Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 4.
Указом Иркутской Духовной Консистории, от 11 мая 1888 года за № 1973, переведен, согласно своему прошению, на второе священническое место к сей церкви священник Николай Яковлевич Мичурин, дьяческий сын. Кончил курс в Иркутском духовном училище прослуживши при сей церкви 9 месяцев; перевелся по своему прошению к Верхнеидинской Михайло-Архангельской церкви.
22 января 1889 г. на место священника Мичурина поступил, согласно своему прошению, священник Нижнеудинского Вознесенского Собора Николай Андреевич Алякринский, студент Иркутской Духовной Семинарии. Священствовал здесь только один год, а затем по слабости здоровья, вышел за штат. В настоящее время состоит священником при Култукской Николаевской церкви.
Указом Иркутской Духовной Консистории, от 27 февраля 1890 года за № 1418, по резолюции его преосвященства, переведен к сей церкви, согласно своему прошению, священник Илгинской Богоявленской церкви Николай Федорович Протопопов, диаконский сын, из воспитанников Иркутской Духовной Семинарии. Сей священствует и в настоящее время, занимая второе священнеческое место.
На место умершего протоирея Иоанна Родионова назначен 12 июля минувшего 1891 года, согласно своему прошению, священник Стефан Евдокимов Винокуров, воспитанник Иркутской Духовной Семинарии. А до этого времени служил в Якутской епархии.
Диаконы.
С 1833 по 1837 год штатное диаконское место при сей церкви занимал Димитрий Александров Каблуков, диаконский сын. Уволен из низшего отделения Иркутской Духовной Семинарии.
С августа 1837 по 1850 год – Иннокентий Иванов Литвинцев, сын священника. Обучался до низшего отделения Иркутской Духовной Семинарии. Уволен по малоспособности.
С декабря 1854 по 1856 г. – Павел Петров Родионов, священнический сын, воспитанник Иркутской Духовной Семинарии. Скончался священником при градо-Иркутской Крестовоздвиженской церкви.
С 1856 по 1861 год – Вениамин Савватеев Литвинцев, пономарский сын. Исключен из первого класса Иркутского духовного училища по болезни.
С февраля 1863 по 1870 год – Павел Александров Куликов, воспитанник Иркутской Духовной Семинарии. В настоящее время священствует в селении Тугутуйском.
С 1 августа 1885 по ноябрь 1887 – Сергий Иванов Литвинцев. Обучался до 5 класса Иркутской Духовной Семинарии. Отсюда переведен священником к Гыдымбойской Михало-Архангельской церкви, Забайкальской области.
С ноября 1887 по июнь 1891 года – Петр Федоров Кузнецов, диаконский сын. Окончил курс в иркутском духовном училище. Переведен диаконом же к градо-Иркутской Успенской церкви, на место умершего отца своего, для поддержания оставшегося семейства.
В сентября с.г. назначен сюда диакон Анемподист Коноровский, служивший до сего при Казаченской Покровской церкви.
Псаломщики.
С 1821 по 1851 год состоял дьячком при сей церкви Акепсим Иванов Мурашев, священнический сын. Уволен из низшего отделения Иркутского духовного училища. – за нанесение обид одному крестьянину находился три месяца служителем при Семинарии. За нетрезвость уволен за штат.
С 1831 по 1867 год – Марк Александров Каблуков, диаконский сын. Исключен из низшего отделения Иркутской Духовной Семинарии. Скончался в Куде.
В июне 1832 года определен к сей церкви звонарем Николай Петров Фворин, сын священника. Уволен из низшего отделения Иркутского духовного училища «по великовозрастью и тупым способностям» при одобрительном поведении. Некоторое время состоял служителем при Семинарии. 22 июня 1841 года, за исправность по церкви и честное поведение, утвержден епархиальной властью в звании дьячка с правом получения дьяческого дохода. В 1854 высокопреосвященнейшим Афанасием посвящен в стихарь. За 35-летнюю беспорочную службу июля 10 дня 1876 года получил архипастырское благословение на ношение рясы. 18 февраля 1880 г. за отлично усердную службу и честное поведение получил от Иркутского архипастыря благословение с благодарностью. Скончался 1 января 1883 года и погребен в церковной ограде.
С 10 февраля 1867 по 29 июля 1885 года служил псаломщиком Николай Марков Каблуков, определенный сюда вместо умершего отца своего, для поддержания оставшегося семейства. В настоящее время состоит штатным диаконом при Оекской Успенской церкви.
Вместо умершего псаломщика Николая Фаворова поступил его сын Гавриил, почетный гражданин. Служил здесь с мая 1882 по июль 1884 года. В настоящее время служит псаломщиком в селении Харатском.
В 1884 году состоял псаломщиком Василий Александров Кириллов, дьяческий сын, из послушников посольского монастыря. Служил здесь несколько месяцев.
С 30 июля 1885 по 23 июля 1891 года – Стефан Михайлович Сидоров, сын коллежского секретаря. Исключен из 1-го класса Иркутского духовного училища по малоспособности.
В 1885 году – Петр Иванов Родионов, сын священника. Уволен из 3 класса Иркутского духовного училища. Переведен отсюда в Мартыновку Киренского округа. В сентябре с.г. вторично назначен сюда псаломщиком.
С августа 1885 по август 1890 года – Константин Тихонов Сизой, сын псаломщика. Уволен из 3 класса Иркутского духовного училища. В настоящее время состоит псаломщиком при градо-Иркутской Преображенской церкви; стихарный.
С 10 июля 1890 по февраль 1891 года – Тихон Петров Каблуков, сын псаломщика; уволен из 3-го класса Иркутского духовного училища. Сейчас служит псаломщиком в Бельске; — стихарный.
С февраля 1891 года по настоящее время псаломщиком здесь Петр Христофоров Емельянов. Сын крестьянина, Кудинский уроженец. Кончил курс в Иркутском духовном училище.
С 1826 по 1860 год пономарские вакансии. А их было при сей церкви две, были зачисляемы по большей части за писцами Иркутской Духовной Консистории, за учениками духовного училища, Семинарии и – даже за студентами Духовной Академии; так. например, некоторое время числился пономарем сей церкви студент Казанской Духовной Академии Стефан Петров Родионов.
Содержание причта.
На содержание священно-церковно-служителей, по Высочайше утвержденному в 1850 году штату и возобновленному в 1877 году, положено денежного жалования в год (за вычетом 2% с рубля на содержание заштатных и сиротствующих) настоятелю 137 руб. 20 коп., второму священнику 95 руб. 52 коп., первому псаломщику 39 руб. 20 коп., и второму псаломщику 31 руб. 38 коп. Диакону жалование не назначено и второй священник не получает назначенного жалования, по не внесению оного якобы в требовательные ведомости. Пахотной земли нет, а сенокосной земли по положению отведено на весь причт 52 десятины и три десятины отведено по домовые строения и усадьбы.
План на сию землю есть. Межевой книги нет. Вместо пахотной земли по положению особо учрежденного Комитета, состоявшегося в 1853 году, получается от прихожан хлебной руги из сельских магазинов: священникам – по 20 пуд., диаконам – 12 пуд. псаломщикам по 7 пуд. и просвирнею – по 2 пуда в месяц зерновым хлебом, а не мукой. Кружечный годовой доход простирается до 1300 руб. и это на пять членов причта.
Дома причта.
Для первого священника дома нет. Служивший здесь до 1891 года протоирей Иоанн Родионов помещался в собственном доме, доставшемся ему по наследству от отца его, протоирея Петра. – В настоящее время первый священник живет в частной квартире (далеко непоместительной), нанимаемой прихожанами за 15 руб. в месяц. Второй священник помещается в доме, построенном прихожанами в 1862 году для псаломщика. Дом этот в данное время весьма ветхий, а вследствие этого в зимнее время страшно холодный; построен не по плану, тесен и не имеет удовлетворительных надворных служб. В зимние холода семейство священника согревается железной печкой, приобретенной на собственные средства. Для диакона и обоих псаломщиков домов также нет, а помещаются они на частных квартирах (крестьянских домах), нанимаемых прихожанами. Каждая квартира стоит в месяц от 6-7 руб. Квартиры эти также тесны, неудобны и в зимнее время весьма холодные. – таким образом, прихожане платят за квартиры для четырех членов причта более 30 руб. каждомесячно. О построении же прихожанами новых домов для всех членов причта никто из первых священников, служивших до сего времени здесь, не думал и не заботился. – По приговору прихожан, данному в 1877 году, на отопление квартир причта доставляется в год весенодельных дров 72 сажени; священникам – 20 саж., диакону 12 и псаломщикам – по 10 саж.
Состав прихода.
Весь приход Кудинской Свято-Троицкой церкви состоит из пяти селений: Кудинского, Хомутовского, Позняковского, Талькинского и Карлукского. Самая дальняя деревня от храма Карлукская – в 8 верстах. Препятствий к сообщению между сими селениями и храмом нет.
В 1883 году (год освящения храма) по клировым ведомостям значилось в приходе: дворов 400, жителей мужского пола 1734, женского пола 1479. В сем же 1891 году насчитывается в приходе: дворов 754, жителей мужского пола 2045, женского пола 2081. Следовательно, приход с 1883 по 1891 год увеличился на 354 двора, на 671 чел м.п. и на 602 жен. Пола. Все прихожане, за исключением нескольких поселенческих семейств и мещан принадлежат к крестьянскому сословию и исповедают веру православную. Сектантов в приходе нет. Главные занятия: хлебопашество, огородничество и отчасти скотоводство.
В общем материальное состояние здешних жителей в настоящее время не цветущее, вследствие бывших здесь не так давно неурожаев и падежа рогатого скота.
Селение Куда.
Сентября 23 дня 1891 года.
Священник Кудинской свято-Троицкой церкви Николай Протопопов.
Опубликовано 18 января 1892 года.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 1.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 2.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 3.