Краткая историческая записка о церквах г. Верхоленска. Часть 2.
Спустя 57 лет по построении первого храма, прихожане нашли нужным построить в Верхоленске новый летний храм во имя Богоявления Господня, с приделом Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских. Какие были побуждения к построению сего храма и почему, назначенный для летнего служения, он посвящался памяти такого Евангельского события и святым время чествования которых бывает в самые сильные морозы – для нас это остается необъяснимым. Вот, что свидетельствуют записи на крестах в память освящения св. престолов летнего храма: 1) «Освятися олтарь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей в церкви в лето 1718, индикта 11, месяца июля 3 дня при благоверном Государе нашем и Великом Князе Петре Алексеевиче, всея великия, малыя и белыя России Самодержце и при Благоверной Царице и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и при Благоверном Царевиче, Великом князе Алексее Петровиче, при Преосвященнейшем Митрополите Федоре Табольском и вся Сибири». 2) «Лета 1744, месяца Июля 3 числа на память св. мученика Иакинфа, освятися алтарь Афанасия и Кирилла и водружен бысть крест сей в церкви при Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыни Императрице Елизавете Петровне, Самодержце всероссийской, при Преосвященном Епископе Иннокентии Иркутском и Нерчинском». На обороте последнего креста записано: «при вышеописанном священнодействии были: священник Иоанн Шергин, священник Зиновий Иванов и Иеродиакон Макарий» *Иеродиакон Макарий, вероятно, на освящение церквей в Верхоленске и Орленге, послан был Иркутским Архиерейским приказом из Вознесенского монастыря.). Освящение второго придела, как видим состоялось спустя 26 лет после освящения первого главного придела в то же число и месяц. Описываемый храм, как это был и первый острожный, деревянный: во внутреннем расположении его удержан тот же самый порядок, какой мы видели и в первом храме. Впрочем, в недавнее время, как внутри, так и снаружи храма, произведены были значительные перестройки, во многом изменившие прежний его вид: сделан довольно хорошей работы иконостас, написаны новейшие живописи местные иконы, старое крыльцо заменено новым и снаружи весь храм обшит тесом. В летнее время Богослужение и до сих пор в нем отправляется.
После ста тридцатилетнего существования, первый острожный храм настолько обветшал, что признан был небезопасным к дальнейшему отправлению в нем Богослужения. Прихожанами сознана была необходимость сменить его новым теплым храмом; на просьбу священно-церковно- служителей, вместе с приходскими людьми. Преосвященный Вениамин 1-й не замедлил послать грамоту, разрешающую построение нового храма в тоже наименование т с тем же приделом. Вот эта грамота: — «Божьей милостью, смиренный Вениамин, Епископ Иркутский и Нерчинский Иркутской епархии, Иркутского округа, Верхоленского острога Воскресенской церкви десятоначальному священнику Степану Попову. Присланным к нам доношением ты, священник Попов, с товарищем своим священником Михаилом Уваровским, обще с приходскими людьми, объявляя об обветшалости оной Воскресенской церкви с приделом святителя Николая Чудотворца, просили сооружении новой вместо оной церкви с приделом дозволения, и для того благословляем тебе, священнику Попову, в оном Верхоленском остроге, вместо обветшавшей Воскресенской, вновь – в тож наименование – церковь, с приделом святителя Николая Чудотворца, на отведенном от гражданского правительства места, по церковному чиноположению заложити, и когда оная церковь, на какой длине и ширине заложена будет, о том к нам прислать рапорт, по заложении и приказать жителям ту церковь строить со всяким прилежанием и поспешанием; во свидетельство чего, сия грамота, за подписанием руки и приложением печати нашей, дана лета от воплощения Господня 1792 года, Сентемврия в 13 день». Заложение храма было 14 Октября 1792 г. По окончании работ, продолжавшихся не более трех лет, получена была от Преосвященного новая грамота на освящение построенного храма. Приводим ее здесь: «Божией милостью смиренный Вениамин Епископ Иркутский и Нерчинский Иркутской епархии, Тутурской слободы Покровской церкви десятоначальному священнику Луке Шергину. Сего Сентября 21 числа поданным к нам доношением Верхоленского острога Воскресенской церкви церковный староста крестьянин Василий Белоусов обще с приходскими людьми представили, что вновь сооружаемая во оном Верхоленском остроге, вместо обветшавшей Воскресенской, в тож именование церковь, с приделом святителя Николая Чудотворца, строением к окончанию приведена и надлежащим церковным благолепием снабдена, и потому ко освящению состоит в готовности, и просили они, приходские люди, от нас об освящении оной церкви с приделом, прежними св. Антиминсами благословения; того ради благословляем тебе, священнику Шергину, объявленную вновь сооруженную в Верхоленском остроге, во имя Воскресенья Христова, церковь, с приделом святителя Николая Чудотворца, во-первых освидетельствовать совершенно ли оная ко освящению состоит в готовности, а потом, по постановлению престолов в указанную меру, и жертвенников по пропорции мест, прежними св. Антиминсами по церковному чиноположению святить и когда освящены будут, о том к нам отрапортовать; во утверждение чего, сия грамота, при подписании руки и приложения печати нашей, дана Архиереопрестольном граде Иркутске, лета от воплощения Господня 1795, Сентемврия в 23 день». Внутреннее устройство вновь построенного храма почти ничем не отличается от расположения храмов прежде его построенных: деление на части здесь удержано тоже, что и там. Иконостас – простой столярной работы, местные иконы очень скромной и довольно устарелой живописи, и без риз. Значительная поместительность и обширность храма, почти со времени его построения, наводила любителей благолепия дома Божьего на мысль о возможности на южной стороне его пристроить придел во имя Казанской Божьей Матери. Мысль эта осуществилась только в 1844 г. Все расходы по этому делу принял на себя крестьянин И.Я. Белоусов. Освящение Казанского придела состоялось 18 Мая 1844 года.
Верхоленский острог, как известно, на первых порах подчинен был Якутскому воеводству, затем, в 1649 г. – Илимску, возведенному в это время на степень города и, наконец, в 1686 г. – Иркутску, получившему в том году тоже название города. – Но этому, надо полагать, что в таком же точно преемственном порядке административной зависимости находилась и Верхоленская церковь. Со времени своего основания в 1661 г. до 1686г., в продолжение 25 лет. Верхоленская церковь находилась в прямой зависимости от закащиков г. Илимска, затем уже она навсегда перешла в ведение Иркутского заказа. Таким образом, во время открытия Иркутского викариатства (1707 г.), в числе церквей, определенных преосвященному Варлааму в команду, бесспорно была и Верхоленская церковь. В 1727 г., во время отделения Иркутской епархии от Тобольской, Верхоленская церковь уже значилась в списке церквей, вошедших в состав новообразовавшейся епархии.
В 1857 г., после долговременной, так сказать, выслуги. Верхоленск возведен был на степень уездного города. С этого времени для Верхоленска началась новая жизнь: с каждым годом делались нововведения, или же ожидались такие, или другие перемены в общественной жизни города. Не осталось забытой и Верхоленская церковь: после более двухсотлетнего существования в скромном названии сельского приходского храма, она в 1871 г. почтена наименованием Собора.
Так, в настоящее время в г. Верхоленске существуют два храма – летний Богоявленский и зимний Воскресенский; оба деревянные; оба в одной и той же ограде. Первому, со времени его основания, считаем около 158 лет, последнему около 81 года. В такой очень значительный промежуток времени, а особенно с переименованием Верхоленской слободы в уездный город, здешняя общественная жизнь успела существенно измениться; все то, что назад тому лет 20-30, вполне удовлетворяло незатейливому вкусу простака – крестьянина, в настоящую минуту оно уже далеко не соответствует потребностям настоящей жизни. В силу того, как нам кажется, и оба наши храма свято отжили век свой. Не говоря уже о том, что внутреннее устройство и расположение обоих храмов мало соответствует условиям изменившейся жизни – само существование их нельзя считать прочным, долговременным – давность построения храмов говорит не в пользу прочности их. – Так, у нас чувствуется неотложная потребность в новом под собор здании… Но, к несчастью, Верхоленский приход сам собой не может удовлетворить нуждам своей церкви – прихожане наши почти все бедные крестьяне. Не желая, однако же подвергнуться суду Божьему за нерадение о церкви Божьей, мы с упованием на милость Божью всех любящих благолепие его, решаемся обратиться к доброхотным подаяниям. Мы не покидаем надежды на наших благотворителей: Аще не Господь созиждет дом тщетно будут трудиться зиждущие…
Верхоленск 1876 г.
С. М. Сизой.
Опубликовано 14 февраля 1876 года.
Краткая историческая записка о церквах г. Верхоленска. Часть 1.