Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 2.

24 Января утром Преосвященнейший выехал из Кабанска. На пути в селе Бранском посетил Михайло-Архангельскую церковь. Благословив народ, Владыка посетил дом священника, где рассматривал церковные документы, и в 10 ч. утра отправился в дальнейший путь. По пути посетил Селенгинский Троицкий монастырь и Ильинскую церковь. По благословении народа в церкви, входил в рассмотрение положения монастыря и церкви, и давал нужные наставления. Ко всенощной того же дня приехал в г. Верхнеудинск. При входе в Одигитриевский собор, местное духовенство встретило Архиепископа по обычаю, и, по входе его Преосвященства в алтарь, началось всенощное бдение воскресному дню и св. Григорию Богослову. Преосвященный выходил на литию, раздавал благословенный хлеб народу. Народа было множество. Потом выходил на Величание и в обычное время помазывал народ св. елеем. По окончании всенощной Владыка отправился на ночлег к соборному старосте купцу Жарову.

Утром 25 января Его Преосвященство совершал Литургию в Одигитриевском соборе с местным духовенством и с двумя миссионерами. В обычное время Архипастырь сказал слово на притчу Мытаря и Фарисея. По окончании Литургии и выходе из храма Преосвященный осматривал часовню, устроенную на площади Коммерции Советником Я.А. Немчиновым для пособия от доходов ее Забайкальской духовной миссии, и приходскую церковь, посетил Протоирея Кузнецова и городского голову и затем принял обед у церковного старосты купца Жарова.

Того же 25 Января после обеда Преосвященнейший Вениамин выехал из Верхнеудинска и вечером ко всенощной прибыл в село Тарбагатай; встреченный обычно, при входе в Тарбагатайскую Зосимо-Савватиевскую церковь, священником, Архипастырь, благословил народ, вошел в алтарь, и тотчас началоась всенощная святым храма преподобным Зосиме и Савватею Соловецким. Архипастырь выходил на Литию раздавал благословенный хлеб, а после первой кафизмы в назидание народу изъяснил молитву Господню. Его Преосвященство выходил на Величание и помазывал народ св. елеем. По окончании всенощной, благословив, собравшийся во множестве народ, отправил на ночлег в дом священника. В селе Тарбагатайском, кроме православной церкви, есть еще единоверческая, по большинству жителей закоренелых раскольников. Однако не смотря на фанатизм свой, некоторые раскольники присутствовали в церкви, во время всенощной, в том числе три уставщика – самые закоренелые раскольники. В стороне в 25 верстах от Тарбагатая в селе Куйтуновском есть тоже Николаевская церковь и много раскольников.Из этой церкви священник приехал в село Тарбагатай для встречи Архипастыря и после всенощной в доме местного священника представился Владыке. Архипастырь спрашивал у него о состоянии раскола и единоверия. Из рассказов священников между прочим узнавал, что в селе их есть две раскольничьи семьи, называющимися Японцами. Такое название дали им потому, что они хотели идти в Японию искать старой веры, но на границе их задержали и поселили в Тарбагатай. Есть еще, так называемые Чулки, потому что они молятся в чулках. В доме священник Архипастырь рассматривал церковные документы, разрешал недоумения и жалобы.

26 января в Iчасов утра Архипастырь выехал из Тарбагатая в дальнейший путь. На пути Архипастырь посетил церковь в Мохор-Шибири и Харашибири и делал ревизию церковных документов. В последнем селении представился ему Тутуйский миссионер иеромонах Парфений. Владыка много расспрашивал его о положении Тутуйского стана, освященного им еще в 1868 году пред самым отъездом на Амур, и с утешением узнал, что, не смотря на особенную трудность проповеди Евангельской на Тутурской миссии, с тех пор при стане образовалось уже из новокрещенных селение более 20 домов и все новокрещенные аккуратно каждый воскресный и праздничный день посещают храм и ежегодно свято исполняют долг исповеди и св. причастия. Задержанный в этих селениях ревизией и беседами со священниками и миссионером, которым давал нужные наставления, Владыка прибыл в Петровский завод поздно вечером прямо к церкви, и тотчас же благословил начинать всенощное бдение празднику 27 января, т.е. св. Иоанну Златоусту. Его Преосвященство выходил на Литию, раздавал благословенный хлеб народу, выходил на Величание и в обычное время помазывал народ св. елеем. На ночлег, по окончании всенощной, Архипастырь отправился церковного старосты, где представились ему местное духовенство и причт. На следующее утро Архипастырь совершил Литургию в сослужении архимандрита, благочинного Протоирея Кузнецова, священников Шангина, Куклина и миссионера священника Димитрия Сизова, и в обычное время сказал слово о св. Иоанне Златоусте, как проповеднике покаяния и об истинном покаянии. По окончании Литургии преподал подходящему народу благословение, и по выходе из храма, посетил дом священника Шангина, и затем Петрозаводскую горную школу. При входе в залу мальчики пропели «Царю небесный» и «ис пола эти деспота». Его Преосвященство испытал некоторых мальчиков и девочек в знании молитв, заповедей и свящ. Истории, в чтении, пении, рассматривал их упражнения в чистописании. Ученики отвечали бойко. В училище существующем с 1867 года, в настоящее время всех мальчиков 125, е девочек 20, всего 145. В том же числе есть несколько еврейских детей. Школа эта обязана своим отличным состоянием свящ. Шангину, в 1875 году удостоенному за это Величайшего подарка перстнем с царским вензелем – украшенного бриллиантами. Того же дня после обеда у церковного старосты, Архипастырь выехал в дальнейший путь и в 4 часа после полудня прибыл в Тарбагатайский миссионерский стан прямо к церкви, где встречен был русскими и инородцами, оседло-живущими в селении Тарбагатайском. Благословивши народ, Владыка посетил дом миссионера, где расспрашивал о состоянии миссии, давал нужные наставления и по выезде благоволил взять с собой мальчика инородца Сизова, брата свящ. Сизова, для обучения в Иркутском Духовном училище. Отсюда Его Преосвященство, продолжая путь, прибыл поздно ночью на ночлег в село Ново-Никольское и остановился в доме священника Митропольского. Здесь представился Владыке местный благочинный и причт. Несмотря на очень поздний приезд, Владыка долго занимался священником и благочинным.

Опубликовано 3 апреля 1876 года.

Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 1.

Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 3.

Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 4.

6

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.