Буряты Иркутской губернии, их нравы, обычаи, верования, легенды, песни. (Статья I).
Монгольский народ состоит из большого числа разбросанных на дальних пространствах племен, которые живут не имея почти ни какого сношения с другим. Они говорят различными наречиями одного и того же языка – Монгольского; верования большой части из них различны: одни из них следуют учению Будды, другие преданы Шаманизму, иные приняли уже Христианство. Различные верования, различная историческая и географическая обстановка разнообразят и самые обычаи разных племен Монгольского народа. Поэтому предметом наших статей будет вообще народ Монгольский, и не все Сибирские Монголы, а только Буряты Иркутской Губернии. Нравы и обычаи их я имел случай наблюдать и тем что знаю о них, хочу поделиться с читателем.
Буряты Иркутской Губернии сделались уже почти оседлыми; только некоторые из них перекочевывают с места на место дважды в год, весною и осенью, да и то на весьма небольших пространствах. Занятие хлебопашеством, звериные промыслы заставляют Монголов более и более делаться оседлыми. Первоначальное устройство их юрт переменено и приспособлено к оседлой жизни. Прежде, не имея нужды долго жить на одном месте, Монголы делали свои юрты на живую руку: складывали несколько лесин в пирамидальную форму, обкладывали их лиственничную корою, дерном, мусором, — вот и юрта! Ныне же юрты строятся гораздо удобнее и прочнее; из складывают из сосновых и лиственничных бревен; низкие стены юрты покрываются пирамидальной кровлею, в вершине которой находится отверстие для выхода дыма. Во внутренность юрты ведет небольшая дверь на железных петлях, или проста на веревках. По стенкам юрты висят бурханы, уродливые статуйки, с разинутыми ртами, оскаленными зубами, а иногда кожаные вещицы, ремешки, огнива и пр. изображающие бурханов. Посреди юрты, под самым отверстием разводится огонь, на котором в чугунных котлах варят мясо; котлы ставятся на железные таганы или кирпичи. Когда мясо варится, семья сидит кругом на корточках, мужчины курят свои ганзы (маленькие трубки), женщины и дети болтают либо поют. Но вот мясо сварилось; котел снимается с огня, старший из семейства вынимает мясо, отрезает кусок жира и бросает в огонь, как приношение бурхану (Это бывает не всегда, а когда колят барана, овцу и т.п.). Потом все берутся за ножи, делят мясо и начинают есть, одной рукой держа мясо во рту, а другой отрезая подле самых губ; едят боьшею частью без хлеба, а о соли и понятия не имеют. Когда истребят все мясо, принимаются за навар, длинными деревянными ложками. Наевшись, оставляют котел на месте; пепел от дров тоже почти никогда не выбрасывается; от этого в юрте бывает удивительная чистота! Пепел, угли, грязь всякого рода – все это перемешано в изобилии в юрте, но Буряты не обращают на то ни малейшего внимания, и в этой то грязи пресмыкаются маленькие дети и с детства приучаются к неопрятности своих предков, которая доходит до высшей степени. Буряты очень редко моются, даже нестерпимые жары не принудят их выкупаться, а только заставляют оставаться совершенно в «натуре». От этого в одеждах из заводятся легионы насекомых, называть которых прилично не во всех родах литературы, а если такое творение попадется под руку своему воспитателю, он не церемонясь отправляет его на зубы и глотает.
Одежда Бурят шьется из бараньих и козьих шкур; шуба несколько ниже колена, у богатых обшивается по подолу красным или синим сукном, лоскут которого иногда нашивается и на затылке или груди. Панталоны тоже из шкур, с двумя карманами, из коих каждый застегивается несколькими медными пуговицами. К бедру привешивается коротенький нож, в деревянных или кожаных ножнах. Меховая высокая шапка с большими наушниками, довершает из верхний костюм. Нижнее же платье состоит из рубашки, которая шьется из синей дабы и носится до тех пор, пока не истлеет и не развалится; но и тогда одни богатые заводят новую, а бедные носят прежнюю, от которой остались только воротник да пуговица.
Костюм женщины отличается от мужского только большею опрятностью. Бурятки носят по две косы, которые спускаются через плечо на грудь. На пальцы нанизывают несколько оловянных или серебряных колец; также носят медные браслеты. На шею навешивают серебряные монеты, с изображением Русских Царственных особ: Екатерины, Елизаветы и др.
Шаманы не носят особенной одежды и только каленкоровая на шапке ленточка, алого цвета, отличает их. В каждом улусе есть шаман содержимый за счет Бурят; и эти шаманы – отъявленные тунеядцы пользующиеся легковерьем необразованного народа; шаманы только лежат ни чего не делая, зла же Бурятам приносят столько сколько в силах. Они обманом приобретают авторитет в глазах улуса: сами же украдут что-нибудь у Бурята, подбросят другому, да и ворожат, обирая и того у которого украли и которому подбросили. Но о шаманах мы поговорим после подробнее, теперь же не угодно ли читателю посмотреть вместе со мною на жертвоприношение Бурят.
Жертвоприношения эти бывают двух родов: общественные и частные; первые называются тайлганами и совершаются трижды в год. Первый тайлган бывает в честь «южных царей», второй вскоре после первого – в честь «царей вод», третий осенью, не знаю в честь кого. Для принесения этого рода жертвы, несколько семейств собираются на жертвенную гору и устраивают там жертвенник; саженях в двадцати от него рядами ставятся посудины с кислым молоком и терасуном (хмельной напиток из молока) назначенный для возлияний. Немного поодаль стоят жертвенные животные. Когда все Буряты соберутся, шаман берет жодо (березовая палочка, длиною в четверть, на конце ее находится пихтовая кора, сжигаемая при жертвоприношении), зажигает его кончик и освящает посуду, открываю их и погружая в них жодо. Потом идет к жертвеннику и обратившись к Югу начинает во все горло кричать, произнося молитву; тогда приходят Буряты, по одному из семьи, назначенные помогать шаману. Каждый из них в правой руке держит чашку с тарасуном а в левой поваренку с молоком. Подошедший к шаману, Буряты в один голос кричат: цок, цок, цок! Произнесенное шаманом. Последний идет мимо своих помощников и макая жодо в чашке каждого брызгает к югу. Обошедши всех он показывает своим жодо на небо, служители его разом бросают вверх свои чашки с криком: «да будет счастье!». Когда чашки падают, Буряты смотрят, как ляжет чашка каждого: если вверх дном, значит, в семействе будет несчастье; если же напротив, то счастье. Это повторяется трижды. Потом приступают к резанью животных, которых шаман сперва обливает тарасуном, потом разрезает им живот и просунувши во внутренность руку, вырывает дыхательное горло. Прикоснувшись своим жодо к умирающим животным, шаман обращается к югу говоря: айхон терд! Затем добивши, сдирают с них кожу, мясо кладут в котел и немного поварив вынимают и делят его на три части: первая шаману и старикам; другая – приносящим семействам; третья – посетителям тайлгана. Кости же отделенные от мяса посвящаются богам. После дележа начинаются конские бега и борьба. Для этого все составляют круг, на средину которого выступает один из приносителей жертвы; против него посетители выставляют одного из своих, потом оба борца раздевшись начинают бороться; тому кто останется победителем, подают в чашке тарасун, который он выпивает; тогда его ведут под руки, одевают и оказывают другие знаки уважения. После этого начинают бороться другие, между тем как на поляне происходят конские скачки. Обежавший других выливает немного тарасуна на гриву своего коня а остаток подает одному из стариков. После скачек все идут к пище, есть которую только теперь разрешает шаман, прочитавши молитву. Немного поевши и напившись допьяна, Буряты возвращаются домой, впереди едет шаман в сопровождении нескольких Бурят, из которых один держит горящую головню. За шаманом следуют Буряты верхом или на арбах; одни кричат по волчьи, другие лают, иные затягивают дикую песню. Если же это бывает во время засухи, и в день праздника случится дождь, то радость Бурят бывает еще неистовее.
Второй и третий тайлганы совершаются – первый летом, а последний осенью. Обряды тут теже самые как в первом, только с небольшими отличиями.
Частные жертвоприношения Бурят бывают весьма часто; такие приносятся только одним семейством и часто обходятся без шамана, но совершаются доверенными от него лицами. Жертвенное мясо съедается приносителями, а кости, так же как и в тайлганах, посвящаются богу. Кроме мяса жертвуют и вино, выплескивая его понемногу из чашек и произнося: цок, цок, цок! К числу частых жертвоприношений относится и то, что Буряты намазывают иногда своих бурханов сметаною, или кладут им в рот кусок жира. Но беда, если боги не исполняют молитв своих просителей: Буряты снимают их со стены и растянувши на земле, задают им жестокую секуцию розгами и ремнями. Да и вообще Буряты мало привязаны к своей религии и с охотою принимают Христианство, тем более, что добродетели, состовляющие главнее элементы Христовой Религии, прирожденны Бурятам. Монголы дружелюбны и гостеприимны; каждый гость принимается у них с радостью, получает лучшее место в юрте и называется «братом». Сыновья и дочери имеют высшую степень уважения к своим родителям. Отец имеет исправительную власть до самой смерти. Родители оплачивают своим детям любовью.
Смышленость и память Бурят замечательны, они легко и скоро усваивают себе то, чему Русские научат их. Фантазия также довольно развита; у них множество сказок, легенд, песен, большая часть которых содержит нравоучение. Я буду врем от времени сообщать их в Иркут. Вед. теперь же для примера приведу хотя одно бурятское предание, отличающееся детскою наивностью:
«В глубокой древности в дремучем лесу, с женою и детьми, жил один человек, который кормился трудами рук своих. Однажды в его отсутствие мать послала свою дочь за водою на ключ, который находился где-то далеко. Девочка пришедши на ключ, заслушалась там пташек прилетавших пить. Мать долго ждала свою дочь, потеряла терпение и закричала: чтоб взяло ее солнце! Едва успела она произнести эти слова, как солнце и луна стали быстро спускаться с своих мест на небе, стараясь опередить друг друга. Девочка одною рукою уцепилась за куст, а другою держала ковшик. Солнце схватило ее, но она держалась так крепко, что выдернуло куст. Теперь – говорит солнце – есть у меня спутница, с которою я могу весело проводить время! Но луна стала просить у солнца себе девочку. Я хожу одна, сказала она, да и при том ночью, а ночной путь опасен; ты же ходишь днем, когда можно обойтись без спутницы! Солнце уступило девочку и величественно и тихо, вместе с луною покатилось по небу. Но на луне с тех пор показались темные пятна, которых прежде не было».
С.Шашков
Опубликовано 16 ноября 1858 года.
Буряты Иркутской губернии, их нравы, обычаи, верования, легенды, песни. (Статья II).