Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 2.

Поездка Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 2.

В час по полудни Его Преосвященство выехал из Введенского села, и прибыл в Култук в конце 10-го часа вечера. У церкви собралось много народа в ожидании Архипастыря. Немедленно началось всенощное бдение святому храма, святит. Николаю Чудотворцу. Архипастырь выходил на Литию и раздавал народу благословенный хлеб, выходил и на Величание и в обычное время помазывал народ св. елеем. За неимением в Култуке штатного псаломщика на левом клиросе пели один крестьянин и дочь священника, которая кроме того занимается с мальчиками в училище. Ночлег Архипастыря был в доме священника о. Николая Соловарова. Утром 12 Сентября Его Преосвященство совершал в Култукском Николаевском храме Божеств. Литургию, в сослужении сопутствующих духовных лиц и местного священника. На малом выходе Его Преосвященство изволил возложить на священника Николая Соловарова набедренник. В конце Литургии Архипастырь, объяснив молитву Господню, между прочим говорил о необходимости молитвы, и о том, что христиане должны ходить достойно звания своего, дабы имя Божие не хулилось между язычниками ради их худой жизни.

В Култуке церковь построена в 1852 году тщанием Иркутского купца Стефана Стефановича Попова и освящена того же года бывшим Иркутским Архиепископом Преосвященным Нилом, во имя свят. и чудотв. Николая. Церковной утвари довольно. Притч, по указу Св. Сунода 24-го Мая 1873 г., должен состоять из настоятеля и псаломщика. Часовен, принадлежащих Култукской церкви, четыре: 1) в Култукском селении на берегу Байкала во имя свят. Николая; 2) в селении Тибильтейском во имя св. Пророка Илии, в 36 верстах от храма; 3) на Муринской станции во имя Покрова Богоматери, в 57 вер. от храма по кругобайкалькому трактому; 4) на Переемной станции во имя святит. и чудотв. Николая, в 120 вер. от храма по кругобайкальскому тракту. В Култуке есть школа; дворов всего 56, жителей за 1873 г. м.п. 205, женского пола 196. В Муринской и Утулинской станциях – дворов 5, душ обоего пола 18; В Тибильтее дворов 34, душ м.п. 91, ж.п. 98.

С Култука начинается Тункинский край. Границы его к востоку – Байкал и отроги Байкальских гор. Те же горы к гу отделяют Тункинский край от Санаги, принадлежащей к Забайкальской области. На запад Тункинский край граничит с Тункинскими горами, составляющими отроги Саянских гор. Раздвинувшись по обе стороны и окружив Тункинскую степь, эти горы постепенно суживаются по направлению к юго-западу и образуют так назывемую Оку (реку), т.е. линию пограничных караулов между Россией и Монголией. Прежде, чем едущему в край сделается заметным, что крайние горы раздвигаются, образуя обширную площадь, он должен проехать разные реки, текущие с гор и по быстроте разлива и по шуму текущих вод носящие соответствующие названия; также встречаются на пути крутые и высокие горы, с которыми связаны различные древнеязыческие бурятские предания. От Култука до Тибильтеи местность называется Быстрой, от реки Быстрой. От с. Тибильтеи до перевоза через Иркут, местность называется Торской (от тора – степь). За Гужиром возвышается гора Бычья. За нею следует Еловская местность, затем гора Шаманская и Тунка.

Бычья гора, по бурятски Буханаин (пороз – бык, пороз – князь), носит такое название по следующему мифологическому бурятскому сказанию. Буханаин (бык – пороз) это земной бог, который сохраняет от всякого зла; ему приписывается покровительство скота, травы, рождающихся детей и урожай хлеба. Буханаин, от котрого получила название Бычья гора, шел с русской стороны с реки Китоя на встречу Буханаину, шедшему с монгольской стороны или из Китая. Оба быка имели намерение сразиться между собой. Но они разошлись, не встретившись друг с другом. Бык с Монгольской стороны, прошедши до Култукских гор и не встретившись, возвратился обратно и через Гужир (хара гужир – черные солонцы) и Бычью гору, где он отдыхал, в 10 верст. от нее, на правой стороне гольцов, т.е. на русской стороне, окаменел на месте, называемом Сагаугун Сардек (белая гора). С давнего времени на холме Кунькин-аршан – возле того белого гольца, где окаменел Бык-пороз, стоит кумирня булхун. Около 1850 г. из Монголии приходил сюда Хубилхан (перерожденец) и говорил бурятам, что здесь носятся духи. Блаженной памяти Преосвященнейший Архиепископ Парфений в противоположность этому суеверию поставил и освятил здесь часовню во имя святит. Николая. А Бык-пороз, шедший с Китоя, или с русской стороны, не дошедши Монголии, окаменел в гольцах, находящихся на границе Монголии на месте, называемом Буха-Сардек. Недалеко от этих гольцов в местности Ахор-шибирь (сырой березняк) течет речка Буха-горхон (Порозинская или бычья речка), как знак, что здесь проходил бык пороз – Буханаин. Это мифологическое сказание можно объяснить движением народов. Русские, дошедши до Монголии, остановились там, а Монголы или буряты имели намерение вытеснить русскую народность из Тункинского края; но в своем движении остановились у гор Саянских. Так Шиловский род бурят в давние времена, еще до завоевания русскими Сибири, жил за Ангарой, в том месте, где теперь стоит Иркутск. Но русские вытеснили их оттуда и, подвигаясь вперед, дошли до Тунки, где поставили крепость. Название Шаманской горы происходит от того, что буряты, отправляясь на лесные и другие промысла, шаманят под деревьями, на холмах этой местности. На одну такую лесину указывают и теперь.

Преосвященный по выезде из Култука в сопровождении Тункинского заседателя К.Ю. Лопуцкого, Благочинного свящ. Шергина и Култукского свящ. Н. Соловарова, около 5 ч. по полудни, прибыл в селение Тибильтеи, и там заходил в часовню, построенную в 1873 г., но еще не совсем оконченную. По благословению Преосвященного Вениамина, священник Николай Соловаров раз уже служил здесь Литургию на переносном антиминсе. Эту часовню предполагается переделать в храм. Его Пеосвященство, осмотрев часовни новую и старую, обратился к собравшемуся народу с увещеванием ходить в церковь, говеть и приобщаться св. Таин. Давши всем присутствовавшим благословение, Архипастырь отправился в дальнейший путь. Не доезжая 7-ми верст до Степной Думы, Его Преосвященство встречен был Тайшей Алексеем Николаевым Хамаковым с родовыми старостами и другими избранными лицами из бурят. Все они (до 30 человек) в форменных или праздничных одеждах. Архипастырь, остановившись, преподал благословение Тайше и прочим выборным бурятам и затем продолжал путь в Степную Думу. Буряты, окружив экипаж, провожали Архипастыря до Думы. По усердию и предупредительности их заметно было, что они рады были видеть Архипастыря. Как хорошие наездники, многие из провожающих бурят показывали свою удаль, забегая вперед и потом снова возвращаясь к экипажу. По приезде в Думу, в 7-м часу вечера, началось всенощное бдение св. Митрополиту Алексею, в честь которого предназначено было освящение храма. Пеосвященнейший Владыка выходил на Литию, благословение хлебов и Величание в сослужении провожавшего и явившегося здесь духовенства. Ночлег Архипастыря был в Думе. Утром 13 Сентября до Литургии священник Иоанн Косыгин и вновь прибывший миссионер Иеромонах Алексей крестили бурят, изъявивших желание креститься. Крещено всех 45 человек. Затем, по освящении воды в 10 часу и прибытии Архипастыря в храм, совершены были освящение храма и антиминсов, и потом Божеств. Литургия. За Литургией Архипастырь приобщил крещенных в этот день бурят и детей. Затем их текста: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго Бога, и Его же послал еси Иисус-Христа, (Иоан. 17, 3) сказал слово о единобожии и христианстве, как единой истиной религии; — о послании в мир Единородного Сына Божия для спасения нашего; — о том, как Спаситель совершил наше спасение, о Его чудесах, вольной смерти, воскресении и победе над дьяволом. Обратившись к крестившимся, Архипастырь увещевал их ходить и вечером, очищать грехи исповедию и приобщенем св. Таин.

По выходе из храма, заседатель Лопуцкий предложил Архипастырю и духовенству стол. Здесь представился Владыке доктор Древновский. Он лечит бурят без вознаграждения, и 12 человек по его увещанию обратилось к христианству. Новокрещенным тоже был приготовлен стол и после обеда розданы платки и рубахи.

По выезде из степной Думы, около 2-х часов по полудни, Архипастырь удостоил своим посещением на пути дом Тайши Алексея Николаевича Хаманова. Владыка прибыл в Гужир того же 13-го ч. в 6 часов вечера. В Гужирской церкви 14-го Сентября назначено было освящение двух приделов. Всенощное бдение Воздвижению Честного Креста и обновлению храма с вечера отслужено было в главном храме с обычной Литией, раздаянием народу благословенного хлеба с после Величания помазанием народа благословенным елеем. В 7 часов утра 14 Сентября, по благословению Архипастыря, Благочинный священник Шергин с двумя сослужащими освятил освященным антиминсом придельный храм в нижнем ярусе церкви, с левой стороны, во имя св. Николая и по освящении совершил Божественную Литургию. Архипастырь же в 9-ть часов утра совершил освящение придела в той же церкви с правой стороны во имя свят. Прокопия праведного, Устюжского Чудотворца, празднуемого 6-го Июля, в виду того, что в этот день в Гужире собирается много народа и бурят. За Литургией Владыка приобщил детей и затем сказал слово из текста: едино просих от Господа, то взыщу, еже житии ми в дому Господни вся дни живота моего. В слове Архипастырь объяснил значение храма. Затем перешел в объяснению обязанностей христианина посещать храм Божий и чаще приступать в нем к приобщению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. По окончании Литургии Архипастырь осматривал храм внизу и вверху.

Троицкая Гужирская церковь построена тщанием Протоирея Николая Доржева, каменная, двухэтахная, с деревянной колокольней. В верхнем этаже три престола: средний во имя Всемилостивого Спаса, в правом приделе во имя Крестителя Господня Иоанна, а в левом во имя Покрова Пресв. Богородицы. В нижнем ярусе средний престол во имя Пресвятой Троицы, с вновь освященными пределами: с левой стороны, во имя свят. Николая, а с правой во имя Прокопия Праведного. Притча положено: миссионер священник, диакон, два псаломщика и один пономарь. Миссионер священник получает жалования 500 р. и на разъезды 200 р.; диакон – 300 р., псаломщики по 200 р. и пономарь 180 р. В Гужирской церкви есть достопримечательности: 1) икона Пресвят. Богородицы, принадлежавшая Императрице Александре Федоровне и пожалованная Ею Протоирею Доржееву. 2) Древнее Водосвятное Евангелие. Заглавного листа в нем нет. В послесловии в конце Евангелия сказано: «напечатана бысть книга сия в православной и святой Лавре Киновия Киевопечерского, ставропигии Архиепископа Константинопольского Патриарха вселенского, в лето от Рождества Христова 1658. На Евангелии собственноручная надпись: в Гужирскую церковь. Нил Архиепископ Иркутский.

Откушав в доме священника, Его Преосвященство изволил выехать из Гужира в Тунку в 2,5 ч. по полудни того же 14 сент. окруженный кавалькадой бурят, и, прибывши в Тунку, в четверть пятого часа, остановился в отведенном ему доме. Так как это было на кануне воскресного дня, то Его Преосвященство на всенощном бдении в Покровском храме, по обычаю своему, выходил на Литию, после которой раздавал народу благословенный хлеб, и после Величания, помазывал народ благословенным елеем. 15-го Сент. в день воскресный Его Преосвященство совершил Божеств. Литургию в той же церкви и сказал слово из текста: помни день субботний, еже святити его; — об обязанности христианства святить дни воскресные и праздничные. Так как при Тункинском храме не было доселе учреждено приходского попечительства, то Архипастырь увещевал прихожан открыть попечительство с целью, между прочим, исправления нравов прихожан и взаимного побуждения к исполнению требований и уставов св. Церкви.

Опубликовано 21 декабря 1874 года.

Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 1.

Поездка Преосвященного Вениамина в Тункинский край в Сентябре 1874 года. Часть 3.

86

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.