжению начальства хотели иконы и ризницу перенести в Покровскую церковь, а Николаевскую упразднить. К числу прихожан крестьян принадлежит древний род Тункинских православных жителей Томиловых. Они усердно помогали распространению христианства по ту сторону Иркута за Тункой, и покойный Преосвященный Архиепископ Парфений Спиридону Лаврентьевичу Томилову исходатайствовал благословенную грамоту Святейшего Сунода, а сын его Алексею Спиридоновичу и Федору Гавриловичу Томилову в 1867-м году дал от себя благодарственные грамоты. Эти грамоты Томиловы с благоговением хранят под стеклом в своих домах. В грамоте Федора Гавриловича Томилова сказано, что он своим усердием к св. Церкви и содействием распространению христианской веры между инородцами Тункинского ведомства заслужил достойную благодарность духовного начальства. Такая же грамота и у Алексея Спиридоновича Томилова. В грамоте Святейшего Сунода сказано: «Святейший Правительствующий Сунод, получив донесение Преосвященного Иркутского от 24-го Ноября 1869 года о весьма ревностном и благоуспешном споспешествовании крестьянином Тункинского отдельного общества Спиридоном Томиловым миссионерам в деле распространении христианства в Тункинском инородческом ведомстве и утверждения новокрещенных в истинах веры, преподает ему, Томилову, свое благословение». Одних из этих Томиловых теперь провожал Его Преосвященство из Тунки в Николаевский храм и обратно.

По выходе из храма, Архипастырь отправился в народное училище, где обращался к собранным мальчикам с вопросами по преподаваемым им предметам. Один мальчик бурят бойко отвечал на вопросы Владыки. Преподав всем им благословение, Его Преосвященство наделил детей книжками и потом изволил отправиться около 4-х часов в Койморский стан.

В тункинском крае в настоящее время пять миссионерских станов: Гужирский, о котором было уже сказано; Койморский, называемый иначе Пареениевским; Жимыгытский, открытый в сем (1874) году, Шимковский и Нилова Пустынь. Распространение христианства в Тункинском крае началось со времени поселения здесь русских. При Преосвященном Иринее Архиепископе Иркутском много обращено в христианство и крещено бурят миссионерами: священником из Аларских бурят Николаем Бутороем, Иеромонахом Нифонтом и священником Закомельским. Койморский стан открыт при Преосвященном Архиепископе Парфение, и назван Парфеньевским с Высочайшего разрешения в ознаменование трудов, понесенных покойным Архиепископом Парфением в обращении в христианство Тункинских бурят. Этот стан отстоит от Тунки на 12 верст. В 7-ми верстах на пути в Койморы находится холм Галбой (огонь стоячий), некогда огнедышащий, иначе эта местность называется Тальским холмом (от тала – степь). Остатки лавы и расправленных камней разбросаны везде около этого места и тут же не далеко от холма среди камней лавы течет ключ. Местность эта называется Хара-шибирь (черная земля), а ключ харагун (черная вода). Вблизи этого ключа давно кем-то поставлен крест. Здесь ежегодно в Июне миссионерами освящается вода. За этой местностью в двух верстах от Койморов возвышается другой холм под названием Бухэн-хиптиши (пороз-бык лежал). Это тот бык, который, по преданию бурят, шел из Монголии навстречу быку, шедшему из Китоя. Он здесь будто отдыхал. Но не встретившись с своим противником, он возвратился и окаменел в гольцах Сагаугун-сардэк. На холме Бухэн-хиптиши есть кумирня с идолами, которым буряты приносят жертвы. Местоположение холма живописное. Койморская Благовещенская церковь построена на пожертвования благотворителей и освящена блаженной памяти Архиепископом Парфением в 1868 году, 25 Сентября. Она стоит на холмике, из которого вытекает вода, пропитанная потащем или содой, смешанной с серой. Эта местность тоже носит на себе следы бывшего здесь некогда вулканического извержения. Буряты издавна собирались на эту местность и преимущественно 25-го Марта в день Благовещенья Пресвятой Девы, потому что буряты все вообще строго соблюдают этот праздник, держась русского народного поверья, что в Благовещенье и птица не вьет гнезда. Есть казенный дом и в доме помещается школа. Жителей в Койморском стане по клировой ведомости за 1873 год в 580 юртах новокрещенных мужского пола 1132, женского 860 – всего 1992. Некрещенных обоего пола до 1000 душ. А с живущими в Тальской деревне дворов 672, мужского пола 1722, женского 1730.

Преосвященный прибыл в Койморы в три четверти шестого часа. Там уже собралось много бурят. Одни из них приехали, желая принять благословение от Архипастыря, другие привели детей ко крещению, некоторые из взрослых пришли сами креститься. В половине седьмого часа вечера началось крещение Архипастырем бурят в сослужении прибывших с ним духовных лиц и продолжалось около двух часов. Крещено мужского пола 68 и женского 95 – всего 163. Ночлег Его Преосвященство имел в доме священника миссионера.

Утром 16 Сентября Владыка, осмотрел храм и часовню над водой и преподав Архипастырское благословение ночевавшим здесь бурятам, возвратился в Тунку и в доме почтенного Константина Георг. г. Лопуцкого принял предложенный его усердием обед. После обеда Архипастырь в сопровождении г. Заседателя и сопровождавших его духовных лиц – отправился в Нилову Пустынь, имея намерение посетить по пути лежание миссионерские станы Жимыгитский и Шимковский. В Жимыгытском стане, отстоящий от Тунки в 8-ми верстах за Иркутом, прибыли к 3-м часам пополудни. Здесь на деньги 10,000 р., пожертвованные благодетелем Иваном Ивановичем Базановым, строится дом для миссионера и назначено место для постройки храма во имя св. Иннокентия Иркутского Чудотворца. Тамошний миссионер священник Василий Орлов встретил Его Преосвященство у своего домика, предназначенного для помещения псаломщика. Архипастырь, посетивши дом священника, рассматривал план дома и церкви, расспросил о земле, предназначенной для сенокоса и в 5-ть часов отправился далее. В 8-м часов вечера прибыл в Шимки, где Архипастырь и сопутствующие ему в доме о. миссионера Иеромонаха Алексея имели ночлег. Утром 17-го Сентября Его Преосвященство посетил и осмотрел Шимковскую церковь, преподал Архипастырское благословение собравшемуся народу и, откушав чай, в 7-м часов отправился в Нилову Пустынь. На пути туда переезжали несколько рек: Зангисан (гремучий) большой и малый, — Иркут, Ихэ-угунь (большая вода) возле пустыни. Около церкви с гор в дождливое и весеннее время течет еще река Хонхолдай (звенящий). Не далеко от Ниловой Пустыни Иркут переезжается в брод, исключая дождливое время, потому что его исток находится выше Ниловой Пустыни и выходит из озера Иркута и потому чем он ближе к истоку тем более мелеет. В 10-ть часов, прибыли в Нилову Пустынь. После небольшого отдыха Архипастырь с сопутствовавшими ему духовными лицами отслужил в церкви преподобного Нила Столобенского панихиду об успокоении Преосвященного Архиепископа Нила, бывшего Ярославского, который устроил эту пустынь и по завещанию оставил на вечное поминовение тысячу рублей на поддержание ее. Затем Архипастырь осматривал храм. Храм снабжен всем необходимым для Богослужения в достаточном количестве. Иконы в храме очень хорошей живописи. По выходе из храма Его Преосвященство и сопутствующие ему лица осматривали здание, стоящее при минеральном тепловом ключе. Теплая ванна хорошо содержится, но нумера для приезжих требуют исправления. Летом приезжают хотя изредка из Иркутска и из других мест лечиться этими водами от ревматизма. В час пополудни Его Преосвященство изволил выехать из Ниловой Пустыни и прибыл обратно в Шимки в 4-ре часа. Здесь Архипастырь, посетил церковь, преподал благословение собравшемуся народу, и раздал несколько религиозных брошюр крестьянским мальчикам, обучающимся в миссионерской школе. Одного усердного старика-бурята Его Преосвященство благословил иконой Спасителя. Затем в половине 6 часа вечера выехал из Шимок в Тунку.

На пути Преосвященный Архипастырь был встречен у Дацана ламама с музыкой и барабанным боем. Сам Шеретуй (настоятель Дацана) в красной одежде и в остроконечной шапке бил в литавры, другой лама трубил в медную трубу, издававшую резкий звук. Один бурят перед Владыкой нес на палке медный котелок с горящими углями, на которых курились разные благовония травы, покупаемые для этого в Китае. В предшествии всего этого Архипастырь вошел в бурятский Дацан (буддийский храм), называемый Кырэйским. Впереди Дацана под открытой галереей стоит огромная хурда, на которой написана таинственная молитва: бм-ма-ни-бад-мэ-хом. Эту молитву одни переводят: о драгоценности в ледвенце! другие: жизнь в лотосе. В больших хурдах заключаются еще религиозные и служебные тибетские книги. Буряты верят, что стоит только поворотить хурду, и молитвы, заключающиеся в книгах, уже совершены. В Дацане у передней стены стоит много раззолоченных и безобразных истуканов: Шигэмуни, Абиды, Манджу-шири, Майдера и др. На веревках по храму развешано много хадаков (лент и материй), принесенных в жертву идолам, на столбах висят бубны и титавры. Его Преосвященство, осмотрев Дацан, спросил Шеретуя о значении: ом-ма-ци-бад-мэ хом. Шеретуй сказал, что в этих таинственных словах содержится сущность Буддийского вероучения, но переводчик не мог буквально перевести слов Шеретуя и сказал, что это значит тоже, что по русски: Господи помилуй! Архипастырь указав на другое объяснение (жизнь в лотосе), воспользовался случаем, чтобы указать на превосходство христианской религии перед бурятской или буддийской. Это превосходство показано Архипастырем с той стороны, с которой оно может быть понятнее для бурят. А именно: в Божественной любви, явленной во Христе человечеству. В противоположность буддийскому учению о Шигэмуни, Архипастырь сказал, что истинный Благодетель и Спаситель рода человеческого есть Христос, который в своем учении указал людям на вечное царство любви, освободил их от власти дьявола и открыл доступ в это царство всем верующим в Него и крестившимся. Потому на крещенных, по верованию самих бурят дьявол не нападает. Христианская вера дана для всех людей. Все народы, по пребывании Спасителя Христа, примут эту веру. И теперь видим, что христианская вера распространяется по всей земле. Христианскую веру принимают Китайцы, Японцы, Корейцы и другие народы. Когда Христос придет судить мир, тогда те из христиан, которые жили по Его учению, получат царство небесное. Я желаю вам получить это царство у Христа Спасителя. Все эти слова переводчик передал Шеретую. Затем Пеосвященнейший вышел из Дацана. Его сопровождали Шеретуй, ламы и многие буряты с такой же музыкой, бубнами и курениями, как и при входе. Видно было, что слово Архипастыря произвело доброе впечатление на Шеретуя, потому что, прощаясь, он снял свою форменную шапку, и, приложив сложенные руки ко лбу, склонил так свою голову перед Архипастырем, а это у бурят служит знаком глубокого уважения. Кроме того Шеретуй подносил Владыке в знак уважения платок, называемый «хадак». На этом платке напечатана летящая лошадь, а на ней хурда с двумя таинственными словами, означающими вышеприведенную молитву. Лошадт попирает ногами враждебных духов. По объяснению известного знатока буддизма Архимандрита Палладия летящая лошадь-хихорин – означает быстрое распространение буддизма.

В 10-ть часов вечера того же, 17-го, числа Его Преосвященство возвратился в Тунку и, — переночевав здесь, в 9-ть утра, 18-го Сентября, выехал из Тунки в сопровождении г. Заседателя и кавалькады бурят. В Степной думе встретил его снова Тайша Хомаков и родовой староста. Тут же был предложен Его Преосвященству обед, после которого Архипастырь отправился в дальнейший путь. Тайша и много других почетных бурят несколько верст верхом провожали Архипастыря. А прежняя кавалькада провожала Архипастыря до Култука. В Култук Владыка прибыл в 10-ть часов вечера. Но не останавливался здесь, а в 11 часов ночи выехал из Култука и имел ночлег на первой от Култука станции. На следующий день 19-го Сентября в 3 часа по полудни Его Преосвященство благополучно возвратился в Иркутск.

21-го Ноября 1874.

Опубликовано 28 декабря 1874 года. 

Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 1.

Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 2.

920

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.