Летопись Успенской церкви г. Иркутска. Часть 2.
Летопись Успенской церкви г. Иркутска, составленная по архивным актам бывшим настоятелем церкви, священником Иоанном Родионовым.
е) Семисвещник медный накладного серебра, в средине на шаре крест с распятием, вылитым из бронзы, поражающий своей громадностью и изяществом и стоящий 330 руб. сереб.
ж) Паникадило медное накладного серебра, в три яруса стоят три вылитых из бронзы Ангела с символами трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви. – поддерживающие шар с литым же на нем распятием. Украшено 48 разноцветными камнями и стоит 557 руб. 15 коп.
В обеспечение существования церкви и причта, наследники покойного строителя обязались вносить ежегодно до 1850 года по две тысячи рублей ассигнациями (571 р. 42,5 к.). В 1850 году они обязались особым актом внести в банк на вечное время 10,000 руб. сер. С тем, чтобы следующие по сумме этой проценты поступали в пользу церкви с причтом в замен вносимых ими ежегодно 571 р. 42,5 к. Что в 1850 году наследниками и сделано: вложено в банк на вечное время 10,000 руб. в поддержание храма и причта. Из 400 руб. – ежегодных процентов на этот капитал – 142 руб. 85,5 к. идут в пользу церкви, а остальные 257 руб. 14,5 к. идут в жалование причту, а в случае неполного комплекта его – на исправление церковных домов. К тому же:
а) К сумме процентов должен был еще присовокупиться доход с двадцати частей гостиного двора, который строителем храма Пр. Ф. Медведниковым, духовным его завещанием в 1843 году,, пожертвованы в пользу церкви и причта (он владел ими по акту, совершенному 1832 года 8 Декабря). Но эти 20 частей с 1843 года до сего времени еще не упрочены за церковью и не приносят никакого дохода.
б) 1851 года 20 Июня, по завещанию статской советницы Евфимии Кузнецовой пожертвован билет Приказа общественного призрения в 300 руб. сер., так чтобы из процентов с этого капитала одна половина поступила в пользу церкви, а другая в пользу причта. Из вклада сего 250 руб., по распоряжению Св. Синода, обращены в непрерывно-доходный 4% Государственного банка, от 16 Мая 1861 года; а остальные 50 руб. оставлены в Иркутском Приказе общественного призрения и билет на сии последние хранится в Иркутской Духовной Консистории.
в) Свидетельство Иркутского сиротопитательного банка Елизаветы Медведниковой, от 1-го Апреля 1870 года, за №203, на 100 руб. сер., вложенных на вечное время коммерции советницей Параскевой Степановой Трапезниковой в поминовение души ее и ее родных. Процентов половина – в пользу церкви, а другая – в пользу причта.
г) Свидетельство того же банка Елизаветы Медведниковой от 16 Марта 1871 года, за № 234, на 100 руб. сер., вложенных на вечное время Иркутской купеческой вдовой Марией Михайловой Котельниковой. Процентов половина – в пользу церкви, а другая – в пользу причта.
Кладбища в приходе нет, но все тела умерших погребают на общем городском кладбище, отстоящем от церкви в полутора верстах.
Причта при Успенской церкви с 14 Февраля 1846 года, по штату было положено: священник, диакон, дьячок и пономарь; но по увеличению прихода, в 1865 году в Феврале месяце распоряжением епархиального начальства увеличено: два священника, диакон, дьячок и пономарь.
Средства к содержанию причта суть следующие: а) Братственный кружечный сбор доходит в последние годы до 1800 руб. с. в год. Кроме того из 257 р. 14,5 к. ассигнованных строителем в жалование причту, священники получают по 30 р. в год; псаломщики – один 108 р., а другой 48 руб. в год. Диаконское место праздное. К тому:
а) В 1860 году, по духовному завещанию почетного гражданина, Иркутской 1-й гильдии купца, Константина Петровича Трапезникова, проценты с 300 руб. сер., вложенных в банк Иркутского Сиротопитательного дома, по свидетельству от 30 Марта 1860 года за № 114; проценты с оных – в пользу причта.
б) В 1867 году, по духовному завещанию солдатской девицы Татьяны Уваровой, умершей 15 Июля 1865 года, пожертвованы в пользу причта 15 р.с., которые только 21 Января 1869 года вложены в банк Сиротопитательного дома, по свидетельству за № 173, а до сего времени находились в частных руках у душеприкащика и не приносили желаемой пользы.
Жалованья от казны, равно от прихожан руги и покосов причт не получает.
Священники помещаются в церковных домах, о которых было выше сказано, а псаломщики нанимают для себя квартиры.
Самое значительное число прихожан состоит из военных нижних чинов – отставных солдат и казаков. Незначительное число статских; затем мещане, цеховые, крестьяне, поселенцы и ясачные.
Все прихожане рам Божий посещают охотно. Некоторые обстоятельства, как-то: занятия торговой промышленностью, по преимуществу мелочной, которой занимается большая часть прихожан, много отвлекают от неуклонного посещения храма. Но в храмовые и во все дванадесятые праздники бывает в церкви особенно много богомольцев.
Усердие к поминовению усопших есть. Оно выражается в служении заупокойных Литургий во дни погребения, в 9-й, 20-й и 40-й дни, дни памяти и представления и во все, так называемые, родительские дни и субботы. Все эти дни прихожане собираются в храм, подают проскомидию и служат панихиды, мало, но потому, что большая часть прихожан, желая в тоже время поклониться к праху умерших, идут в общее городское кладбище и в кладбищенской церкви подают на проскомидию и служат там панихиды.
К отправлению молебнов и водоосвящений, как в церкви, так и в домах, прихожане усердие имеют постоянное: иные по обетам, иные по переходе в новые дома и при закладке оных, во дни именин и других семейных событий и праздников, поднимают в дом Иконы, чаще Икону Божьей Матери «всех скорбящих Радосте» и здесь служат молебны с водоосвящением и читаются акафисты, с верой и надеждой на скорую помощь и заступление Царицы Небесной.
Знание молитв прихожане считают обязанностью всякого христианина, а потому большая часть изучает их охотно и с усердием. Молитву Господню и кратки начинательные молитвы, а заповеди только грамотные. Детей обучают молитвам их родители и познания их поверяются во время исповеди и посещении домов прихожан. Ложных понятий о самых главных истинах христианского благочестия прихожане не имеют. Суеверных и других вредных для спасения понятий об истинах веры и спасения не замечается. Предрассудки общие простолюдинам еще встречаются.
Многие прихожане имею понятие об истинных путях спасения и об Искупителе – удовлетворительное, которое привилось при обучении в школах и средних учебных заведениях; а иные, особенно неграмотные, слабо понимают. Сыновнюю преданность к Православной церкви, как к Матери, и благоговение к ее правилам и уставам питают.
Священник Иоанн Родионов.
Опубликовано 17 июля 1876 года.