Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 1.
Поездка Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 1.
Его Преосвященство, Преосвященнейший Вениамин Епископ Иркутский, с прибытием на Иркутскую Епархию в Августе 1873 г., не замедлил обозрением Епархии по трактам Ангарскому в Октябре того же года, Якутскому в Мае и Июне и Московскому в Июле настоящего года. В Сентябре сего 1874 года он посетил Тункинский край. Кроме общего обозрения церквей того края и миссионерских станов, Архипастырь пожелал освятить вновь воздвигнутые храмы и крестить бурят, приготовленных к крещению, об. миссионерами.
Преосвященнейший Архипастырь выехал из Иркутска в Тункинский край утром 11 Сентября, в сопровождении одного архимандрита, благочинного священника Шергина, певчих и других лиц. Первый храм на пути из Иркутска был в селе Введенском, в 25 верстах от Иркутска. Туда проехали через Слободы Смоленщину или Смольяное, Окинино и Баклаши. Все эти села лежат по р. Иркуту в живописных местах. По прибытии в с. Введенское, Архипастырь подъехал к церкви, где при колокольном звоне и собрании народа, местный священник о. Алексей Поспелов встретил его у дверей в облачении и св. крестом в руках. Облачившись в мантию и приложившись к кресту. Архипастырь вошел в алтарь и после обычной краткой эктении, сказанной священником, сделал отпуск и давал целовать крест собравшемуся народу. По снятии мантии Архипастырь осматривал нижний храм, посвященный Введению во храм Пресвятой богородицы, и верхний – во имя первоверховых Апостолов Петра и Павла. По выходе их храма, Владыка посетил дом священника, где представился ему и местный притч. В том селе притча по штату положено священник и два причетника.
Некогда земли лежащие по обе стороны Иркута, на которых теперь стоят села, принадлежали Вознесенскому монастырю и были приписаны и утверждены за ним грамотами великих князей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей. На этих землях издавна селились люди свободные и пахатные крестьяне, и таким образом постепенно образовались селения: Максимовское, Смоленщина, Введенское и др. Построение храма в Введенском селе должно отнести к концу 17 столетия, потому что, по учреждении в Иркутске Тобольского Викариатства в 1707 г., в числе церквей, переданных Тобольскому Викарию, Иркутскому Епископу Варлааму, значится и церковь Введенская вверх по Иркуту. Что эта церковь и в первой половине XVIII ст. принадлежала Вознесенскому монастырю, видно из того, что указ о назначении св. Иннокентия Епископом Иркутским в селе Введенском получен монахом Вонифатием, а в других указах на имя священников Введенской церкви Введенская слобода называлась монастырской вотчиной. В древней описи церковного имущества, скрепленной поповским Богородским старостой Тихиком Федоровым, та церковь описывается так: «церковь деревянная, во имя Введения Пресвятой Богородицы, шатровая, об одной маковице. На ней крест деревянный же, да над алтарем крест деревянный. В том алтаре три окна, одно прямо царских дверей и проч. Престол святой мерой в длину и ширину по аршину». К сожалению, в этой описи не показано годов ни антиминса, ни евангелий, ни сосудов описываемых, а только на первом листе замечено, что 1747 г., при старосте Ефреме Кичигине, вкладчик Вознесенского монастыря Яков Васильев Орефьев приложил Введению Богородицы в казну чашу зеленой меди о двух рукоятках весом 5 ф. О некоторых вещах замечено, что они ветхи. Прибавка вещей обозначалась на полях описи до 1801 года. В описи, между прочим, сказано: «из церкви двери на верхнюю сторону…», «из церкви в трапезу двери решетчатые». В трапезе показаны разные образа. Из трапезы двери на паперть. Из паперти двери на рундукт и другие двери на верхнюю сторону. Колокольня деревянная осьми-угольная, вверх шатровой, глава обита лемехом, крест на ней деревянный; на колокольне колокол, первый 14 пуд., далее 6 пуд. и 2 фунта, 5 пуд, 2 пуд, расколот, 22,75 фунта. В 1767 году были новые пожертвования иконами, ризами, воздухами, напрестольной одеждой, вероятно, по случаю устройства вверху церкви. Этим годом опись кончается. 28 ч. Сентября 1766 года священник Введенской церкви Илья Иванов, церковный староста Филимон Кичигин и прихожане подали прошение Преосвященному Софронию Епископу Иркутскому о дозволении перекрыть показанную церковь, также трапезу и паперть и о пристройке к ней дл церковного благоделия, в славу Божию, к северной стороне придела, во имя свят. Первоверховных апостолов Петра и Павла, и выдать для этого соборную книгу. Указом Консистории от 7 Октября дозволено святителем Софронием перекрыть и устроить придел при церкви. Престол велено поставить в указанную меру, в вышину аршин и шесть вершков с девой, в длину аршин восемь вершков, в ширину аршин четыре вершка. 4-го Июня 1775 года Введенской церкви священник Василий Попов и церковный староста Прокопий Гусев донесли Преосвященному Михаилу 1-му, Епископу Иркутскому, что вновь построенный в Введенской церкви придел во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла окончательно устроен и украшен надлежащим образом, и потому просили, чтобы Преосвященный дал повеление освятить этот придел. 11-го Июля того же года Преосвященный Михаил Миткевич выдал, за подписом властной (собственной) руки грамоту ключарю Иркутского кафедрального собора священноиерею Петру Феодорову Сухих, которую благословляется ему освятить этот предел. Для чего и дан ему новый священный антиминс. Освящение придела совершено в том же году. Но как древняя Введенская церковь, так и вновь устроенный при приделе не долго существовали после того 3-го Апреля 1788 года священник Введенской слободы Василий Попов и прихожане донесли тому же Преосвященному, что «на 12-е Марта того же года оная Введенская церковь с престолом свят. Апостолов Петра и Павла нечаянным случаем сгорела. Приходские люди и другие богомольцы вознамерились от своего усердия во оной Вверх-Иркутской слободе тогда же соорудить вновь деревянную церковь». Почему священник и приходские люди просили Преосвященного дать благословенную грамоту на заложение новой двухпрестольной церкви на погорелом месте. 26-го Июля того же 1788 года Преосвященный дал просимую грамоту (она хранится в церк. архиве) за подписом властной руки кафедральному протоирею Иоанну Гавриловичу Миткевичу с тем, чтобы по заложении церкви было ему Преосвященному донесено. По этой грамоте двухпрестольный и двухэтажных храм в Вверх-Иркутской слободе того же имени, как и прежде, был заложен протоиреем Миткевичем 29-го Июля того же 1788 года. Через год после сего заложения, именно 1-го Августа 1789 года Преосвященный Михаил Миткевич скончался. Указом Святейшего Сунода от 20-го Сентября того же года велено Преосвященному Варлааму Епископу Тобольскому и Сибирскому решать дела, требующие по Иркутской Епархии собственного архиерейского рассуждения и решения. Для чего Иркутская Духовная Консистория должна была представлять ему такие дела. Вследствие этого означенная Консистория, по объявлению Введенского священника Василия Попова и прихожан, донесла Преосвященному Варлааму от 24-го Декабря того же года, что «из означенных в Верх-Иркутской слободе на погорелом месте вновь деревянной во имя введения во храме пресв. Богородицы с приделом св. первоверховных Апостолов Петра и Павла двух храмов, один в нижнем департаменте храм во имя Введения Пресв. Богородицы зданием по окончании приведен, иконостасом, св. образами и прочим церковным благолепием украшен и принадлежащей церковной утварью снабжен и ко освящению состоит в готовности». Консистория просила у Преосвященного грамоты на освящение оного храма прежним св. антиминсом. Каковую грамоту от 14-го Декабря 1789 года Преосвященный послал кафедральному протоирею Иоанну Миткевичу. Получив ее означенный протоирей отправился в Верх-иркутскую слободу и 24-го Января 1790 года освятил означенный Введенский храм. Церковь же в верхнем этаже во имя св. Апостолов Петра и Павла устроена через 7 лет после того. 17-го Июня 1797-го года священник Введенской церкви Василий Попов с церковным ктитором крестьянином Михаилом Канкоровым, донесши Преосвященному Вениамину Епископу Иркутскому о готовности этого храма к освящению, просил дать благословенную грамоту и св. антиминс на освящение его. Эта грамота выдана тому же священнику 29-го Июля того же 1797-го года и того же дня и года освящен означенным священником. Этот двухъярусный и двухпрестольный храм и доселе стоит.
Из церковного архива осталось немного. И это немногое находилось под колокольней и спасено от окончательного истребления любознательностью нынешнего священника Введенской церкви Алексея Поспелова. Указы архива начинаются с Импер. Петра I-го. Из них не многие относятся к местным распоряжениям, а большая часть их общего для всей империи ведения. Укажем на те указы, которые почему-нибудь могут иметь значение. Кроме вышепоказанных указов о назначении святителя Иннокентия Епископом Иркутским и Нерчинским и о пристройке придела, в прочих указах обращают на себя внимание следующие постановления. Указом от 31-го Марта 1740 года из Иркутского архиерейского приказа велено составить ведомости, где и сколько с 1732 года крещено иноземцев, и кем, и в котором году, мужеска и женска пола, и которых они были улусов и родов, и как их иноземные имена, и кто у кого были восприемники. Такие именные ведомости прислать и впредь посылать. Указом от 17-го Июля 1741 года по повелению Императрицы Анны Иоанновны велено ловить ханжей, живущих в шалашах и подобных местах, и старых отдавать в монастыри, а молодых – в солдаты. 18 Марта 1745 года посланы поповским старостой Владимирской церкви священником Иваном Феодоровым в Верх-Иркутскую вотчину Введенской церкви священнику Владимиру Иванову 13 разных указов, в том числе указ «о именовании отныне (1745 г.) прежде бывшему Архиерейскому приказу Консисторией». В указе из Иркутской Консистории от 27-го Августа 1775 г., между прочим, сказано: по указа правительствующего Сената 764 (1764) года от 6-го Апреля указу 5 пункта велено за воспринятие иноземческими женами и девками веры греческого исповедания для зачета мужьям или родственникам и свойственникам их, а буде случатся сироты, кому они пожелают, давать льготы на три года, но кому б ту льготу отдать от себя желают, того в предписанных здешней Консистории ведомостях не показано, и для того в посланных к шуленгам указах, предписать и сие, во первых, кому они ту льготу дать пожелают, в том их каждую (говорится о крещеных женах и девках) персонально спросить, и оную, по их собственному желанию, тем людям дать, а кому также и за кого именно дано будет, во ону (Иркутскую Губернскую) канцелярию рапортовать, а от здешней Консистории тою промеморию требовано, дабы священникам от себя приказать с тем, чтобы при крещении таких женок и девок, кому они похотят давать льготу, спрашивать, и как от них в подаваемых в здешну консисторию, так и из здешней консистории в присылаемых в ону канцелярию ведомостях показывать имянно, дабы впредь в переписках излишнего затруднения не происходило, того ради» и проч. В заключении описании архива Введенской церкви укажем на рассказы стариков о потери Вознесенским монастырем своей заимки в селе Введенском. По словам Баушева, 70-ти летнего старика, который владеет бывшей монастырской заимкой в Введенском (ныне Верх-Иркутском) селе, эта заимка, будто каким-то настоятелем Вознесенского монастыря, передана была Вицегубернатору Лебергету, а по отзывам Баушевой жены, просто была присвоена по праву сильного, Вицегубернатор уезжая в Россию перепродал ее иркутскому мещанину Гусеву, а Гусев в конце прошлого или в начале нынешнего столетия перепродал Баушеву, сын которого Василий и есть вышеупомянутый Баушев. От построек монастырских сохранились остатки бывшей монастырской мельницы. Есть кое какие остатки от пивоварни монастырской. Дорога из монастыря в заимку пролегала по левому берегу р. Иркута. Монастырем устроено несколько мостов. Бывал ли на заимке св. Иннокентий, Баушев ничего не мог сказать положительного. Недалеко от лесопильни г. Тюменьцева есть сохранившиеся балки моста, известного будто под именем моста св. Иннокентия, по отзыву механика лесопильни, который 4-е году живет на ней, и дьячка Попова.
Опубликовано 14 декабря 1874 года.
Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 2.
Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 3.