Верхнеудинск. (из путевых заметок). Часть 1.
I. По дороге к Верхнеудинску.
Утром 10 октября 18** года, я приехал на байкальскую пароходную пристань, с тем чтобы отправиться за Байкал, но против воли должен был весь день пробыть в гостинице, потому что пароход отправлялся ночью.
Чтобы убить время до вечера, я вышел на берег моря, с целью посмотреть на окрестности и поглазеть на ту сторону Байкала, куда судьба понесет меня в эту ночь. Нового я ничего не встретил: все было мне известно. Та же крутая сопка позади гостиницы, наверху которой выдавалась разрушающаяся от времени скала, где я любил, в летнее время, во время моих ежегодных поездок, сидеть и глядеть в даль моря. Кругом те же горы с лесом, тот валежник между ним: та же пристань; от же пароход, который от волнения качался и как-то болезненно скрипел; тот же шкипер, с сознанием собственного достоинства, прохаживался по пристани. Море бушевало и волны, подымаясь, ударялись о берег и с шумом и ревом, подобно косматым седым чудовищам, гнались одна за другою. Заметно было, что чрез несколько интервалов волны заливались на берег далее. Хиуз (резкий холодный ветер. Отсюда – хиузить, захиузило – подул холодный ветер) резал лицо.
Осеннее плавание по Байкалу очень утомительно, по причине сильных ветров и бурь и происходящей от того качки.
Байкал, как, утверждают, и не без основания, произошел от землетрясения. Да и не один Байкал, а много озер в здешней местности обязаны своим происхождением подземному огню, как напр. Гусиное (Гусиное озеро в 36 верстах от г. Селенгинска. Окружность его полагают 92 версты. Здесь при дацане живет Хамба-Лама, глава ламайской веры наших монголо-бурят.), Щучье, Еравинское и пр. Что вулканическая сила когда-то здесь страшно действовала, да и теперь не успокоилась, вот доказательства: по берегам Байкала попадается лава; есть ключи горячие и нефтяные (напр. Байтуганский на В. берегу); в Байкале добывается морской воск, т.е. асфальт – вулканическое произведение (Ему приписывают целебное свойство от ревматизма. Один господин испытывал делать из него свечи, которые скоро горят и дают много копоти); землетрясения 1861-1862 г… последовавшее за тем осаждение местности у кударинских бурят (В Тунке, около ургудеевского караула, есть повременная звенящая гора: причина, очевидно, вулканическая), и образование новой прорвы, т.е. залива; подземный гул и гром, который слышится в горе, находящийся в нескольких верстах от суховского селения (Осаждение местности, хотя медленно, но все-таки продолжается и в настоящее время), крутые, высокие, прямо опускающиеся в воду горы и отвесные скалы, нередко состоящие из вулканических пород – все это подтверждает общепринятое мнение, что Байкал – провал. Далее, множество конусообразных сопок по ЮВ Сибири, в особенности за Байкалом, признанных за потухшие вулканы; существование горных озер, называемых по их глубине бездонными, и которые есть ничто иное, как кратеры, затопленные водой; сомнительные горы, лежащие между Тункою и Саянскими горами и далее между Саянскими до Енисея, в расщелинах которых в ночное время видны будто бы огоньки. Все это служит к подкреплению прҌдположения о происхождении Байкала от огня. Говорят, что в Байкале есть места, где видны осевшие на дно горы, покрытие лесом. Это уже чистая фантазия. Растение бодяга (spohgia baikalensis) подало повод к этой сказке. Бодяга растет во множестве около листвяничного мыса. Мыс этот листвяничной деревни лежит в 5 вер. 100 саж.
Гг. Щукин и Мартос, с некоторою натяжкой, объясняют название Байкала монгольскими словами баиг-гал – богатый огонь или был огонь. В сущности, заключение выходит верное, тем более, что и монгольское предание и происхождении Байкала указывает на огонь, как на главную причину. Мнений же гг Фишера и Штукенберга о происхождении слова Байкал я не привожу, потому что они ошибочны… Не страшная ли катострофа, от которой произошел Байкал, угнал Якутов вниз по Лене?
О происхождении Якутов наши историки гласят: по падении царства Кучума, якуты переселились на Лену (sic!). Но вот другое известие, заимствованное из преданий: татарин Сухалар пришел откуда-то из-за гор на реку Киренгу, а оттуда спустился вниз по Лене, как по естественному пути. Женившись на Тунгуске, он сделался родоначальником якутов, которые поэтому и называют себя Саха или Сахаларама, т.е. происходящими от Сахалара. Рассмотрите это предание: Сахалар пришел из-за гор на Киренгу. Известно, что Киренга берет начало из байкальских гор, следовательно Сахалар пришел с берегов Байкала или из местности близкой к нему. А что он поплыл вниз по Лене, до нынешней якутской области, то это потому, что в киренском округе берега Лены не представляют удобного места для кочевья и скотоводства и притом были заняты тунгусами. Тунгусы называют якутов Еко или Екот, откуда вышло слово Якут. Язык якутов – смесь татарского с бурятским. Слово татарин и татарский я принимаю в тесном смысле, как киргиз или киргизский. По этому якутов я смею считать тождественными с киргизами, но отделившихся от них в давние времена и развившихся в самостоятельное отдельное поколение. Киргизы, сколько известно из китайских источников, жили по Енисею, за Байкалом и около его. Оттого в языке якутов монгольские слова, которые они заняли у монголов, как у соседей. Они принадлежат к алтайскому племени тюрков. В разговоре якуты и киргизы легко понимают друг друга. К этому предмету, я надеюсь еще возвратиться, когда коснусь описания чудских могил, во множестве разбросанных по забайкалью. Китайцы знали Байкал еще до Р.Х. В 119 г. китайский полководец Хоцюй-Бин, разбил хунов (монголов) около Байкала и, поднявшись на высокую гору, увидел северное море (хай), т.е. Байкал. Китайцы Байкал обыкновенно называют Бейхай или Пе-хай, что значит северное море. Монгольский историк XVII столетия Санан-Сетцен называет Байкал, Большая река Байкал (Байкал-Мурен). Буряты дают Байкалу титул Далай т.е. великий или святой, потому что прилагательное далай, употребляется монголами при многих титулах и географических названиях, напр. Далай-Лама, Далай-Нор (великое, святое озеро – лежит в Монголии, недалеко от нашей границы. Чрез него протекает р. Аргунь (Эргуни) соединяющаяся с Шилкой, или, лучше сказать, впадающая в нее. В окрестностях Далай-Нора кочуют солоны – монгольское племя, которое некогда кочевало по нерченскому округу) и пр. В таком же смысле тунгусы называют Байкал – Лам. Сибиряки тоже считают Байкал святым морем и те, которые первый раз побывали на его берегах, считают обязанностью унести с собой на память несколько разноцветных камушков.
Теперь я решаюсь высказать мое мнение о байкальской местности до образования Байкала. Так как мнение мое одна гипотеза, поэтому я заранее извиняюсь, если ошибаюсь.
Часть забайкалья и прилегающая к нему Монголия были дном огромного моря, исчезнувшего во времена доисторические. Море занимало всю среднюю Азию и часть европейской России. Где было море, там теперь степи. Остатки этого огромного водохранилища есть моря: Аральское, Каспийское или Mare hyrcanum Птолемея и множество соляных озер. Но на этом же пространстве в настоящее время встречаются и обыкновенные пресные озера, которые образовались позднее. На том месте, где ныне Байкал, была цепь огнедышащих гор, которая лежала в недальнем расстоянии от исчезнувшего среднеазиатского моря. Эта цепь огнедышащих гор соединялась с цепью тункинских и саянских гор с одной стороны, посредством Яблонового и Станового хребтов и их отрогов. В этих хребтах и отрогах тоже существовали вулканы. Конические вершины этих гор мы называем сопками, из коих на некоторых находятся ясные признаки засорившихся кратеров, или же кратеров, наполненных водой (бездонные озера). У китайцев сохранились известия об огедышащих горах, бывших во внутренней Азии, между прочим об вулкане Угонь-Холдонга в Манджурии. Гора эта находится в 1200 верстах от Байкала.
От действия вулканических сил дно огромного среднеазиатского бассейна поднялось и вода исчезла, произведя где-нибудь частый потоп: были же потопы Огисов и Девкалионов. Потом сильная деятельность вулканов, находившихся на местности байкальской, произвела Байкал, позднее Гусиное, Щучье и другие озера. Эта сила нагромоздила высокие круго-байкальские горы. О происхождении Байкала и Гусиного озера от огня до ныне сохранились у монголов темные предания. Значит, эти катастрофы были уже во времена исторические, иначе не сохранилось бы ни какого известия, тем более что монголы заняли прибайкальские местности в позднейшие времена, вытеснив отсюда аборигенов страны – чудь или киргизов-язычников, что одно и то же, ибо, по свидетельству китайких историков, киргизы кочевали в Монголии и здешней местности, о чем еще поговорим, когда коснемся киргизских могил или киргизи-юр. Монголы, в свою очередь, покорены русскими, которых они втихомолку величают мангутами, т.е. лесовиками, лешиями, лесными дьяволами; крещеных монголов они называют: хара-мангут, т.е. черными лешиями. Тунгусы, да и чуть ли не все инородцы, называют нас лешиями. Огнестрельное оружие, невиданное инородцами до появления русских, вероятно, подало повод к этому названию.
Сначала Байкал не имел стока воды, ложе его было гораздо больше чем теперь. Это можно видеть из крутого подъема, похожего на крутой берег, у селения Исток (лежит между посольскою и дворецкою или степною станциями). Само селение стоит на берегу древнего Байкала. Крутой яр внизу деревни, ясно бывший берегом, тянется, Бог весть куда, в обе стороны от селения. В иных местах он приближается к Байкалу, в других отдаляется от него. Пространство между этим возвышением или старым берегом и Байкалом наполнено озерами, болотами и катусами (тоже болото, только поросшее лесом). Эти воды остатки прежнего Байкала. Нынешний Байкал принял настоящий свой вид после нескольких сильнейших землетрясений и разрушений. Постепенно, отступая от первоначально образовавшегося ложа, он дал скат воды, прорвав цепь гор и, таким образом, образовав нынешнюю Нижнюю Ангару. Что Байкал действительно прорвал горы для образования Ангары, это видно из того, что по Средине Ангары, в том месте, где она вытекает из Байкала, лежит огромная гранитная скала, называемая шаманский камень и множество менбших камней, высунувшихся из воды или покрытых ею (Место, где Ангара вытекает из Байкала, называется воротами. Слово Ангара можно произвести от монгольского слова ангархай – прорыв, что и будет ближе к истине). Селенга же и Верхняя Ангара, вероятно впадали в озеро, бывшее между байкальских гор; остальные же речки позднейшего происхождения. Впрочем Селенга образовалась после исчезновения среднеазиатского моря.
Повторяю, что все это одни предположения, которые могут быть ошибочными.
Русские в первый раз лично узнали Байкал в 1613 г., когда казачий пятидесятник Курбат Иванов проник сюда с Лены, посетил его берега и, увлекаемый не столько славой, сколько корыстью, покорил остров Ольхон. Конечно, о Байкале русские знали по слухам ранее. Командированный Ивановым казак Скороход проник до Верхней Ангары, а оттуда до Баргузина, где построил зимовье. Вскоре русские, как сетью, окинули Байкал с запада, севера и востока.
В 1646 году казачий атаман Василий Колесников, проникнув к Байкалу тем же трактом, разбил тунгусов при устье речки Тикон (ныне Котугина), впадающей в Байкал и взял в плен князька Котугу. В следующем году он заложил верхнеангарский острог. В 1647 году Иван Похабов перешел Байкал по льду и проникнул в Ургу. А в 1648 году, боярский сын Иван Галкин строит баргузинский острог. В это же время казаки побывали на р.Голоустной. Люди эти, без всякой задней мысли, не думая приобретать себе славу в потомстве, настойчиво подвигались вперед и мы теперь невольно удивляемся, читая истертые свитки, и с уважением смотрим на строки, которые гласят, что какой-нибудь казак Москвитин плывет по Алдану, Мае и Юдоме и выплывает в охотское море, а казак Семен Дежнев открывает пролив, который в последствии Беринг окрестил по своему имени.
Куйтунов.
Опубликовано 16 октября 1865 года
Верхнеудинск. (из путевых заметок). Часть 2.