Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 1.
Селение куда находится от Иркутска в 20 верстах по Якутскому тракту и расположено в трех, главным образом, местах: по берегам речки Куды. По ключу называемому «Дологой» и по небольшим холмам, на одном из которых стоит и сам храм. О времени, когда поселились здесь первые жители, к сожалению, точных сведений негде получить, впрочем, можно предполагать, что это было назад тому более 300 лет. Предположение это основывается на следующем рассказе, переданном нам крестьянином здешнего селения Алексеем Баяковым. «Наш род, так начал свой рассказ Баяков, 70-летний старик, здесь первый и самый древний. Наши прадеды жили когда-то, назад тому, однако, более 300 лет, за Байкалом, в Албазине, и надо предполагать были вольные казаки. После первого разорения китайцами г. Албазина они, Баяковы, в числе шести человек ушли оттуда на сию сторону Байкала и забрали себе для жительства место «Кукуй» (место это в настоящее время заселено 6-ю семействами и находится в 1,5 верстах от местного храма с тем же именем «Кукуй»). В то время когда пришли Баяковы сюда, ни селения Куды, ни г. Иркутска не было. На месте же, где теперь стоит Куда, жили буряты, страшно боявшиеся русских, а место же где теперь стоит Иркутск, было настоящей непроходимой тайгой. Отсюда, из Кукуя Баяновы ходили на звериный промысел на Ангару и на месте Иркутской Спасской церкви имели промышленное зимовье. Это продолжал Баянов, мы, пожалуй забыли бы все, да у моего отца хранился какой-то план Албазина; план этот передавался от одного поколения к другому и т.д. и наконец достался моему отцу, но он его как-то впоследствии затерял. Вот этот план и наводил часто наших дедов в воспоминание о том, откуда и как Баяковы попали сюда и что, по приходе своем, здесь встретили. Все это я слышал от отца своего умершего 87 лет от роду. Дедушка же мой умер 107 лет, прадедушка 130 лет от роду» — Насколько этот рассказ достоверен – сказать ничего не можем, но только следует прибавить к сему, что род Баяковых теперь очень велик здесь и что дедушка рассказчика принадлежит к секте духоборов; никогда не посещавший храма Божьего и умер, не пригласивши священника для напутствования себя в вечность. Последнее обстоятельство передано нам не Баяновым, а другим прихожанином. Из рассказа, переданного Баяновым, можно думать, что селение Куда по времени заселения старше г. Иркутска.
О построении в селении Кудинском первого храма во имя Живоначальной Троицы точных т верных сведений в церковном архиве нет, но только известно из местных клировых ведомостей, что построение здесь первого храма восходит ко временам управления Сибирской паствой Тобольских иерархов (1678-1692 г.). Первый храм, как гласит предание, был деревянный и вскоре после построения сгорел. Вместо сгоревшего храма построен был тоже деревянный и на том же месте, где стоял и первый, — с отдельной деревянной колокольней. Этот второй храм существовал до 1833 года: в сем году был разобран за ветхостью. Вместо сего построен несколько на юго-запад настоящий каменный одноэтажный храм с таковой же, в одной связи с храмом колокольней. Заложен был сей храм еще в 1815 году по грамоте, данной преосвященным Михаилом, епископом иркутским, — и строился сначала на пожертвования боголюбивых христиан, а затем уже окончательно воздвигнут и украшен усердием Якутского купца Ивана Яковлевича Шилова, при непосредственном влиянии и наблюдении пастыря сего прихода, протоирея Петра Петровича Родионова. Грамота на заложение храма следующего содержания. «Божьей милостью смиренный Михаил, епископ Иркутский и Нерчинский. Иркутской епархии, Кафедрального Собора ключарю иерею Иоанну Загоскину. Сего апреля 1 дня поданным ко мне Иркутского уезда, Кудинской слободы Троицкой церкви строитель крестьянин Василий Латышев доношением представил, что к произведению постройки в означенной Кудинской слободе вместо деревянной, каменной церкви, по позволенной предместником моим Преосвященным Вениамином, епископом Иркутским и Нерчинским и кавалером, потребные материалы состоят в готовности, почему и просил на заложение оной повеления. Того ради благословляем: вам ключарю Иерею Иоанну в показанной Кудинской слободе каменную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами святого пророка Илии и святителя Николая чудотворца, по представленному к нам плану и фасаду, по церковному чиноположению заложить, и когда заложена будет, о том к нам отрапортовать. Во свидетельство чего за подписом руки и приложением печати дана сия грамота в Богоспасаемом граде Иркутске, лета от Рождества Христова 1815 апреля в 7 день». № 328-й. Внизу сей грамоты приложены архиерейская печать из белого воска. На другой стороне грамоты надпись: «По благоволению его преосвященства и данной сей грамоте церковь заложена во имя Св. Живоначальной Троицы, святого пророка Илии и святителя чудотворца Николая, Член Иркутской Духовной Консистории, ключарь, благочинный иерей Иоанн Загоскин». Месяца и числа не выставлено. Указа же и грамоты на освящение храма не оказалось в церковном архиве.
Опубликовано 28 декабря 1891 года.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 2.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 3.
Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Часть 4.