Новый кратчайший путь от гг. Селенгинска, Троицкосавска и Читы до станции Боярской. Часть 1.

В первой половине Июля месяца 1881 года, вследствие предписания высшего начальства Забайкальской области, мне было поручено произвести рекогносцировку местности от станции Арбузовской (в 30 верстах от г. Селенгинска, по Верхнеудинскому тракту), по речкам: Сильве, Тарбагатаю, верховью р. Удунги, через местность «Гыльгын» и по речке Мандырке, до станции Боярской на оз. Байкал. Цель рекогносцировки и причины, вызвавшие ее, заключались в следующем: как известно, существующий ныне почтовый тракт от ст. Боярской на город Читу и Нерчинск и дальше, в Амурский край, проходит через большое село Кабанское, г. Верхнеудинск и, минуя справа горный хребет, поднимется на северо-восток р. Витиму; затем описав большую дугу, спускается к г. Чите; а следуя на Кяхту, — опять таки – через село Кабанское, г. Верхнеудинск и через г. Селенгинск, точно также приходится делать громадный объезд в 268 верст до г. Селенгинска, и 363,5 версты до г. Кяхты.

Точно также не безызвестно всем и каждому, побывавшему в Забайкалье, что это за путь-дорожка: горы, горы и горы и попадаются такие благодатные места («Длинный» утес, хребет «Мандрык» — подле станции Половинной и т.п.), где если встретятся два экипажа, то просто беда: скоро не разъедешься, а ночью так положительно рискуешь слететь в р. Селенгу. А что стоит ежегодный ремонт этого, единственного в своем роде, пути? Как он отражается на экономическом состоянии несчастных инородцев-бурят Селенгинской степной думы, несущих натуральную дорожную повинность, ежегодно два раза выгоняемых, по 300-500 человек, для исправления этого тракта, за целые сотни верст и обыкновенно в рабочее время?.. И замечательно, все это повторяется давным-давно, кажется, со времени проведения тракта, аккуратно из года в год, а путь все-таки не улучшается, все-таки всецело лежит тяжелым гнетом и без того на обедневшем вследствие неурожаев и падежа скота, народонаселении по этому тракту.

Вот эти-то причины, по всей вероятности, и вызвали мысль высшего начальства – отыскать и проложить новый, более прямой и более удобный почтовый тракт в Забайкалье.

По исследовании вновь проектируемого почтового тракта, мне было поручено также осмотреть и описать Удунгинский купеческий тракт, от ст. Боярской до степи Боргойской, для сравнения его с вновь проектируемым и существующим теперь.

По получении предписания о командировке в тайгу, мною предварительно было сделано распоряжение о вызове на ст. Арбузовскую заседателя Селенгинской Степной Думы Циренжапова и в Оцинский дацан (на западной стороне Гусиного озера) – о приготовлении проводников, вьючных лошадей и рабочих для просеки по пройденной местности. Люди, в числе шести человек (3 опытных зверовщика-проводника и 3 человека рабочих) и три вьючных лошади под меня были выставлены казаком-бурятом, с Удунги, Лумбуновым и шли снами все время до ст. Боярской, так как, за полнейшим отсутствием населения пройденной нами тайги, менять их не представлялось никакой возможности.

Точно также, отправляясь в тайгу, я не мог взять с собой другого, более точного инструмента, служащего пособием при рекогносцировке, кроме компаса, квадранта и часов: первый вполне удовлетворял, для ориентирования и нанесения пройденного направления на карту; часы же (время) служили для измерения приблизительного расстояния пройденного пути. При определении крутизны гор, покатостей, за неимением под руками нивелира, я употреблял иногда обыкновенный транспортир, устанавливая его на уровень (ватерпас) при квадранте и делая таким образом приблизительное сравнение покатости горы с градусами транспортира; или же – при помощи планки с нониусом и дуги с делениями того же квадранта. Затем, за время рекогносцировки, я вел полевой журнал, подробный отчет из которого, вместе с составленной мной картой, был предъявлен своевременно кому следует.

С тех пор прошло два года, но о вновь проектируемом почтовом тракте – как говорится – ни слуху, ни духу!.. Приказали съездить, сделать, представить; съездил, сделал, представил. И только…

Не желая, чтобы результаты моей поездки для рекогносцировки местности, совершенно до сиз пор почти никем не исследованной, пропал бы даром, канул в Лету (как нередко случается это и с другими благими начинаниями), я решился посильный свой труд представить на суд той части читающей русской публики, которая интересуется подобными вопросами, которые не относятся индифферентно к вопросам, близко касающимся экономического благосостояния целой массы народонаселения нашего обширного Забайкалья.

Опубликовано в ноябре 1884 года. 

Новый кратчайший путь от гг. Селенгинска, Троицкосавска и Читы до станции Боярской. Часть 2.

Новый кратчайший путь от гг. Селенгинска, Троицкосавска и Читы до станции Боярской. Часть 3.

719

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.