Летопись Малокударинской Покровской церкви. Часть 1.
Летопись Верхнеудинского округа, Урлакской волости, Малокударинской Покровской церкви, составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям.
В сем 1876 году Июля 10 исполнилось 50 лет со времени освящения Малокударинской церкви, что и побудило познакомиться с причинами ее здесь основания и последующей судьбой до настоящего времени.
Село Малая Кудара или Верхняя Кудара стоит в горах на реке Кударе, в 60 верстах от впадения ее в реку Чикой, и нахвана по реке с прибавлением Малая или Верхняя в отличие от Кудары – казачьей станицы, стоящей на берегу Чикоя, при впадении в него реки Кудары, которая и носит название Большой или Нижней. Туземцами же, бурятами, Малая Кудара известная под названием Хара-Шибирь, что означает, кажется, болотистое, сырое место, густо заросшее мелким кустарником.
Первоначально Кудара Верхняя основана выходцами из западных сибирских губерний, не известно, по какой причине сюда попавших, на 5 верст выше ее настоящего положения, на настоящем же месте жили буряты. Место первого населения русских и до сих пор носит название жилья.
Буряты населявшие местность по реке Кударе большей частью были казаки, состоящие под ведением станичного Большекударинского правления. Принимая христианскую веру, они и записывались в приход Большекударинский, а селились оседло на местах своих прежних кочевок или близ тех мест. Таким образом и образовались деревни кроме Кудары, Дунгуй, Уладай, Ашин, составляющие настоящий Малокударинский приход. Этим населением прихода инородцами объясняется и то, почему Малая Кудара и близ лежащие деревни, до образования здесь самостоятельного прихода, состояли в приходе Большекударинской Троицкой церкви, отстоящей на 60 верст, тогда как за 25-30 верст была церковь в селе Уралаке.
Это было дано, назад тому лет полтораста.
К концу второго десятилетия настоящего столетия, народонаселение в деревнях Кударе, Уладае и Ашуне, составляющих настоящий приход, увеличилось до того, что жители стали чувствовать себя в силах выстроить свою церковь и нужду иметь свой причт.
Около двадцатых годов в Большой Кударе начали строить каменную церковь. Как прихожане, должны были участвовать в постройке и Кударяне с крестьянами окрестных деревень или работой, или доставкой материалов, или денежной суммой. Это обстоятельство, а равно и то, что приходская церковь, как выше сказано, отстояла за 60 верст, заставило Кударян и окрестных с ней жителей Дунгуйских, Уладайских и Ашунских окончательно решиться выстроить свою церковь и просить о назначении отдельного от Большекударинского причта.
Всех домов в 4 деревнях, вознамерившихся строить церковь, было до 60, обитаемых большей частью людьми не зажиточными. Более других состоятельные материально были: Тайшихин, Онофриев и Баждаев в Кударе; Красиковы в Уладае и Серебрянников Константин в Дунгуе. Но бедность большей части жителей не остановила, усердствующих к постройке, Тайшихина и Красиковых в приведении в исполнение своего намерения. Надеясь на помощь Божью и на покровительство Божьей Матери, они к 1882 г. составили и подали прошение о дозволении им выстроить церковь, тогдашнему Преосвященному Михаилу II через благочинного Кяхтинского Прот. Луку Родионова. Но лишь только задумалось доброе дело, врагов добра и исконный лжец захотел помешать его исполнению. Препятствие явилось со стороны строителя Большекударинской церкви и остающихся прихожан, которым не хотелось отпустить от себя помощников в постройке.
Узнав о том, что Кударяне подали прошение о разрешении выстроить церковь, принимавший деятельное участие в постройке Большекударинской церкви, казачий начальник Ч. писал Преосвященному, что Кударяне, состоя в приходе Большекударинской церкви, не хотят участвовать в постройке тамошнего храма, отзываясь тем, что свою церковь строить будут, тогда как выстроить церковь сами будут в состоянии, а о поддержании ее и содержании причта и говорить нечего, в виду чего и предупредил Преосвященного не давать Кударянам дозволения строить церковь, если они действительно решатся просить об этом.
Ждали, ждали Кударяне ответа на свое прошение и не могли дождаться. Между тем благочинный представил прошение и приговор Малокударинских крестьян только в следующем 1823 году в феврале месяце.
В то время жил в Кяхте купец Николай Матвеевич Игумнов, усердный чтитель храмов Божьих и щедрый жертвователь на их украшения. Он также принял участие в постройке храма в Малой Кударе и вошел в затруднительное положение усердствующих к нему. Чтобы доставить Кударянам возможность скорее начать постройку, он посветовал более опытным из стариков лично съездить в Иркутск к Преосвященному, что и было принято. Составлено новое прошение, и просители, помолившись Господу Богу и Его Пречистой Матери отправились в путь зимой в начале 1824 года или в конце 1823 года, напутствуемые благожеланиями односельцев. Отправившиеся были: Павел Тайшихин и Иван Красиков. По приезду в Иркутск, они явились к Преосвященному, который милостиво принимал их, и подали прошение. Но Преосвященный, переубежденный несостоятельностью просителя содержать причт и церковь, не иначе обещал разрешить постройку церкви, как по надлежащем удостоверении в противном, о чем сделал дознание и предписано было Троицкосавскому духовному правлению. К тому же дворов и душ муж. пола было не достаточно для того, чтобы можно было открыть самостоятельный приход, именно дворов было только 67 и душ муж. пола 244. – В устранение всех сих препятствий просители дали от себя подписку, которой обязывались: по постройке церкви внести на свечи 200 р. с. И затем ежегодно до образования значительной кошельковой суммы вносить по 150 р. с., что и исполнялось до конца 40-х годов. Причты также обязались платить по 150 р.с. в год, и кроме того отведено земли сенокосной и пахотной 99 десятин, кроме усадебных, и для священника выстроен двухэтажный дом.
Таким образом, когда было обеспечено содержание церкви и причта, разрешение состоялось 14 мая 1826 года.
Радостно встретили Кударяне весть, что давно желанное разрешение дано. Особенно веселы были строители Тайшихин и Красиков. Работы закипели; как будто старались возвратить потерянное на переписку время. В год храм готов был к освящению, и в 1826 году 10 июля Кударяне торжествовали освящение новосозданного храма.
Опубликовано 11 декабря 1876 года.