Поверья и обычаи крестьян села Тунки. Часть 3.

За советами во время болезни крестьяне обращаются или к знахарям из своей же среды, ии к ламам и вообще к знахарям-бурятам или, наконец, к фельдшеру и врачу, но во многих случаях, и к тем и к другим, и к третьим по очереди или даже одновременно. В Тунке находится постоянно фельдшер, но вследствие невежества сибирских фельдшеров и небрежного отношения к своим обязанностям к ним почти не обращаются крестьяне. Несравненно большим доверием пользуются врачи или вообще интеллигентные лица, имеющие кое-какие познания в медицине. Но прежде, чем обратиться к врачу, пользующемуся общей симпатией крестьян, почти всегда испробывают лечение знахарей. К ламам обращаются обыкновенно тогда, когда ни знахарь, ни врач не помогут, или в болезнях хронических и тяжелых. «Ламы все знают, они по книгам доходят». «Он тебе все расскажет: отчего заболел и кода – ему только надо в книгу поглядеть», «но ламы долго пользуют, им нужно полгода или год, чтобы выпользовать, ну, уж выпользуют».

Если болезнь от «глазу» худого человека, то может помочь только наговор. От «глазу» преимущественно заболевают только маленькие дети, — на взрослых почти не действует. От «слова», сказанного худым человеком, тоже можно заболеть. Чтобы такое «слово», например, «больной умрет» или здоровый «заболеет» не действовало, нужно стараться не думать об этом.

Лечением людей преимущественно занимаются бабы, редко мужчины; крупного же скота, напротив, лечат только мужчины; мелкого и те и другие. Кроме наговоров, лекаря из крестьян употребляют травы, собранные преимущественно утром, «на Ивана». В тот же день хорошо «сухим» людям и вообще больным выкупаться три раза и столько же раз «покачаться по росе».

При лихорадках и горячках всякого рода бабы дают сначала одну или три травы, а затем ежедневно прибавляют по три до 70 трав; из трав дают обыкновенно настой. Прежде, чем приступить к лечению, бабы берут чашку с водой, подходят к больному и смотрят в воду. Если «тень своя видна», то болезнь значит легкая; если же «застилает тень» — колеблется вода, то болезнь трудно излечима, опасна. При лихорадках и горячках употребляется следующий наговор:

«Мать Пресвятая Богородица! Ты есть наша помощница и заступница. Помоги Милосердная Богородица, отвори двери. Миколай угодник, заступник и заступится и поможет об нас грешных». При лихорадке начинают давать настой «шипишного цвета» (шиповника), а потом, как сказано, до 70 трав.

«Сердешная трава» (Adonis) дается от сердца, поноса, «белой грыжи» (боль в костях), «белий у мужчин».

От «родимца» (падучая) дается три «ладана» — «земляной» (корень ваоерианы), «росной» и третий просто ладон (незнак.) и настой 29 колючек боярышника, все это смешать и обкачивать, а пить настой из коней боярышника. Оба настоя с вышеприведенным наговором. От золотухи – настой Богородской травы и «братского труда» (подбела) – пить.

«Алистрический огонь» — сыпь на лице проходит от «Алистрического червяка», летающего над океаном, «значит дух от него вредный идет». Вылечить можно только следующим образом: ежедневно утром до еды и вечером на ночь присекать огнивом (чтобы искры сыпались на лицо) с наговором.

«Кукишь» на глазу (ячмень) – потереть носом щепку, в которой выпал сук.

От чирьев нужно взять тоже щепку с суком, три раза обвести четвертым пальцем вокруг сука, приговаривая: «как сух ссох, так чирей засохни», потом плюнуть на сук и придавить пальцем. После того то же самое повторить с чирьем.

«Волосец» — раны на ногах. Нужно приложить «твороженное молоко», когда все спят, чтобы никто не видел. После этого «волосец» сейчас выйдет в виде настоящего волоса. Потом приложить лепешку из меду и муки; на эту лепешку выйдет тоже волос, только подлиннее первого, аршина 1,5. «Камчуг» — опухоль ног, бывает двух родов: «костяной камчуг» и простой. Чтобы узнать какой камчуг, нужно приложить к ноге костяной гребень. Если «костяной камчуг», то гребень моментально покоробится.

Костяной лечат так: обертывают всю ногу синей сахарной бумагой, натертой мелом. Простой камчуг – обернуть ногу красным сукном, натертым мелом, а сверху приложить костяной гребень. Рожа – прикладывать красное сукно, натертое мелом.

При «горловине» (воспаление горла и дифтерит) поить водой с пережженной и превращенной в порошок скорлупой куриного яйца. При кровотечениях от порезов прикладывают тряпку или «потник» с сажей, с сахаром, осиное гнездо – «кому что помогает» с следующим наговором: «во имя Отца и сына и св. Духа и ныне и присно, во веки веков. Тропа с тропой стропись, а кровь с кровью сойдись».

При кровотечениях из носа нужно, чтобы кровь капала на пережженный кирпич.

При кровотечениях из матки пить настой цветов красной гвоздики.

От бессонницы нужно взять чашку с водой, поставить «против солнца», посмотреть на воду, «благословясь» и потом умыться этой водой.

От бесплодья женщины пьют настой тонкого корня (растущего на сырых местах) зверобоя.

Змея спящему человеку может попасть через рот в желудок. Лечат конским потом, который нужно собрать в чашку и пить.

Кто знает наговор (нижеуказан.) против змей, тот может смело брать змею в руки – не укусит.

Как только змея укусит, нужно скорее сказать: «я сижу в море, а у тебя чтоб в роте сухо было» и бежать скорее к воде. После того, как укусит, змея старается доползти к воде; если же человек раньше добежит, то змея пропадет и не будет опухоли. Но самое действительное средство, это следующий наговор. «На море на океане лежит колода георгиевская; под этой колодой георгиевской лежит змея графиня. Ты, змея графиня, унимай своих детей, чтобы они людей не кусали; из белого тела жало вынимали; ты возьми свое жало, отдай человеческое тело».

Зубы точить (когда болят) червяк «сам белый, головка черная». Когда зубы сильно болят, слышно, как червяк точит: «будто пилой пилит». Лечат следующим наговором: «встану я, раб божий, помолясь, пойду к иконе, перекрестясь, поклонюсь св. Мучен. Антонию. Попрошу его и спрошу у него: св. Муч. Антоний! был ты море, стоит там гроб, стоит – лежит в том гробу человек; лежит, болят у него зубы; нет не болят, дай Бог, чтобы у раба Божьего (имя больного) не болели. Св. угодник божий, сотвори молитву к Господу. Точит мои белые зубы белый червь с черной головой, но как у меня во рту зуб с зубом не сходится, так чтобы и белый червь с черной головой не сходился меж собой и не точил мои белые зубы.

«Ногтоедка» и «змеевик» то же белые червяки с черными головками. Первый точит ногти, второй – суставы пальцев.

Лошадям от всякой болезни хорошо сыпать в норки – (ноздри) табак с солью. Лошадь больна – значит какой-нибудь у нее «ноготь» — головной, ушной, желудочный и проч., всех «ногтей» бывает 12. Надо посыпать табаку с солью, в ноздри, гриву, уши и хвост с следующим наговором (Табак нужно «крошить» ножиком с деревянной, а не костяной ручкой, иначе ни чего не будет: «весь наговор войдет в кость», потому что и ноготь костяной). Встану я раб Божий, помолясь пойду из избы, перекрестясь из дверей в ворота, на восточную сторону, к синему морю-океану; там стоят три престола; на этих престолах сидят три евангелиста св. Марка, св. Лука, св. Матвей; помолюсь я и поклонюся им: св. Марку, св. Луке, св. Матвею: возьмите вы золотые гребешки и счешите с моего доброго коня (такой-то масти) се злые ногти – глазные, ушные, жильные, хребтовые, желудочные, копытные, головные, щеточные, зубные, сердцевые, кишечные и мозговые. Надеюсь на вас св. евангелистов, св. М. Л. М., что конь мой (масти) выздоровеет и будете вы, мои слова, крепче немецкого замка; ключ во рту – замок в море.

Свиней при всех болезнях поят и обкуривают «свинячим багульником».

Чтобы заставить любить нелюбимого человека дают пить пот, собранный в бане с того, к кому хотят «присушить». Пот подмешивают к чаю, незаметно для пьющего. Средство это считается бесспорно действительным.

На «семик (в четверг перед Троицей) обволакивают березку» так: со всего села собираются женщины и отчасти мужчины с «закуской» и водкой и одевают небольшую березку в женское платье, ставят ее по средине двора и гуляют: танцуют, поют, пьют, едят и т.п. После этого оставляют березку одетой до первого дня Троицы. В этот день несут березку (предварительно раздевши, в старину одетую) с песнями к реке и топят. Это делается «в утешение утопленникам и удавленникам, «как будто поминки для них», «родительский день».

Опубликовано 12 ноября 1891 года.

Поверья и обычаи крестьян села Тунки. Часть 1.

Поверья и обычаи крестьян села Тунки. Часть 2.

98

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.