Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 4.
1-го Февраля в обычное время Архипастырь совершил Божественную Литургию в Троицкосавском соборе. Народа было весьма много. В свое время Владыка сказал слово в объяснение притчи о блудном сыне. По окончании Литургии и выходе из храма Архипастырь посетил некоторых граждан м затем принял обед, предложенный купечеством. После обеда, простившись с присутствовавшими, около 6 часов пополудни выехал из Кяхты в Усть-Кяхту и на пути через Троицкосавск опять вступил в собор и приложился к чудотворной иконе Богоматери, а затем подъехал к миссионерской Николаевской часовне. Приложившись здесь к иконе св. Николая и осмотрев часовню, продолжал путь. По прибытии в Усть-Кяхту около 8 часов вечера, по благословению Архипастыря, началось всенощное бдение празднику Сретения Господня. Владыка выходил на Литию, раздавал народу благословенный хлеб, а после Величания в свое время помазывал народ св. елеем. Ночлег имел у церковного старосты.
2-го Февраля Архипастырь совершил св. Литургию и в обычное время слово из текста: нет отпущения раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром. По окончании Литургии Архипастырь, благословив народ, по выезде из храма, посетил дом священника, принял обед в доме церковного старосты и в 12 часов выехал из Усть-Кяхты в Селенгинск. Путь лежал рекой Селенгой. Против Селенгинской Степной Думы Преосвященный был встречен почетными крещенными инородцами, во главе их был тамошний миссионер священник Виноградов и бывший Тайша Минеев, много содействовавший оседлому водворению крещенных инородцев Селенгинского ведомства. Они поднесли Архипастырю хлеб-соль и просили его вступить в ближний дом Миньева. Архипастырь вошедши в дом, принял предложенный ему чай, расспрашивал миссионера о его занятиях и г. Миньева об оседлости христиан и, благословив собравшихся инородцев, продолжал путь. В Селенгинск прибыли в 8 часов вечера прямо к Покровской церкви старого города, где после поднесения Архипастырю гражданами хлеба-соли, при входе в храм, настоятель священник Иннокентий Попов претствовал его краткой речью. По входе Архипастыря в алтарь, началась всенощная св. и праведным Симеону и Анне. Преосвященный выходил на Литию, раздавал народу благословенный хлеб и после Величая и Евангелия помазывал народ св. елеем, и по окончании Богослужения, осмотрев холодный верхний храм, Архипастырь отправился в новый город, отстоящий от старого в трех верстах, и остановился на ночлег в доме купца Лушникова. Здесь представилось Архипастырю местное духовенство с своими причтами. Предки Лушниковых жили в Иркутске и состояли в родстве с фамилией Елезовых в доме которых жил св. Иннокентий. В доме Елезова хранилось дневное изображение св. Иннокентия на холсте, снятое, вероятно, вскоре по обретении его святых мощей, потому что написано с крестом в руках, как угодник Божий лежит в раке. Престарелая мать Лушникова, происходящая из дома Елезова, взяла к себе этот образ. Она выдает за предание, что святитель этот портрет дал дому ее предков в благословение и на память, что он останавливался в их доме, когда ездил служить в город из Вознесенского монастыря. В этом доме есть и другая такая же, хотя и менее древняя, икона св. Иннокентия на дереве.
3-го Февраля Архипастырь совершал Божественную Литургию в Покровской церкви нового города и в обычное время сказал слово из текста: о чесом помолимся, якоже подобает, не тьмы, но Сам Дух ходатайствует в нас воздыхании неизглаголанными: о средствах для приобретения истинной молитвы. По окончании Литургии, Архипастырь, посетил дом священника Корелина и местного исправника. В квартиру к Его Преосвященству явилась депутация от селения Подлонаточного с просьбой открыть у них самостоятельный приход. Владыка вошел в подробные рассуждения по этому предмету с местными священниками и, взявши от просителей местный приговор – относительно обеспечения будущего причта, обещал исполнить их просьбу. Около двух часов по полудни. Преосвященный выехал из Селенгинска и в 12 часов ночи прибыл в Верхнеудинск.
4-го Февраля утром Его Преосвященству представилось местное духовенство. Давши ему нужные наставления, Архипастырь выехал из Верхнеудинска и 2-м часам прибыл в Троицкий Селенгинский монастырь. Здесь Владыка утешен был тем, что данные им в прежний путь наставления принесли свои плоды, и он с любовью простился теперь с настоятелем и братией.
Из села Кабанска Его Преосвященство изволил заехать в село Творогово, находящееся в стороне от тракта. Сюда он прибыл к 8-му часу вечера прямо к церкви, где уже собралось множество народа. Церковь и вход в нее были освещены множеством свеч. При входе Архипастыря в храм, его встретил обычным порядком настоятель прихода благочинный священник Иоанн Громов. После краткой эктении, отпуста, сказанного Архипастырем, и многолетия. Его Преосвященство благословил народ, посетил дом о. Благочинного и, после ревизии церковных документов, откушав предложенный ему чай, отправился в дальнейший путь и прибыл на ночлег в Посольск в 12-м часу ночи.
6-го Февраля утром Преосвященный Венианим и Преосвященный Викарий, Епископ Селенгинский Мартиниан выехали из Посольска, на пути посетили храм села Голоустного, где приложились к чудотворной иконе св. Николая, того же дня в 9 часов вечера прибыли благополучно в Иркутск. Таким образом от 21 января до 6- го Фераля Иркутский Архипастырь совершил обозрение церквей, лежащих на пути к Петровскому заводу, к Кяхте и Селенгинску. И путешествие его принесло и принесет в будущем благие плоды. Архипастырь разрешал разные недоумения духовенства, усматривал, поверял и поощрял на месте их деятельность, вникал в духовные нужды народа, давал разные советы к лучшему выполнению их нужд и проч. Утешительно было Преосвященнейшему Владыке слышать из селенгинских пастырей и удостоверитьс по документам, что в последний год везде гораздо больше было говевших, чем в прежнее время. А это от того, что Его Преосвященство настоятельно требует, чтобы всем селениям строились часовни с алтарями, где бы священники могли по времени служить Литургии на походных антиминсах, а в святую четыредесятницу приготовлять ближайших к ней жителей к таинству покаяния и к св. Причастию. Религиозность народа усматривалась и из усердной встречи Архипастыря. И днем во многих местах в церкви народ встречал Архипастыря со свечами и почти везде с хлебом и солью. Церкви при Богослужении были полны народа. При встрече народ брал благословение на коленах, в иных местах выборные встречали Архипастыря пред селами и сопровождали до церкви.
Опубликовано 17 апреля 1876 года.
Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 1.
Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 2.
Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 3.