Летопись Малокударинской Покровской церкви. Часть 1.

Летопись Верхнеудинского округа, Урлакской волости, Малокударинской Покровской церкви, составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям.

В сем 1876 году Июля 10 исполнилось 50 лет со времени освящения Малокударинской церкви, что и побудило познакомиться с причинами ее здесь основания и последующей судьбой до настоящего времени.

Село Малая Кудара или Верхняя Кудара стоит в горах на реке Кударе, в 60 верстах от впадения ее в реку Чикой, и нахвана по реке с прибавлением Малая или Верхняя в отличие от Кудары – казачьей станицы, стоящей на берегу Чикоя, при впадении в него реки Кудары, которая и носит название Большой или Нижней. Туземцами же, бурятами, Малая Кудара известная под названием Хара-Шибирь, что означает, кажется, болотистое, сырое место, густо заросшее мелким кустарником.

Первоначально Кудара Верхняя основана выходцами из западных сибирских губерний, не известно, по какой причине сюда попавших, на 5 верст выше ее настоящего положения, на настоящем же месте жили буряты. Место первого населения русских и до сих пор носит название жилья.

Буряты населявшие местность по реке Кударе большей частью были казаки, состоящие под ведением станичного Большекударинского правления. Принимая христианскую веру, они и записывались в приход Большекударинский, а селились оседло на местах своих прежних кочевок или близ тех мест. Таким образом и образовались деревни кроме Кудары, Дунгуй, Уладай, Ашин, составляющие настоящий Малокударинский приход. Этим населением прихода инородцами объясняется и то, почему Малая Кудара и близ лежащие деревни, до образования здесь самостоятельного прихода, состояли в приходе Большекударинской Троицкой церкви, отстоящей на 60 верст, тогда как за 25-30 верст была церковь в селе Уралаке.

Это было дано, назад тому лет полтораста.

К концу второго десятилетия настоящего столетия, народонаселение в деревнях Кударе, Уладае и Ашуне, составляющих настоящий приход, увеличилось до того, что жители стали чувствовать себя в силах выстроить свою церковь и нужду иметь свой причт.

Около двадцатых годов в Большой Кударе начали строить каменную церковь. Как прихожане, должны были участвовать в постройке и Кударяне с крестьянами окрестных деревень или работой, или доставкой материалов, или денежной суммой. Это обстоятельство, а равно и то, что приходская церковь, как выше сказано, отстояла за 60 верст, заставило Кударян и окрестных с ней жителей Дунгуйских, Уладайских и Ашунских окончательно решиться выстроить свою церковь и просить о назначении отдельного от Большекударинского причта.

Всех домов в 4 деревнях, вознамерившихся строить церковь, было до 60, обитаемых большей частью людьми не зажиточными. Более других состоятельные материально были: Тайшихин, Онофриев и Баждаев в Кударе; Красиковы в Уладае и Серебрянников Константин в Дунгуе. Но бедность большей части жителей не остановила, усердствующих к постройке, Тайшихина и Красиковых в приведении в исполнение своего намерения. Надеясь на помощь Божью и на покровительство Божьей Матери, они к 1882 г. составили и подали прошение о дозволении им выстроить церковь, тогдашнему Преосвященному Михаилу II через благочинного Кяхтинского Прот. Луку Родионова. Но лишь только задумалось доброе дело, врагов добра и исконный лжец захотел помешать его исполнению. Препятствие явилось со стороны строителя Большекударинской церкви и остающихся прихожан, которым не хотелось отпустить от себя помощников в постройке.

Узнав о том, что Кударяне подали прошение о разрешении выстроить церковь, принимавший деятельное участие в постройке Большекударинской церкви, казачий начальник Ч. писал Преосвященному, что Кударяне, состоя в приходе Большекударинской церкви, не хотят участвовать в постройке тамошнего храма, отзываясь тем, что свою церковь строить будут, тогда как выстроить церковь сами будут в состоянии, а о поддержании ее и содержании причта и говорить нечего, в виду чего и предупредил Преосвященного не давать Кударянам дозволения строить церковь, если они действительно решатся просить об этом.

Ждали, ждали Кударяне ответа на свое прошение и не могли дождаться. Между тем благочинный представил прошение и приговор Малокударинских крестьян только в следующем 1823 году в феврале месяце.

В то время жил в Кяхте купец Николай Матвеевич Игумнов, усердный чтитель храмов Божьих и щедрый жертвователь на их украшения. Он также принял участие в постройке храма в Малой Кударе и вошел в затруднительное положение усердствующих к нему. Чтобы доставить Кударянам возможность скорее начать постройку, он посветовал более опытным из стариков лично съездить в Иркутск к Преосвященному, что и было принято. Составлено новое прошение, и просители, помолившись Господу Богу и Его Пречистой Матери отправились в путь зимой в начале 1824 года или в конце 1823 года, напутствуемые благожеланиями односельцев. Отправившиеся были: Павел Тайшихин и Иван Красиков. По приезду в Иркутск, они явились к Преосвященному, который милостиво принимал их, и подали прошение. Но Преосвященный, переубежденный несостоятельностью просителя содержать причт и церковь, не иначе обещал разрешить постройку церкви, как по надлежащем удостоверении в противном, о чем сделал дознание и предписано было Троицкосавскому духовному правлению. К тому же дворов и душ муж. пола было не достаточно для того, чтобы можно было открыть самостоятельный приход, именно дворов было только 67 и душ муж. пола 244. – В устранение всех сих препятствий просители дали от себя подписку, которой обязывались: по постройке церкви внести на свечи 200 р. с. И затем ежегодно до образования значительной кошельковой суммы вносить по 150 р. с., что и исполнялось до конца 40-х годов. Причты также обязались платить по 150 р.с. в год, и кроме того отведено земли сенокосной и пахотной 99 десятин, кроме усадебных, и для священника выстроен двухэтажный дом.

Таким образом, когда было обеспечено содержание церкви и причта, разрешение состоялось 14 мая 1826 года.

Радостно встретили Кударяне весть, что давно желанное разрешение дано. Особенно веселы были строители Тайшихин и Красиков. Работы закипели; как будто старались возвратить потерянное на переписку время. В год храм готов был к освящению, и в 1826 году 10 июля Кударяне торжествовали освящение новосозданного храма.

Опубликовано 11 декабря 1876 года. 

Летопись Малокударинской Покровской церкви. Часть 2.

49

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.