Николаевский железоделательный завод (в иркутской губернии). Ст II.

Работы по заготовке материалов руды, дров и угля производятся и по месячному жалованию, по найму от конторы и по подрядам с заводскими жителями, которые для этого нанимают работников; в последнем случае рабочий получит больше и довольствуется харчами лучше. На работах же собственно от завода, в так называемом, куренном цехе, по ограниченности платы и дороговизне продуктов, положение рабочих плохое. В этом цехе находится одна, так сказать, голытьба заводская и разный сбор людей, большей частью не семейных. Довольствуются они скудным содержанием; живя в лесу, привыкают к неряшливой обстановке, и весь остаток от месячной заработки обыкновенно сносят в кабак. Имея таких рабочих до 300 чел., управление между тем извлекает от заготовки ими материалов значительную пользу в сравнении с тем, что оно платило бы по подрядным поставкам. С этими людьми церемонятся мало; работа спрашивается усердная, обмер, обсчет и обвес практикуются широко; зато и начальникам над ними ставят лиц мало знакомых с совестью, главным образом из ссыльнокаторжных. Но своими людьми заводское управление все-таки не может заготовить всех нужных материалов: руды, дров и угля в том количестве, сколько нужно, тем более, что при том требуется значительная конная сила для перевозки материалов; поэтому заготовкой и доставкой их в зимнее время занимаются крестьяне братской волости, которым такие работы приносят годичного заработка до 20-25 т.р. Недостаток денежных средств, вследствие бывших здесь в последние годы неурожаев, заставляет и крестьян работать по ценам уменьшающимся прогрессивно с уменьшением крестьянского благосостояния, порождающим усиленное предложение работы. Заводоуправление сильно притесняет крестьян в расчетах, выдавая вместо денег квитанции, уплата которым приходит через долгое время, иногда через два-три месяца и уплата иногда производится вместо денег товаром. Разумеется крестьяне не могут ждать получки столь продолжительно время и принуждены сбывать квитанции окрестным торговцам, причем ставится непременным условием получить деньгами третью или только четвертую часть, остальную сумму получить товаром, иначе не сбудешь квитанцию; приходится брать товар по дорогой цене и иногда такой, без которого могли бы и обойтись. Выдаются еще квитанции с надписью: «расчет железом». Мужики, получая квитанцию, совершенно не знают об этом, потом оказывается, что изволь получить за свою работу тем, что не нужно. В этом случае в лавке завода, торгующей одним железом, предлагают крестьянам, являющимся с квитанциями, уплатить по ним и наличными деньгами, только со скидкой 10% с рубля. Поневоле приходится лучше платить %, чем брат железо. Чьи деньги фигурируют в такой операции на порядочную сумму?

Вообще все отношения заводоуправления к работающему люду представляют самую беззастенчивую эксплуатацию рабочих. Нам известны положение, быт и порядки многих сибирских заводов, и не в одном из них извлечение пользы заводчику из того источника, откуда берет ее Николаевский завод, именно от рабочего, не имеет такого широкого применения, как здесь.

Что касается собственно технической стороны железоделательного производства, то и не дл специалиста-техника ясно несовершенство дела, недостаток применений лучших правил железоделия, отсутствие тех приспособлений, какие существуют в хорошо устроенных заводах; происходит от того, что дело ведется с целью как можно больше и скорее извлечь барыш, не заботясь о капитальной постановке производства, избегая затратить на возведение лучших зданий и производство машин. Постройки завода не отличаются прочностью и удобством помещений, паровики незавидного качества, не так прочны, как нужно, некоторые довольно стары, и спаяны оловом, были случаи взрыва котла с последствиями. У паровых котлов нет даже предохранительных клапанов; для ограждения от несчастий с людьми не сделано приспособлений самых простых. Несчастья с людьми случаются не редко, но известно о них одному заводскому начальству. Пострадавших помещают в заводскую больницу; тяжело изувеченных лечат бесплатно; если же в больницу поступают для излечения с незначительными ушибами, произведенными на работе же, то за пребывание в ней вычитают после из жалования. Надзор за машинами недостаточный, и не лишним бы был технический осмотр паровиков; также необходимо установление правил относительно обеспечения жизни и здоровья рабочих; здесь об этом мало заботятся. В выделке изделий замечается стремление к внешности отделки, а не к прочности, особенно практикуется это за последнее время. На такое обстоятельство много влияет уменьшение заработной платы; мастеровой получающий попудно и поштучно, понятно старается выделать большее количество, чтобы заработать хотя бы на месячное продовольствие, и не заботится о доброкачественности и прочности работы; управление же, сознавая, что при более тщательной работе, рабочему придется очень уж маленький заработок, не высказывает требовательности при браковке изделий, — благо, спрос на чугун, и железо возрастает, а добротность таких изделий не может быть сразу узнана покупателем при покупке; плохое качество их узнается со временем. Железная руда в завод добывалась с трех рудников: Ермаковского, Долоновского и Кежемского. На последнем руда самая лучшая, с значительным содержанием магнита; ранее она шла в дело или одна, или в соединении с другими худшими рудами; ныне с Кежемского рудника не берут руды, потому что он находится в 120 верстах от завода, и доставка ее обходится гораздо дороже, чем с ближайших рудников; во избежание лишних трат довольствуются материалом худшим. Относительно Кежемского рудника возникает вопрос: принадлежит ли он еще заводу, так как находится не в черте, отмежеванной оному земли, а на далеком от нее пространстве.

Земли у завода довольно много с лесными, сенокосными и пастбищными угодьями. Когда завод переходил из казны в частные руки, то, по рассказам старожилов, предлагалось от правительства жителям образовать селение и получить земельный надел; но такое предложение, разумеется, было замято, как несогласное с целями заводчиков. В настоящее время у многих являются помыслы о том, но никто не знает, как приступить к тому, а главное, не смеют против управляющего. Образование из завода селения с отдельным обществом много могло бы содействовать благосостоянию жителей. Половина их даже более состоят на причислении в разных селениях братской волости; они наравне с оседлыми крестьянами несут все повинности денежные и натуральные, а землей не пользуются, не живя в своих селениях; когда из них составится особое общество, тогда, владея землей при месте своего жительства, они могли бы заниматься отчасти и хлебопашеством, иметь свое сенокошение, что принесло бы им не малую пользу; земли же, удобной для надела, вблизи завода достаточно; с другой стороны находясь под ведением своего местного сельского начальства, жители-крестьяне не столько бы зависели от заводской полиции, предназначенной для ссыльнокаторжных; вообще, став собственниками усадебной и прочей земли, они могли бы существенно улучшить свой экономический быт и выйти из безусловной зависимости от заводовладельца; с тем вместе уничтожится и монополия в торговле. Кроме крестьян братской волости, в состав общества изъявят желание вступить многие из имеющих здесь оседлость крестьян других волостей, округов и губерний. Вопрос этот весьма важен для заводского населения; привести же его в исполнение можно лишь по почину правительственному, в виду народного блага. Осуществление такого желания жителей не принесет ни малейшего вреда собственно заводскому производству, а только сократит чрезмерную эксплуатацию населения заводчиком.

Обрисовав насколько возможно в кратких чертах состояние экономического быта населения Николаевского завода, скажем в заключение, что кроме содействующей благосостоянию его меры образования селения, для дальнейшего развития обеспеченности рабочего люда и процветания железоделательного производства, необходимого для здешнего края в более обширных размерах, нужно желать, чтобы владельцы завода и лица, стоящие во главе управления им, умели сочетать интересы заводчика и рабочего, не пренебрегали бы указаниям науки, а не одного грубого опыта.

Л-ий и Ш-в.

Опубликовано 24 мая 1887 года. 

Николаевский железоделательный завод (в иркутской губернии). Ст I.

652

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.