Освящение церкви Святителя Христова Иннокентия В Жимыгытском миссионерском стане. Часть 2.
31 мая в 5 часов утра Преосвященный Владыка изволил отправиться в Нилову Пустынь. Путь туда, за неустройством дороги и по отсутствию мостов, очень труден и опасен. Но, благодарение Богу, переезд через гремучие Дзангисаны по крупным валунам при быстроте течения, где угрожает опасность опрокинуться с экипажем и быть унесенным водой, совершился благополучно. Через Иркут нельзя было попасть бродом. Экипажи оставлены были на берегу. Путешественники по одиночке и багаж по частям переплавлялись на «челноке», предупредительно изготовленном миссионером о. Павлом Берденниковым, а с берега нужно было отправляться в пустынь на лошадях верхом. Сам архипастырь принужден был прибегнуть к тому же, единственному в то время, способу приникнуть в ущелье Саянских гор, где приютилась Ниловская Пустынь. Настоятель пустыни, бывший в том же поезде, благополучно успел предупредить приезд Архипастыря, и имел счастье встретить Преосвященнейшего Владыку в пустыни.
Ниловская пустынь, как известно, устроена при минеральных горячих водах Преосвященным Нилом, который предусмотрел пригодность ее не только для экономии Архиерейского дома, когда сюда можно было командировать штатных служителей, но и для миссионерской цели среди бурят, кочующих про границе до крайних пределов Иркутской губернии к западу. Богослужение открыто было в пустыне еще в Феврале 1846 года, о чем свидетельствует подпись Архиепископа Нила на св. антиминсе. В 1851 году построена особая церковь, до ныне существующая, вместо бывшей домовой, при особенной попечительности почившего Святителя, в честь Преподобного Нила, Столбенского Чудотворца, его Ангела – молитвенника. Иконы писаны на полотне кистью художника-академика. Замечательны также:
1) Образ Преподобного Нила в бронзовой рамке, вправленной в особую деку 0,75 аршина в квадрате за следующей подписью: «в церковь Ниловской пустыни на Турано-Иркутских минеральных водах, основанной в нынешнем 1846 году, жертвую икону сию Преподобного Нила Столбенского Чудотворца. Нил Архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Января дня 1846 г.»
2) Образ Преподобного Нила древней живописи в серебряной ризе, присланный из Ярославля, с подписью: «св. икону сию Преподобного Нила, Столбенского Чудотворца, приношу в дар пустыни, созданной во имя его в горах Саянских. Нил, Архиепископ Ярославский и Ростовский. 15 Генваря 1873 г. Ярославль».
3) В церковной ризнице, кроме сосудов, Евангелия и крестов, обращают на себя внимание флакончики, запечатанные архиерейской именной печатью Е.Н. (Епископа Нила). Печати доныне нерушимы, а содержимая в них святыня изображена в подписях: а) «елей из лампады от живоприемного гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из Иерусалима, где горит 55 кандила, зажженные небесным огнем во время великой субботы 1832 года». б) «Вода из реки Иордана, где Господь Иисус Христос крестился от Иоанна Крестителя, пути 12 часов, почерпнута из оной 25-го Июля 1832 г.».
В это время Преосвященнейший Нил был епископом Вятским и Слободским; следовательно елей от Гроба Господня и св. вода из Иордана, как достопамятность для Сибирского края, привезены были им из вятки в Иркутск и сюда – на границу Монголии – в эту Галилею языков. В настоящем году Ниловская Пустынь сделалась обладательницей особой драгоценной святыни, — это часть св. Мощей Святителя Гурия, Казанского Чудотворца, полученная в благословение от Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Казанского и Свияжского настоятелем пустыни архим. Мелетием в 1875 году, при возвращении в Сибирь из недавно совершенного им путешествия по делам миссии в Казань, Москву и Киев.
Важный интерес в гигиеническом отношении имеют горячие минеральные воды, находящиеся в самой пустыни. Они неоднократно были разлагаемы химически докторами и признаны целительными, что доказывается и опытами исцелений. По новейшим исследованиям доктора А.Е. Толмачева и г. Древновского оказывается, что фунт воды содержит в себе:
Кремлистой кислоты 0,38 гран.
Углекислого натра 0,85 гран.
Солекислого натра 1,28 гран.
Серокислого натра 0,54 гран.
Сернокислой извести 0,40 гран.
Таким образом 6,45 гран составляет количественное содержание основных частей минеральности. Температура горячести вод восходит до 35° и 37 ° Р. Воды эти принимаемые ваннами и внутрь, полезны в накожных болезнях разного рода, в ревматических и во всех тех, кои происходят от расстройства пищеварения. В них еще находится небольшой процент хлористого железа. Какая бы ни была содержимость в них железа, во всяком случае они чрезвычайно полезны; потому что, поправляя пищеварение и улучшая питание организма, они тем самым лечат радикально некоторые даже наружные болезни, имеющие начало в общем худосочии.
Штат Ниловской Пустыни состоит из 1 миссионера и 1 псаломщика. Миссионером Ниловского стана с 20 августа 1873 года состоит архимандрит Мелетий (он же начальник миссии), обязанный обозревать все станы и миссии, и потому имеющий местопребывание при архиерейском доме. В отсутствии его районом пустыни по Монгольской границе на пространстве 300 верст заведывает Шимковский миссионер, уже совершивший в настоящем году две поездки на Оку. В интересах православия того края предположено устроить на Оке приписную церковь невдалеке от золотых приисков. По причине отдаленности Гарганских и Окинских кочевьев (1466 душ обоего пола) и трудности подъезда по отвесным скалам Нухун-Дабана и Боготольского хребта, устройство миссии по границе давно уже озабочивает епархиальное начальство. В этих спасительных заботах в Бозе почивший Архиепископ Парфений в одной из своих корреспонденций совершенно справедливо заметил: «вот если бы сюда (в Нилову Пустынь) иеромонаха два, да добрых послушников три; какое было бы благодеяние для Тункинского отделения миссии; но нет в виду людей». Теперь может быть нашлись бы и люди и желающие посвятить себя пустынной жизни и трудам миссионерства; но этот опять требует расширения средств миссии. Сама пустынь требует фундаментальных поправок. Только что проведен в 1874 году обруб по правому берегу Ихэ-Угуна на пространстве 108 саженей, как защищенные тем от наводнения ванны потребовали ремонта не менее, как рублей на 300, приисканием коих теперь озабочен настоятель пустыни. Бог, богат сый в милости, якоже весть, устроить благое из этого убежища, драгоценного для безмолвный отшельников. Здесь в тишине от шума людского многие нашли бы для души покой и отраду в уединении Богомыслия и молитв. Ничто здесь не нарушает покоя, а скуку рассевают быстрые струи Ихэ-Угуна, стремящегося по крупным валунам и производящего своим плеском беспрестанный говор в аккомпанемент мыслящего наблюдателя. А как прекрасна бывает здесь природа в летнее время в полном цвете? Бальзамический воздух от ветвистой листвени, кедра, аромат роскошных цветов, свежесть зелени, прохладная тень, стройные ряды особого рода акации (одноствольной, колючей), растущей с обеих сторон пустынного тракта, — все это успокоительно действует на человека, ищущего подкрепления здоровью или успокоения от трудов хотя на минуту.
В 10 часов утра (31 мая) Архипастырь изволил войти в церковь Препод. Нила и был встречен по обычаю настоятелем пустыни со св. крестом, при пении тропаря Препод. Нилу. В храме собралось несколько казаков Турановского караула и бурят, кочующих вблизи пустыни. Облачившись в алтаре в омофор, Преосвященный снова вышел на средину храма и совершил молебствие небесному покровителю пустыни – Преподобному Нилу в сослужении двух архимандритов, а священник о. Павел Берденников, за отсутствием хора, один дирижировал клиросом. После молебна архипастырь, совершил крещение над двумя молодыми инородцами, нарек одного Иннокентием, а другого Нилом и сам приобщил их запасным св. Дарам.
По выходу из церкви, Преосвященный изволил принять одну ванну, а потом пустынную трапезу. Не раз вспоминаем был при этом основатель пустыни блаж. Памяти Преосвящ. Нил; живописный портрет его в бронзовой раме с собственной подписью его украшает до ныне келью настоятеля. Любовь его к пустыни была неоскудна и после отбытия его на Ярославскую кафедру. В час пополудни Владыка оставил пустынь. Верховой поезд отправился в том же порядке, как был и вход Архипастыря в пустынь, при колокольном звоне, в сопровождении тех же лиц и вереницы туземных всадников.
В поздний вечер преосвященный через Шимки и Тунку прибыл в Парфеньевский миссионерский стан, что в Коймарах, и тотчас же приступил к крещению инородцев, которое совершил сам, а миропомазанье и прочие действия в тоже время совершены были сослужившими двумя архимандритами и миссионером о. Павлом Грозиным. Потом все новокрещенные были приобщены Св. Тайн запасными Св. Дарами через начальника миссии. С вечера крестилось не большое число инородцев, по случаю позднего времени, а на утро 1-го Июня собралось большинство инородцев, приготовленных к крещению. Почему, Преосвященнейший, при пении хора из учеников миссионерской школы, опять был встречен в Благовещенской миссионерской церкви, на Кунхинском холме, и в том же порядке совершил Св. крещение над прибывшими для этой цели; все они потом были приобщены Св. Христовых Таин. Всего с просвещенными накануне было крещено 78 душ обоего пола. Внимание о. ректора семинарии было обращено на коллекцию бурханов и буддийских книг, коих было много у миссионера. Для исследовании и любопытства миссионер доставил о. ректору из своей коллекции, что мог уступить с этой целью. При отъезде Архипастыря из Парфеньевского стана две воспитанницы миссионерской школы поднесли Владыке скатерть и 2 салфетки своего рукоделия. Преосвященный видимо был тронут признательным подарком и искусством детей, благодарил учительницу – жену священника – миссионера и удостоил воспитанников и воспитанниц денежных подарков. Тут же явилась ко Владыке добрая старица из с. Тунки Ф.Ф. Куркутова, изъявившая усердие вспомоществовать сооружению церкви на границе Монголии в Окинском крае, где покойный ее муж вел торговлю с инородцами и Монголией. Она и пожертвовала для церкви дом на самой Оке, где предположено быть церкви, надворные постройки м весы, и обещала представить 500 р. деньгами на осуществление этого плана.
Из Коймар Архипастырь изволил отправиться через Тунку в Гужирский миссионерский стан, куда и прибыл в 2 часа пополудни, 2 Июня. Здесь миссионер священник Иоанн Косыгин, тоже успел собрать приготовленный им инородцев для Св. крещения. Архипастырь опять вошел в храм для исполнения таинств. Входную литию и при совершении таинства, как и в Коймарах, стройно пели ученики миссионерской школы. Крещение совершалось в главном верхнем храме шестипрестольной каменной церкви – во имя Всемилостивого Спаса, в сослужении двух Архимандритов и двух миссионеров. Коймарского и Гужирского; и было вновь просвещено 43 души об. п. В правом Предтеченском приделе они потом были приобщены СВ. Христовых Таин через начальника миссии.
В 4 часа пополудни Архипастырь в сопровождении Ректора Семинарии архим. Модеста, изволил оставить Гужиры, преподав святительское благословение начальнику миссии, остававшемуся в Тункинском крае, миссионером, инородцам и ученикам миссионерской школы, коим, как и в Парфеньевском стане, также сделал подарок. В поздний вечер Владыка прибыл на ночлег в с. Култук, и отсюда по круго-Байкальскому тракту возвратился в Иркутск, 3 Июня. Всего в эту поездку преосвященнейшим приведено в Св. Православную Веру из ламайского идолопоклонничества и просвещено Св. крещением 203 д. об. п. Слава и благодарение Богу!
Начальник Иркутской Духовной Миссии, Архимандрит Мелетий.
Опубликовано 14 августа 1876 года.
Освящение церкви Святителя Христова Иннокентия В Жимыгытском миссионерском стане. Часть 1.