Освящение церкви Святителя Христова Иннокентия В Жимыгытском миссионерском стане. Часть 1.
30 мая Мая сего 1876 года, с Божьей помощью совершилось освящение новой миссионерской церкви в честь Святителя Христова Иннокентия, Иркутского Чудотворца, близ села Тунки, в Жимыгытском миссионерском стане.
Открытие Жимыгытского стана предположено было еще в 1873 году, по мысли в Бозе почившего Архипастыря Парфения, в облегчении трудов миссионера Парфеньевского стана, что в Койморах. Сюда отошли из Коймарского района, улусы южной его половины, соседние к Цанаге (Забайкальской области) и пограничным хребтам (Мундурге), отделяющим ныне Иркутскую губернию от забайкалья на этом пункте.
Улусы эти: Нюрухайский (147 м. 144 ж.), Хандагайский (31 м. 20 ж.), Шарагунский (83 м. 78 ж.), Жемчугский (162 м. 133 ж.), Охор-Шибирский (222 м. 217 ж.), Богорхонский (110 м. 100ж), Улан-Горхонский (27 м. 26 ж.), Нурайский (27 м. 22 ж.); кроме того в Затункинском селении оседлых инородцев 2 м. 4 ж., в Нюрхайском урочище 5 м. 2 ж. пола. – Всего к району Жимыгытского миссионерского стана отшло 1562 д. об. П., в том числе некрещеных в 352 смешанных семействах 755 душ об. п.
В Марте 1874 г. назначен был сюда миссионером священник Василий Орлов, потрудившийся здесь до Февраля 1876 г. Он обязан был наблюдать за постройкой миссионерского стана и в тоже время организовать свой инородческий приход. – 2 Мая 1874 года начальником миссии с миссионерами Тункинского края было избрано в урочище Хабарнутах на устье р. Харагуна, при впадении в Иркут, место для построения стана, и по молебствии водружен здесь св. крест в освящении места для храма; причем инородцам сделано было приличное устное наставление о цели и благопотребности местного храма Божьего, среди их населения. Новому стану усвоено название Жимыгытского (от слова жимыс – фрукты, вообще плоды), чему соответствует сама местность по прибрежью р. Иркута, усеянная красивым кустарником и плодовыми деревьями, как бы в знак духовного плодоношения и благоухания винограда Христова, возделываемого при молитвенном представительстве святителя Иннокентия проповедника веры во языцех монгольских. Это еще первый храм Св. Иннокентия в Тункинском крае, где исповедников св. православной веры почти две трети населения. Средства на построение храма Господня послал от руки Благотворителя Иркутской миссии Колл. Советника и Кавалера Ивана Иван. Базанова, изъявившего усердие устроить своим иждивением два новых миссионерских стана в нашей миссии.
Назначение сюда миссионера на сколько было необходимо, на столько оказалось благотворным для миссионерского дела. Окраина Коймарского района ускользала от просветительского влияния миссионера и подвергалась пропаганде ламаизма через Цапагу (Забайкальская область) и другие пограничные пункты, куда часто проникают даже из Монголии заграничные ламы. Здесь оставалась большая часть некрещеных и крещенные от недостатка пастырского надзора с трудом отставали от старых привычек. Но когда прибыл сюда миссионер, инородцы, познакомившись с ним, невольно стали привлекаться ко спасению. Благодать Божья видимо помогала миссионеру в его спасительном делании. Он видел несколько разительных опытов предваряющей и спасающей благодати Божьей. Так напр. одна 54-летняя инородка, пренебрегавшая исполнением христианского долга исповеди и св. причастия в течении 27 лет, со времени принятия крещения, вдруг во время болезни увидела наяву что-то светлое, как солнце (как объясняла она сама) и услышала голос: «Елена, умрешь скоро, исповедайся». Она очнулась, никого вокруг ее не было, позвала детей, тогда как доселе три дня не говорила, послала их немедленно за миссионером, только что прибывшем к месту своего назначения, принесла ему чистосердечное раскаянье во грехах и нерадении о своем спасении, и тотчас по приобщении св. Таин мирно скончалась. Другая долго упорствовавшая в язычестве, в день св. Троицы на молебствии была окроплена св. водой и вдруг почувствовала в себе такую чудную перемену, такую легкость, что как бы не на ногах стояла, а крыльями поддерживалась, и светло ей стало на душе; после этого она оставила язычество и приняла св. крещение. По замечанию бурят, с построением церкви стало им гораздо отраднее и лучше, сделался урожай хлеба и трав, многие заболевшие от разных болезней к удивлению их выздоравливали без лечения.
Постройка церкви и стана, начавшаяся с 26 Февраля 1875 года была приведена к окончанию со всем внутренним приспособлением к Маю месяца сего 1876 года. При доме миссионера устроено и училище для инородцев и особый флигель для псаломщика. Устройство Жимыгытского стана обошлось около 10,000 руб. Общество инородцев отвело узаконенную пропорцию земли, которая и отмежевана в 1875 году землемером в трех дачах в количестве 55 десятин.
На освящение церкви благоволил прибыть сюда сам Архиепископ, Преосвященнейший Вениамин, в 4 часа пополудни 29 Мая. Преосвященный встречен был в новом стане начальником миссии и всеми миссионерами Тункинского края. С 6 часов вечера началось торжество по обычаю крещением бурят. На первый раз собралось для крещения 25 душ. Оглашение и таинство крещения совершил сам Архипастырь, а миропомазанье и прочие действия разделяли сослужившие ему два архимандрита и миссионеры. Потом все новокрещенные, в облегчение молитственного подвига, тогда же по благословению Архипастыря были приобщены запасными св. Дарами. Затем совершено было всенощное бдение с литией и величанием св. Иннокентию, совершенными самим Архипастырем с обычным раздаванием благословенного хлеба на литии и помазаньем на полиелее. На утро совершено освящение храма в честь Святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца и затем Божественная Литургия самим же Архипастырем, в сослужении о. Ректора Семинарии Архим. Модеста, Начальника миссии Архим. Мелетия, миссионеров: Парфеньевского стана свящ. Павла Грозина, Гужирского свящ. Иоанна Косыгина, местного миссионера свящ. Иакова Попова и бывшего миссионера Василия Орлова. В обычное время Преосвященный сказал к народу и инородцам изустную проповедь. Раскрывши понятия инородцев язычников о христианской вере и их благоговении к ней и что им не достает только благодатного освящения таинствами. Архипастырь доказывал, как необходимо такое освящение, как единственный путь к царствию небесному, и как мы все по любви христианской должны стараться привлекать их к оному. Стечение народа из русских бурят было многочисленное. Церковная площадь волновалась от многолюдья. Вс они стремились принять Святительское благословение. Буряты нередко упреждали русских выражением своего уважения к Святыне и Святительскому сану. Храм и после Литургии беспрестанно был посещаем инородцами, заходившими помолиться. В это же время явилось из пределов Ниловской Пустыни несколько Турановских инородцев для принятия св. крещения. Исполнение этого долга было поручено начальнику миссии. Добрый пример их благотворно подействовал и на других соплеменников их, участвовавших в церковном празднестве. На этот раз начальником миссии вновь просвещено было св. крещением 30 душ, в числе их один молодой лама (хуварак), изъявивший потом желание обучаться русской грамоте и оставленный под руководством местного миссионера. Таким образом, торжество освящения храма в Жимыгытском стане ознаменовалось крещением 55 инородцев. Будем надеяться, что, не смотря на вредное влияние соседнего дацана, благодать Божья молитвами Иннокентия и трудами миссии привлечет и остальных во едино стадо Христово.
После обеда, учрежденного в честь Архипастыря и других особ – посетителей праздника, свита Владыки отправилась обратно в Иркутск, а сам Архипастырь с сопутствовавшим ему о. Ректором Семинарии и начальником миссии, по преподании благословения народу и новокрещенным, изволил совершить переезд в Шимкоский миссионерский стан. Местный миссионер свящ. Павел Берденников, донес Преосвященнейшему, что и здесь собрались инородцы, ожидающие просвещения св. крещенем. Архипастырь тот час же отправился в храм и приступил к крещению, в сослужении двух Архимандритов – ректора Семинарии и начальника миссии и местного миссионера. Крещено было в Шимковском стане 31 душа. Вслед за тем оба архимандрита, по благословению Архипастыря, приобщали новопросвещенных запасными Св. Дарами. Заметим, что это было еще первым событием крещения самим Архипастырем бурят в Шимковском стане, ближайшем (в 6 верстах) к Киренскому дацану.
Шимковская Архангельская церковь, освящ. 14 июля 1863 года, в ночи на 3 Июля сего года, попущением Божьим внезапно сгорела от молнии. Имущество церковное спасено. Основание ее относится ко временам Преосв. Нила; первоначально была здесь часовня, потом прирублен был алтарь, а недавно надстроена колокольня; не смотря на убожество, она удовлетворяла потребностям местного населения. Теперь снова предстоит забота о строении церкви. Местные прихожане впредь до устроения церкви приписались к Ниловской Пустыни; но район последней обширен и труден, так что восстановление Шимковской церкви становится безотлагательной потребностью.
Опубликовано 7 августа 1876 года.
Освящение церкви Святителя Христова Иннокентия В Жимыгытском миссионерском стане. Часть 2.