Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 3.
Древних икон в храме нет, кроме одной иконы писанной на полотне (величина ее около сажени в квадрате) изображающей страшный суд и помещенной на левой паперти. Эта древняя икона, как передают, прежде стояла в деревянном разобранном храме. Из икон замечательных по художественной работе и ценности, следует поименовать две: одна – изображение св. пророка Илии, в серебряной позолоченной ризе, в киоте под бемским стеклом: вышина ее 1 арш. 8 вершк., а ширина 1 арш. 2 верш., весу в ризе 12 фунт. 75 золотн., выписана из Москвы усердием церковного старосты крестьянина Ивана Парфенова в 1869 году за 646 руб., 52 коп. помещена в левой стороне иконостаса, в Ильинском приделе против левого клироса; другая – изображение святителя и чудотворца Николая, в серебряной под золотом ризе; вышина ее 1 аршин 6 вершков, а ширина 1 аршин 2 вершка; веса в рисе 11 фунтов 26 золотников; выписана на добровольные пожертвования прихожан в 1885 году; стоит 577 руб. 11 коп., помещена в иконостасе Никольского придела, против правого клироса. – В 1884 году куплено для храма восемь икон, требное Евангелие и пара хоругвей на 276 рублей.
Церковная утварь и ризница.
Церковной утварью и ризницей храм, можно сказать, вполне обеспечен, благодаря усердию и заботам двух протоиреев Петра и Иоанна Родионовых, преемственно служивших здесь с 1826 по 1891 год. Впрочем, есть в настоящее время вещи утвари и ризницы, требующие исправления и поновления, но таковых не много. Утварь и ризница заведены были частью на церковные средства, частью жертвованы боголюбивыми людьми сего прихода и г. Иркутска. Из благотворителей сего святого храма достойны вечной памяти и молитв за них церкви следующие лица: протоирей Петр Родионов (строитель храма), сын его протоирей Иоанн Родионов (устроитель церковно-приходской школы здесь), Якутский купец Иван Яковлевич Шилов (умерший в 1841 г.), потомственная почетная гражданка Александра Никифоровна Портнова, казак Федор Коршунов, Марфа Ильина Скорнякова, Татьяна Ивановна Парфенова, Константин Яковлевич Садовников, дворянка Александра Петровна Колсницкая, дворянка Евдокия Петровна Загоскина и священническая жена Анна Петровна Знаменская и др.
Церковная библиотека.
Богослужебных книг достаточно. Одних только акафистников разным святым до 35 экземпляров. Книг учительских (писания свят. Отец: беседы, поучения, слова и речи известных проповедников) до 180 экземпляров. Журналов духовного содержания, начиная с 1839 года («Христианское чтение», «Воскресное Чтение», «Православное Обозрение», «Странник», «Домашняя Беседа», «Дешеполезное Чтение», «Церковно-Общественный Вестник», «Руководство для сельских пастырей», «Церковный Вестник», «Московские Ведомости» и друг.) – более 300 экземпляров. Книг исторического содержания до 40 экз. Книг и брошюр разного содержания, более 50 экземпляров. «Иркутские Губернские Ведомости», издаваемые с 16 мая 1858 г. «Иркутские Епархиальные Ведомости» с 1863 по 1891 год. Все вышепоименованные книги, журналы, ведомости и брошюры, за небольшим числом экземпляров, прилично и прочно переплетены и хранятся в чистоте и порядке в нарочито устроенном шкафе большого размера. Библиотеку Кудинского храма как по количеству, так и по качеству книг, следует отнести к одной их лучших в здешнем багочинии.
Часовни.
В приходе сего храма существуют три часовни. О времени построения их сведений нет. Одна находится в 1,5 верстах от храма к югу, близ Якутского тракта; построена на четырех столбах; забрана со всех сторон – снизу толстым тесом, а с половины вверх деревянной решеткой, с таковой же дверью и покрыта тесом; сама часовня окрашена графитом, а крыша медянкой на масле; — прочна. В средине ее стоит деревянный крест с изображением Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Другая – находится за селением Талькинским, в 4-х верстах от храма. На северо-восток. Построена на столбах на подобие первой часовни, но не окрашена и ветха. В ней также помещен крест с изображением Распятия Спасителя. И третья находится близ селения Карлукского; построена на подобие первых 2-х часовен; прочна. В первые две часовни прихожане (кудинцы и талькинцы) имеют благочестивый обычай поднимать из своего храма в весеннее время после посева хлебов, св. иконы и служить в оных молебны с водосвятием. В Карлукской часовне отправляется молебен с водоосвящением в 29 июня каждогодно и проводится этот день карлукскими жителями, как бы престольный праздник. Из рассказов прихожан видно, что первая часовня построена кудинцами, вторая талькинцами, а третья жителями деревни Карлукской.
Богадельня.
При храме находятся два здания для богадельни, построенные на углах церковной ограды с лицевой стороны, на юго-восток и северо-восток от храма. То и другое здания на четырех саженях, деревянные, обшиты и покрыты тесом и окрашены со всех сторон графитом, а крыши медянкой на масле. При них имеется отдельная поварня в столбах, с погребом покрытая тесом и окрашена. Основание богадельни относится к 1841 году. Построена на средства Якутского купца Ивана Яковлевича Шилова. На поддержание богадельных зданий и обеспечение помещаемых в оных богадельниц тем же Якутским купцом Шиловым внесено в банк Иркутского Сиропитательного Дома Елисаветы Медведниковой 3428 руб 57 коп. на вечное время, на что имеется свидетельство банка от 24 августа 1850 года за № 318. Затем для помещающихся в богадельнях отведен огород, примыкающий к западной стороне церковной ограды и имеющий в одну сторону 20, а в другую 40 сажень; забран плахами в столбах. Кроме сего. Временных, так сказать, источников к существованию старушек – богадельщиц служит добровольные и посильные приношения от прихожан местного храма, например в виде хлеба, овощей и других съестных припасов, и это делается, большей частью. Во дни великих праздников, родительских день, вселенские субботы и во дни поминовения взрослых усопших прихожан. – В настоящее время в богадельных зданиях обитает пять старушек, из коих одна глухонемая. А по положению о богадельне число их установлено в восемь человек (4 человека из мещан и 4 из крестьян). Все они не ленностно посещают храм Божий не только во дни праздничные, но и в будничные, когда бывает богослужение. Вечная память устроителю сих истинно христианских прибежищ для безродных, немощных и престарелых дщерей церкви Божьей! В 1889 году употреблено на поправление сих богадельных зданий 200 руб. (из богадельной суммы): перекрыты оба здания и поварня при них новых тесом и окрашены наново.
Церковно-приходская школа.
До 1885 года в приходе сего правильно организованных школ не было. Были впрочем школы грамотности в селениях: Кудинском, Хомутовском, Талькинском, Позняковском и Карлукском, но школы эти были непостоянны и непрочны, так как открывались и устраивались в частных крестьянских домах людьми, большей частью, праздно-шатающимися или поселенцами из-за куска хлеба, а потому и скоро закрывались. Учение в них производилось временно, урывками. В 1885 году Иркутским потомственным дворянином Владимиром Платоновичем Сукачевым выстроен в Куде, близ храма, зал церковно-приходской школы на 9 в длину и 5,5 саженях в ширину из готового леса доставленного прихожанами. В доме этом 17 окон, 12 дверей и 4 печи. Кроме двух больших комнат назначенных для учащихся и теплого коридора, в нем имеется и квартира с кухней и кладовой для учительницы. Ограда же с воротами, сарай и погреб устроены на средства церковные. Учебными столами школу снабдил г. Сукачев на сумму 240 рублей; им же пожертвовано учебных пособий на 15 рублей и книг для чтения на 50 руб. Кроме сего в школу пожертвовано женой коллежского секретаря Александрой Петровной Колесницкой учебных пособий на 40 руб., как-то: книг, классных досок, грифилей, карандашей, линеек, чернил, бумаги, перьев и проч. Все это сделано было на первых порах. За постройку школы г. Сукачев уплатил три тысячи рублей. Вся же стоимость школы простирается до 6000 рублей. Со времени устроения школы прихожане обязались доставлять для отопления ее дров 36 сажень в год. С разрешения и благословения высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского школа сия открыта в 26 день сентября 1885 года. Учащихся в ней в этом году было 47 человек: 41 мальчик и 6 девочек. Первой учительницей назначена и утверждена была его высокопреосвященством девица Мария Евфимовна Мефодиева, окончившая курс в Иркутском училище девиц духовного ведомства (отношение Иркутского Епархиального Училища Совета о сем от 10 августа 1885 года за № 28). Прослуживши только 8 месяцев, Мефодиева утонула во время купания, в реке Куде. Первым законоучителем утвержден был диакон Кудинской Свято-Троицкой церкви Сергей Литвинцев (отношение Иркутского Епархиального Училищного Совета от 23 сентября 1885 за №103) и проходил оную должность до 9 ноября 1887 года. С 9 ноября рпо июнь 1891 года законоучителем состоял диакон здешней церкви Петр Федорович Кузнецов. После Мефодиевой учительницей состояла Мария Петровна Митропольская, окончившая курс в Иркутском училище девиц духовного ведомства. С 17 октября 1888 года назначена и утверждена помощницей учительницы Т.И. Родионова. В 1888 приобретено для школы учебников и учебных пособий на 47 руб. 35 коп. из церковных сумм. В 1889 году выписано учебников и учебных пособий на церковные деньги 80 рублей. Кроме сего, школу снабжал книгами Иркутский Епархиальный Училищный Совет. В настоящее время школа в этом отношении обставлена очень удовлетворительно. Наблюдателем и заведующим школы состоял с сентября 1885 по 1891 год протоирей Иоанн Родионов. Жители к школе относятся холодно и равно душно. В 1890 г. школа была посещена преосвященнейшим Агафангелом, епископом Киренским, и его превосходительством, генерал-губернатором Иркутским г. Горемыкиным, в проезд его в Якутск.
Священно-церковно-служители, служившие и служащие в Кудинском храме со времени окончательного устроения и освящения оного.
Протоиреи и священники.
Священник (впоследствии благочинный и протоирей) Петр Петров Родионов священствовал здесь около 49 лет, с 1826 по 1875 год, воспитанник Иркутской Духовной Семинарии. Секончался в Куде 16 апреля 1875 года; отпет высокопреосвященнейшим Вениамином архиепископом Иркутским и Нерчинским, 20 апреля и погребен в церковной ограде. Надгробное слово говорил кафедральный протоирей Прокопий Громов. Покойный имел камилавку, наперсные кресты, орден св. Анны 2-й степени и палицу.
С октября 1836 по ноябрь 1839 г. вторым священником состоял Александр Яковлевич Елиазаров, сын священника обучался до класса риторики.
С 1840 по 1845 второе священническое место занимал священник Александр Тихонов Малонский, диаконовский сын, вопитанник Пензенской Духовной Семинарии.
С апреля 1848 г. по октябрь 1849 г. вторым священником был Сергей Алексеев Берденников, дьяческий сын. Обучался до низшего класса Иркутской Духовной Семинарии. Уволился по не желанию продолжать далее обучение.
С октября 1849 по 1851 год вторым священником состоял Прокопий Васильевич Загоскин, дьяческий сын. Обучался до класса словесности. Скончался в Куде и погребен в церковной ограде. С 1851 по 10 ноября 1883 года второе место священника при сей церкви было праздно.
Вместо покойного протоирея Петра Родионова определен сюда настоятелем и благочинным сын его священник градо-Иркутской Успенской церкви Иоанн Родионов, от 23 апреля 1875 г., согласно своему прошению. Окончил курс в Иркутской Духовной Семинарии в 1852 году с аттестатом второго разряда. Был некоторое время миссионером. Знал хорошо разговорный монголо-бурятский язык. Всего священствовал около 35 лет. Скончался 9 февраля 1891 года в Куде; отпетие и погребение совершено было над ним преосвященнейшим Агафангелом, епископом Киренским, 12 февраля, в сослужении двух протоиреев и восьми священников из здешнего благочиния и г. Иркутска. Надгробное слово о нравственных качествах и заслугах покойного говорил священник Уриковской Спасской церкви Петр Благосклонов. Покойный имел камилавку, наперсный крест, орден св. Анны 3-й степени и сан протоирея.
Указом Иркутской Духовной Консистории от 10 ноября 1883 года за № 3001, по резолюции его преосвященства, назначен помощником настоятеля к сей церкви священник Димитрий Васильевич Суханов, диаконовский сын, воспитанник Иркутской Духовной Семинарии. Священствовал здесь только 7 месяцев и 10 дней. В июле 1884 года перевелся помощником же настоятеля к Усольской Спасской церкви.
2 октября 1884 года назначен помощником настоятеля Александр Петров Ковригин, воспитанник Иркутской Духовной Семинарии, с правом на получение псаломного содержания. А до этого времени состоял за штатом по болезни. Священствовал здесь до 30 мая 1886 года. Отсюда переведен епархиальным начальством для заведывания Введенским приходом Иркутского округа.
17 августа 1886 года перевелся из Карапчанки сюда священник Иаков Герасимов Ларев также на вторе священнинское место. Прослужил здесь до мая 1888 года. Перевелся отсюда к Илимской Спасской церкви Киренского округа.
Опубликовано 18 января 1892 года.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 1.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 2.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 4.