Краткая историческая записка о церквах г. Верхоленска. Часть 1.
Всего с небольшим восемнадцать лет, как наш юный Верхоленск усвоил за собой название города. Несмотря на то, вот уже в продолжении почти двух с половиной столетий – в различных своих названиях, какие носил со времени своего основания (Названия эти – острог (1641 г.), комиссарство (1775 г.), слобода и уездный город (1867 г.) – он стоит вековым памятником и безмолвным свидетелем седой старины. Он видел, как первые его основатели – казаки, укрываясь за его деревянными стенами, не на жизнь, а на смерть бились с прежними жителями Мунголами, склоняя их на подданство царю русскому. Он был свидетелем и того, как впервые воссиял здесь свет веры Христовой, просвещавший и доселе просвещающий сидящий во тьме и сени смертней.
После неоднократных неудачным попыток енисейских казаков проникнуть в верховья Лены, начавшихся с 1631 г., якутские воеводы вынуждены были принять более решительные меры к подчинению бурят и тунгусов верхоленских. В начале 1641 г., во время сильных морозов, назначен был первый поход. На этот раз численность казаков была довольно значительная: всего в походе было до 100 человек, состоявших под управлением боярского сына Василия Власова. По причине глубоких снегов, они принуждены были идти местами на лыжах. Не ждали буряты нежданных гостей в такую суровую пору. Пользуясь благоприятными обстоятельствами, казаки врасплох напали на бурят, и, захватили большую добычу и много пленных, постарались поспешить обратно. На выручку пленных буряты – в числе 200 человек – под предводительством князька Куршума – поскакали в погоню за казаками. Завязалась новая схватка. Победа осталась на стороне русских. Куршум изъявил полную готовность на подданство царю русскому. Буряты были усмирены. В видах упрочнения в этих пределах власти русской, летом того же 1641 г., пятидесятником Мартыном Васильевым с 50 казаками, не доходя 9 верст до устья р. Куленги на правом берегу Лены, заложен Верхоленский острог. Недолго же, однако, пришлось быть тут острогу: лет через шесть место это почему-то признано было неудобным для него и острог был перенесен туда, где теперь Верхоленск. Спустя немного времени после того в Верхоленском остроге уже был храм во имя Вознесения Христова. Таким образом, по неисповедимым судьбам Божьим, для здешнего края, косневшего до селе во мраке грубого идолослужения, начиналась новая жизнь, воссияла заря новой веры Христовой. Когда и кем был построен первый храм в Верхоленском остроге – указаний на это в церковных документах не находим, но по тем данным, какие в настоящее время имеются под руками, можно, кажется, время построения его с достоверностью относить к 1661 году, и этому вот какое основание. – При Верхоленском соборе до сих пор сохраняется, в числе нескольких других, оставленных на память, деревянный крест с надписью о времени освящения первого острожного храма. Хотя в надписи и нельзя разобрать года, но она отчетливо сохранила запись индикта и лиц, при которых состоялось это освящение. – Вот эта подпись: «Освятися сей алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей в первыя церкви Верхоленскаго острога в лето (год) Марта 20 дня, индикта 12, при державе Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия, малыя и белыя России Самодержца; при Преосвященном Великом Господине Симеоне Тобольском и Сибирском». Архиепископ Симеон, как знаем, вступил в Управление Сибирской епархией в 1651 г. и правил ею 13 лет. Во время сего управления 14 индикт падал на 1661 г. Стало быть, и освящение первого острожного храма в Верхоленске было в 1661 г. 20 Марта, и построение его предварило построение первых Иркутских церквей: Спасского и Вознесенского монастыря одиннадцатью годами. Принимая во внимание давность в происхождении первого острожного храма, построение его надо приписать усердию казаков-завоевателей и добровольно выселившихся снова из России крестьян – первое поселение каковых в Верхоленском остроге сибирская летопись относит в 1648 г. Пятнадцать лет спустя после освящения – в том же храме устроен и освящен был другой придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Вот, что гласит надпись на кресте, оставленном в память этого освящения: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей в церкви иже во святых отца нашего Николая Архиепископа Мирликийскаго Чудотворца в лето 1676 индикта 14, при благоверном государе нашем, Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче и всея великия, малыя и белыя России Самодержец и при Благоверном Царице, Великой Княгине Наталии Кириловне, при Благоверном Царевиче, Великом Князе Федоре Алесеевиче, при Благоверном Царевиче, Великом Князе Иоанне Алексеевиче и при Благоверном царевиче, Великом Князе Петре Алексеевиче». Первого острожного храма в настоящее время уже не существует, но при церковном архиве хранится его план и фасад, снятые Российской Императорской Академией наук геодезистом Государственной Коллегии коллежским регистратором Иваном Кожевиным, которые и дают нам возможность представить здесь описание внешнего вида и внутреннего устройства этого храма. – Он резко разделяется на три части: трапезу, собственно церковь и алтарь. – Трапеза безыскусственно сложена была из бревен и во многом напоминала собой простую крестьянскую избу, с тремя не большими (волоковыми), по сторонам окошками. Со вне, с южной стороны. Под трапезу вела по земле неширокая и довольно низкая дверь, по правую сторону которой прорублено было тоже волоковое и, вероятно, задвижное окошко. С западной стороны трапезы устроен был вход в храм, с крыльцом, свойственный тому времени. К восточной стороне трапезы примыкала церковь; до высоты трапезы, вместе с алтарем, она сложена была из одних продольных бревен, а отсюда, оставив уступ для кровли и купола над алтарем, она, сначала четырехугольная, а потом и восьмиугольная, далеко виселась над остальными частями храма, оканчиваясь над ним куполообразно. Кругом всей церкви, под навесами, прикреплены были, сказывают, довольно длинные доски, с резными на них надписями, состоящими из разных библейских изречений. Одна из таких досок, с надписью: «Во имя Воскресенья Христова» сохранилась до сего времени; надо полагать, что она висела на лицевой стороне храма. От острожного храма мало, что дошло до нас: антиминс, священнодействованный Софронием, Епископом Иркутским и Нерчинским (1755 г.), Евангелие, напечатанное при Царе Алексее Михайловиче (1668 г.) – да и только.
Опубликовано 7 февраля 1876 года.
Краткая историческая записка о церквах г. Верхоленска. Часть 2.