Буряты Иркутской губернии, их нравы, обычаи, верования, легенды, песни. (Статья II).
Дитя природы, дикий сын привольной степи, Бурят во всем носит на себе печать окружающей его природы. Его выдающиеся скулы, при плоском, иногда заплывшем от жира лице, развились от употребления пищи твердой, недоваренной и требующей значительного усилия, чтобы разжевать ее. Жизнь в юрте, у дымного костра, вредно действует на зрение Бурят, заставляя из беспрестанно прищуривать глаза, что делают они также зимою при блеске солнца и снега. От этого зрение Бурят, мало развито, сравнительно с другими степными народами, а глазные впадины длины и лежать вкось. Волосы Бурят черные и жесткие как щетина. Узкий большею частью склоненный назад лоб, приплюснутый нос, у стариков редкие усы да несколько волосков, составляющих бороды, кривые ноги, средний рост, утиная с бока на бок походка, — вот портрет Бурята.
Меховая одежда, без нижнего платья способствует разведению множества насекомых и чесоточных сыпей. Вероятно от этой нечистоты до 1772 г. Бурятские улусы сильно страдали от оспы, но со введением оспопрививания болезнь эта прекратилась. С 1772 по 1776 г. в одном Иркутском округе была привита оспа 6450 Бурятским детям; из них умерло только 28. Теперь Буряты усвоили себе искусство оспопрививания. Другие болезни у Бурят гораздо реже, чем у Русских и скоро прекращаются лечением русских лекарей и фельдшеров, а также искусством лам, где они есть.
В нравственном отношении Буряты отличаются способностью перенимать многое у других; особенно при достаточном поощрении. Леность, приписываемая некоторым Бурятам, вовсе не составляет отличительной черты их национального характера. Посмотрите как деятелен Бурят у себя дома, как деятелен он в городе! Хлебопашество, постепенно усиливающиеся у Бурят, более и более приучает их к трудолюбию. Только при Треснине введено оно у Балаганских Бурят, а посмотрите, как они усовершенствовали возделывание и обработку своих полей: по всей Сибири одни только Буряты вводят удобрение и поливку пашен. Замечают, что лучший в Иркутске хлеб в 1857 году продавался Бурятами.
Сенокошение и скотоводство находится у Бурят также в хорошем состоянии. Значительные запасы сена Буряты продают в Иркутск. Для лучшего же произрастания трав, вводят поливку лугов посредством канав.
Скотоводство у Бурят Иркутской Губернии хотя находится и не в таком цветущем состоянии, как у Бурят Забайкальских, однако ж стада их постоянно размножаются и скот их, хотя не крупен невзрачен на вид, но способен к тяжелым работам: паханью, бороненью, перевозке тяжестней.
Хлебопашество и сенокошение не заставляют Бурят совершенно отказаться от звериных промыслов (В первой статье ошибкой напечатано «звериные промыслы заставляют Бурят более и более делаться оседлыми»; должно читать: «ограниченность звериных промыслов заставляет» и проч): они находят время сходить в тайгу, набить дичи, белок, — и к зиме являются в Иркутск для продажи своего товара. Страсть к всякого рода спекуляциям сильно развита в Бурятах. Пришедши в Иркутск, они нанимают целой компанией «фатеру», покупают себе мяса, хлеба, на деньги вырученные в течении дня, и сами готовят себе есть. Утром, чуть свет отправляются по домам торговаться; ходят же артелями, не менее 2-ух чел. Товар свой за первый раз продадут только в том случае, когда кто-нибудь дает просимую Бурятами цену; а то они походят да поприменятся: кто больше дает; тогда уж продают, … себе краюха хлеба, чаю, на водку. Последнюю они очень любят и пьют, выплескивая немного на пол, как приношение бурхану, от чего невозможно удержать Бурята, он все таки хоть плюнет и это у него идет за провидение! Пьют Буряты медленно, процеживая сквозь зубы и не напиваются в городе так мертвецки как наши мужики, а на свои деньги пить в городе у Бурят и помину нет.
Когда Буряты приобретут достаточно денег, то начинают покупать старые шубы, старые брюки, старые шелковые материи, старые юбки, старые воротники, старые ножи, старые рогожи; а всего старого найдутся у старых иркутских бабушек. Эта меновая торговля производится зимою, а летом заготовляется и просушивается бабушками и тетушками товар: шушунчики, шубочки, изгнившие… платьица; старухи растягивают из к свету, нет ли где больших дыр. Деньги, ожидаемые за этот товар, бабушки да тетушки назначают в пользу своих внучек и племянниц. Пришла зима, братские целой стаей полетели по первому снегу, а у бабушек товарец лежит уже не в чуланчике, а где-нибудь за перегородкой. Бурят (он обыкновенно стоит в передней), оставляет в прихожей одну ногу, а другую выдвигает в следующую комнату; потом производится осмотр и оценка товара. А у бабушек глазки-то так и сверкают, торгуются, торгуются, иногда с утра до вечера; Бурятам не хочется быть в накладе, старухам тоже. Купленное старье Буряты употребляют для своих нужд: сукном обшивают шубы, монеты идут на украшения женам, телячьи шубы на штаны. Если же Буряты приобретут из старого что-нибудь лишнее, то перепродадут, подчистивши, обчистивши, переворотивши. В этом случае они часто остаются в накладе.
Буряты не имеющие для продажи товара, приходят в Иркутск для плотничных работ или найма в работники. В первый год, как наймется бурят он ведет себя хорошо и бывает трудолюбивым, а если случится ему жить в том же месте на другой, на третий год, он год от года становится хуже. Причина этого заключается едва ли не в том, что хозяева, видя хорошее поведение своего работника, потакают ему, а он перешедши из трудолюбивой жизни в более спокойную, обленивается и становится лентяем.
Между собою Буряты очень болтливы, речь у них так и льется; но при встрече с Русскими, они становятся робкими неразговорчивыми и обманут Русского почти всегда. Это зависит от того, что Буряты боятся Русских и опасаются как бы не попасть в беду. Они считают Русских за господ, предопределенных небом. «В начале мира» гласит Бурятское сказание, «в Сибири не росло берез; они появились здесь незадолго до прихода Русских. Тогда было предсказано, что истинный господин наш есть Белый – Царь».
И теперь спросите у любого Бурята (разумеется задобрив его): кто выше, он или Русский? Бурят ответит сравнением: «различие большое, такое же как между коровой и лошадью; корова ходит всего на пространстве каких-нибудь 10 верст, а лошадь пробегает целые тысячи верст. Таково различие между Бурятом и Русским и его деятельностью!»
Воровство, столь свойственное всем диким и полудиким народам, есть у Бурят. Особенно отличаются искусством в этом ремесле Буряты Кудинского ведомства. За то уж пойманного вора бейте, он будет только кланяться и ни сколько не прекословит!
Буряты очень хитры, они умеют кстати притвориться, кстати и употребить силу. При исследовании чего-нибудь, если дело клонится не в пользу Бурята, сколько не бейтесь, только услышите от него «толмач угей» т.е. не понимаю! Они очень упорны и что захотят, то редкая сила может заставить их выбросить это из головы.
Но несмотря на эти недостатки, Бурят почтителен к властям: доверчив и откровенен к тому, кого считает за человека доброго и честного; дружелюбен, сострадателен к нуждам других. Он не ропщет на притеснения; старается улучшать свой быть. Он всегда верный муж, добрый отец, почтительный сын, а все эти душевные наклонности могут принять высшее духовное направление.
С.Ш.
Опубликовано 13 марта 1858 года.
Буряты Иркутской губернии, их нравы, обычаи, верования, легенды, песни. (Статья I).