Поверья и обычаи крестьян села Тунки. Часть 1.

Первые русские поселенцы-казаки появились в нынешнем тункинском крае в половине XVII ст. В Тунке еще хорошо известен песчаный бугор «пески», на котором стоял острог крепость – и где «была война с мунгалами». На бугре и теперь находят старинное железное оружие русских и каменные орудия монголов.

По поводу первых столкновений русских с монголами сложилась следующая легенда, весьма популярная в Тунке.

«В давнишние времена, когда пришли казаки в Тунку, была война с братскими. Брасткие стали очень теснить наших, тогда батюшка Миколай (весь белый, борода до пояса) выехал на белом коне и как махнет рукой, братские так и валятся, как махнет, так и валятся; когда братских уже мало осталось, св. Миколай говорит им: приложитесь ухом к земле – ну, они приложились. Миколай спрашивает, што слышно? Звон, говорят, идет под землей. Ну, значит алитуру (Литургию) служат, не слудует вам воевать, — братские покорились и бросили воевать. После того братские в другой раз побили русских и устроили конюшню в церкви. Батюшка Миколай опять приехал на белом коне по Иркуту и побил братских. С тех пор братские стали почитать батюшку Миколая, а мунгалы и теперь спрашивают: жив ли белый старик в Тунке?»

К тому же времени относится также следующая легенда. «Перед приходом русских в Тунку у братских на полях стали расти небольшие березцы. Братские как увидели и начали говорить: нам теперь тут не жить – придет русский народ. В мунгалах и теперь опять показались березцы, и они тоже говорят, что придут русские».

В числе казаков «завоевавших Тунку был Ермак, который и всю Сибирь завоевал», а «казаки Ермаковы, живущие в Тунке происходят прямо от него». Все крестьяне «варначьего рода» т.е. происходят от уголовных поселенцев, за исключением одного Кобелева, который из братских. «Когда русские завоевали братских, один из них преклонился – упал на колени – и говорит: я ваш. Русские спросили у него как зовут; он говорит: кобель; ну, будь ты Кобелевым.

Тункинские казаки заброшенные 200 лет тому назад на самую отдаленную окраину русской оседлости, находясь в постоянном общении с инородцами-язычниками, пополняемые лишь изредка уголовными ссыльными – элементом, в значительной степени с пошатнувшимся крестьянским мировоззрением, наконец отрезанные горами даже в остальной Сибири – многие религиозно-нравственные черты изменили, в некоторые, русским крестьянином уже утраченные, еще в целости сохраняли.

Всякого, кто видел, как русский крестьянин, празднует почти повсеместно воскресенья, должно поразить абсолютное несоблюдение в Тунке не только воскресений. Но и некоторых праздников. В воскресенья делают все сельскохозяйственные работы: пашут, косят, жнут, рубят дрова, молотят и т.п. Но за то строго празднуют, например, Кирика и Улиты (15-го июля); праздновать начали лет 30 тому, когда в этот день молнией убило в Тунке женщину; «пока не праздновали, в этот день ежегодно были бури».

В среду бабы считают грешным делом мыть белье и объясняют это поверье следующей легендой: «В среду в Иркуте (по другим рассказам, вообще в городе) шел Христос (или просто старик) около реки и видит, что барышня топит ребенка, а хрестьянка моет белье. Христос остановился и сказал барышне: Бог помочь, а от крестьянки отвернулся, потому что барышня свой стыд топит, а хрестьянку никто не приневаливает в среду мыть белье».

В религиозных о космогонических воззрениях, представляющих смесь христианских и языческих понятий, дьявол играет почти равную роль с Богом – результат влияния шаманизма. «С первоначала была только вода, на воде плавали Бог и дьявол. Вот, Бог говорит дьяволу: ведь, нам без земли не приходится жить, достань земли. Дьявол окунулся в воду, но земли принес столько, сколько захватил под ногтями. Бог говорит: этого мало. Дьявол еще раз окунулся и принес целую горсть. Бог набрал воды в рот и брызнул на эту землю – земли стало много. После того из земли Бог сделал женщину Адаму (раньше женщину, потому что от нее пошел весь род), а из ребра ее мужчину. Поэтому у женщин теперь одним ребром меньше, чем у мужчины. Первые люди в раю ходили нагишом, стыда не знали и все тело было покрыто твердой кожей, как ноготь; теперь эта кожа осталась только на ногтях. Бог позволил им все делать в раю, только нельзя было трогать одной ягоды, но женщина не послушалась, съела сама и дала мужику, после этого они узнали стыд и стали кругом тела вешать веники».

«Когда уже были люди, но скотины не было, Бог из земли сделал овцу и дунул на нее – она стала жива; дьявол как увидел, тоже и себе сделал овцу, но у него не овца вышла, в еман (горный козел) и не живой. Потом Бог таким же порядком сделал корову, а у дьявола вместо коровы харлык (монгольский бык)».

«Когда все твари были сотворены, Бог и дьявол полетели на небеса; но дьявол что-то сделал супротив Бога, за что архангел Михаил сбросил дьявола на землю; упавши дьявол разбился на четыре части: лесного, водяного, огненного и банного».

«После потопа Бог сделал радугу, которая выпивает всю лишнюю воду. Бог сказал: потопа больше не будет, радуга будет выпивать воду».

«До пришествия Христа на землю все мертвые шли к дьяволу. Бог сказал: живые – мои, мертвые – твои. Бог сошел на землю под видом Христа, чтобы установить русскую веру, до того времени люди молились деланным богам. Жиды не верили, что Христос – Бог, а чтобы узнать правду, привели его к рубашному (Корыто, в котором моют рубахи) корыту, под которым спрятали беременную женщину и спросили Христа, кто под корытом? Христос говорит: свиньи с поросятами. Поэтому-то жиды и не едят свинины; а свинья раньше была женщиной».

«Христос долго странствовал по земле, а после жиды стали его тиранить – бить бояркой. Перед смертью Христос утерся полотенцем, на котором остался след лица и сказал: хотите – молитесь, хотите – не молитесь, только вот вам мое лицо. Схоронивши Христа, жиды пришли домой и сели за стол обедать, на столе был жаренный петух. Вот один жид говорит – если Христос Бог – то пусть петух поднимется. Только он это сказал, как петух вскочил и пропел три раза; пошли смотреть место, где схоронили Христа, а его уже нет в гробу – воскрес. Воскресши, Христос взял на небеса всех мертвых».

Все вышеизложенное написано в священном писании и рассказчик – солдат слышал сам, как товарищи читали. Рассказчик еще молодой крестьянин 33-х лет, родившийся в Тунке.

Выше мы уже упомянули, что дьявол по представлению тункинских крестьян на земле существует под видом: лесного, водяного, огненного змея и банного; к разновидностям дьявола, «врага» надо отнести «куклу» или «кикикмору», но не «домового» и «дворового». Последние просто «духи», а не нечистая сила. «Лесной» живет только в лесах и полях. Он не любит, если лечь на его место. Спящего перетащит с своего места, а не спящему шепнет на ухо: «встань! Встань!» В Тунке в настоящее время очень часто со многими это случается.

«Водяной живет в реках и озерах и очень часто хватает купающихся. Человека, втянутого в воду водяным, легко узнать по синякам на теле – «все тело подавлено». Водяной является часто под видом женщины. В Тунке иногда видят голую женщину, расчесывающую волосы, сидящую на пне в р. Иркуте»

«В старину одну женщину, мывшую белье, водяной утащил в воду, к себе. Под водой в очень красивых горницах из стекла пробыла она целую ночь. На утро она вышла от водяного».

«Банный может задушить человека, если быть одному в бане. «В Тунке одну женщину «банный» задушил и содрал с нее кожу», поэтому крестьяне избегают ходить по одиночке в баню.

«Огненный змей» живет тоже в полях. Он около 1,5 саж. длины, а толщиной в человека. Когда он идет, то искры сыпятся. След на земле от него остается «утячий». Рассказчик несколько лет назад видел такого змея во время жатвы вечером. На другой день, утром. Где прошел змей, хлеб был смят и заметен утиный след».

Кроме «огенного змея», есть еще «крылатый, летающий в воздухе. Но видеть его может только «злой человек» и «знающий». С одной крестьянкой умершей 5 лет тому, жил такой «змей». «Змей» прилетал к ней, когда она одна бывала в избе; тогда стоящим на улице слышно было «два разговора», т.е. двое говорящих. Влетал он обыкновенно через окна, что всегда можно было заметить по открывшимся внезапно ставням и окнам; многие это видели, хотя самого «змея» и не видно было. Крестьянка же была пять раз беременной от «змея», но никогда не родила – перед родами всегда сразу делалось «проста»; куда девались дети, никто не мог узнать. Крестьянку считали «волхидкой» (Волхидку – женщину, имеющую сношения с «нечистой силой» — можно легко узнать: она никогда не смотрит прямо в глаза) еще до сожительства со змеем.

«Кукла» или «кикимора» — это нечистая сила в виде маленького человека, детской куклы. Нередко «куклу» находят сделанную из тряпок, пакли и т.п.; чтобы она вреда не сделала, нужно скорее, «благословясь» сжечь, а пепел выбросить вон. Где «заведется кукла», там нет житья. «Кукла» обыкновенно поджигает дом, бросает на людей кирпичи и камни, режет «лопать» и прочь. В Тунке почти каждый у кого-нибудь заводится «кукла». «Кукла» нередко до того вредит в доме, что хозяева вынуждены переселяться из собственного дома на время или даже навсегда. В Тунке есть дом, в котором совершенно нельзя жить. «Кукла» иногда говорит, произносит угрозы, ругает. Чтобы избавиться от «куклы», нужно освятить все строения и отслужить молебен, но чаще приглашают знахарей, преимущественно из бурят. Обращаются также к ламам. Одному крестьянину лама показал в книжке нарисованную «куклу», как раз такую, какую видел у себя дома (В строениях и особенно в жилых слово «кукла» нельзя произносить: «зачем говорить, что не следует»).

«Домовой» живет в жилом доме, «дворовой» — в прочих строениях. Они, повторяю, не «нечистая сила». У них столько же душ семейства, сколько у крестьянина-хозяина. Когда у последнего пребывает или убывает семейство, в тоже время соответственные изменения происходят и у первых. В «чистый четверг» «домовому» и «дворовому» пекут маленькие булочки, в количестве равном числу душ семейства крестьянина. При печении нельзя дотрагиваться к булкам руками, берут тесто маленькой лопаткой и вынимают из печки тоже лопаткой, на которой несут в подполье «домовому», а в амбар, стайки и т.п. нежилые строения «дворовому». Это делается «для почету», «нельзя, нужно угождать, тоже ведь хозяин». Если ему не угодишь, то ночью загоняет («дворовой») коня; утром часто находят коня вспотевшего – «гонял дворовой». «если угодишь ему, то будет ночью заплетать в косу гриву коня» (тоже находили заплетенные гривы у лошадей). Мелкий скот: свиней, овец «дворовой», если рассердится, может совсем испортить или даже задушить.

В огородах живет «полудница», но в существовании ее теперь сомневаются, больше детей пугают, чтобы не ходили в огород. В роде «домового» в доме, в лесах тоже есть «хозяин». Охотники, чтобы охота была удачнее, когда пьют водку, выливают немного на землю или на костер: «он это любит». Во время грозы бежать не следует, потому что «враг, нечистая сила, когда бежишь, кружится вокруг человека, а молния бьет в него».

Воду, молоко и вообще всякую жидкость, нужно закрывать хотя бы узенькой лучиной, чтобы нечистая сила или «кукла» не могла посмотреть, а последняя «окунуться». Не закрытую воду бабы даже не будут пить, а равно и чай, заваренный такой водой – «я старушка, зачем на душу грех брать», так объясняла мне одна крестьянка свой отказ пить чай, заваренный незакрытой водой. В местных рассказах о цвете папоротника «нечистая сила», «враг» тоже играет роль. «Раз один крестьянин погнался за конями в полночь в Иванов день и нечаянно перескочил через папоротник, а он и булл тогда в цвету. Вот, цветок и упал ему за голяшку. Пришел это он домой, а его никто не видит – сделался значит, невидимкой; но когда он разулся и цветок выпал на пол опять его увидели. Жена подняла цветок и положила за рубашку, сейчас же сделалась невидимкой, могла пойти куда хотела и набрать всего – никто ее не видет».

«Другой крестьянин, тоже из Тунки, пошел уже сам искать на Иванов день цвет. Пришел он это к папоротнику, сделал благословясь три круга вокруг него и сам сел в третьем кругу, чтобы нечистая сила не могла до него дойти (она может перейти только два первых круга, а третьего не перейдет). В полночь сорвал цветок (красные и синие бывают) и хотел уже идти домой; но нечистая сила показала ему тройку вороных конец и сказала: возьми тройку этих коней, отдай мне цветок. Ну, он польстился на коней и отдал цветок; как только отдал – ни коней, ни нечистой силы не стало».

Оба вышеприведенные случаи происходили в Тунке, но давно, в старину; «теперь и стариков, при которых это было, нет уже в живых».

Кроме цветка папоротника, сверхъестественной силой из растений обладает еще «лом-трава». Ее можно узнать только следующим способом. «Набрать много травы и бросить в реку. Обыкновенная трава поплывет по течению, а лом-трава против воды. Где лом-трава растет, там косить нельзя – все косы переломаешь». «Если ее приложить к замку, то замок переломится пополам; воры этим свойством лом-травы пользуются. Раз один крестьян в Тунке лежал на сенокосе и увидел, что змея подползла к гнезду птички, в котором были яйца и стала «озорничать»; тогда пташка улетела, принесла лом-траву и бросила на змею – змея сейчас же переломилась пополам. крестьянин подошел в тому месту, но лом-травы не мог узнать».

Опубликовано 27 октября 1891 года.

Поверья и обычаи крестьян села Тунки. Часть 2.

Поверья и обычаи крестьян села Тунки. Часть 3.

1004

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.