Мифология и миросозерцание жителей Алтая. Часть 1.
Все народы северной Азии, принадлежащие к восточным отраслям урало-алтайской семьи, т.е. тунгусские, монгольские и тюркские племена в прежние времена без исключения следовали шаманским верованиям и до настоящего времени отчасти сохранили эту веру. Тунгусские племена теперь еще все шаманисты, кроме манджур, принявших буддизм, но сохранивших все-таки шаманские жертвоприношения. Монголы по большей части давно уже сделались буддистами, только малая часть их, именно буряты и урянхайцы еще открыто исполняют шаманские обряды. Тюрки же, очень рано выселившись с прежнего места жительства давно уже приняли ислам и во всех отношениях подчинились магометанской культуре, так что в большинстве тюркских племен не сохранилось ни малейших воспоминаний о прежней вере. Идолопоклонники, т.е. шаманисты – только жители собственно Алтая: алтайцы, телеуты, черневые татары, двоеданцы, урянхайцы и саянцы и, кроме того, остались вполне шаманистами абаканские татары (сагайцы, койбалы, качинцы) несмотря на то, они официально считаются христианами; наконец, некоторые явные следы шаманства встречаются еще у киргизов, несмотря на то, что киргизы теперь вполне в магометане (Совершенно неосновательно мнение, что будто киргизы не вполне еще магометане. Я долго жил у киргизов и убедился, что киргизы даже фанатичные магометане, но что ислам у них, как у кочующего народа, принял своеобразную форму. О же самое подтвердил мне Вецштейн о бедуинах), затем у барабинских и тарских татар.
Обрядовая сторона шаманства уже давно известна. Все путешественники рассказывают нам о шаманах и их заклинаниях, о их плясках, пении и бубнах и.т.д. В ближайшем будущем может быть представится возможность познакомить читателей «Восточного обозрения» с обрядовой сторной шаманства, а теперь я желаю только представить общую картину мифологии тюрок-шаманистов собственно Алтая. Такая задача не легкое дело, относительно народа, не имеющего никаких письменных памятников и распадающегося на мелкие племена. Шаманы боятся выдать свои тайны, а простой народ мало сведущий в этом деле. Напрасно я радовался, когда встретил на Алтае крещенного шамана, он мне ответил на предложенные ему вопросы: «прежний мог Бог без того сердит на меня, что я его оставил, а что он мне сделает тогда, когда узнает, что я сообщил его тайны. Но не только старый, но и новый, русский Бог непременно будет преследовать меня, когда я заговорю о прежней вере». Несмотря на все эти затруднения мне удалось собрать множество легенд, сказок и песен, которые вместе с отрывочными сведениями шаманов и знахарей могут дать нам довольно законченную картину мифологии алтайских шаманистов.
Вселенная состоит, по мнению шаманистов, из целого ряда наслоений. Семнадцать верхних слоев образуют небо, царство света и от семи до девяти слоев – подземный мир, царство мрака; между этими слоями лежит жилище человека – земля, находящаяся под влиянием обоих вышеупомянутых миров. Добрый духи, покровительствующие человеку, обитают в верхних слоях, между тем в нижних подземных слоях живут злые духи, вредящие человеку. Причину такого распределения объясняют нам легенды о сотворении мира. По словам их, Тенгере Кайракан есть величайший из всех божеств; он – бесконечный и не имеющий начала, отец и мать человеческого рода, создатель и вседержитель мира.
Раньше чем было небо и земля, Кайракан создал существо, себе самому подобное, и назвал его человеком (кижи). С ним он носился спокойно над поверхностью моря; но человек, не довольствуясь этой блаженной жизнью, пожелал подняться выше Кайракана. Вследствие этого человек потерял способность лететь и упал вниз, в воду. Утопая в воде человек просил помощи Бога, и Кайракан велел камню подняться со дна моря, на котором человек мог бы спастись. Чтобы создать жилище для человека, потерявшего способность летать, Кайракан велел человеку нырнуть в море и принести оттуда земли. Вследствие этого человек опустился ко дну моря и взяв две горсти земли, одну подал Богу. Бог же рассеял землю по поверхности моря, земля разбухла и образовался толстый слой суши. Человек спрятал другую горсть земли в рот и удалился от Бога, чтобы сотворить свою собственную землю. Но земля разбухла у него во рту и человек не мог дышать. Тогда Кайракан велел ему выплевать землю, и вследствие этого образовались болота и болотные кучки. Кайракан, рассердившись на поступки человека, удалил его от себя и проклял его, назвав Эрликом. Так как земля осталась после этого пустой, то Кайракан сотворил новых жителей ее. Сначала выросло из земли дерево с девятью ветвями, потом образовалось над каждой ветвью по одному человеку и от этих девяти человек произошли девять народов, населяющих землю в настоящее время. Эрлик с своей стороны старался покорить себе человека обманом и соблазнил его. Кайракан, увидевший злодеяния Эрлика, проклял его вновь и велел ему жить в третьем слое подземного царства тьмы и мрака, сам же он удалился от земли и, создав себе семнадцать слоев неба, выбрал высший слой для своего жилища, оставив защитником рода человеческого великого Май-тере. Эрлик же обратился с просьбами к Май-Тере и к Кайракану, чтобы и ему позволено было устроить для себя светлое небо и, получив на это божье соизволение, построил себе небо. Тогда род Эрлика, злые и вредные духи, стали жить лучше чем человеческий род на земле. Кайракан, рассердившись на это, послал своего слугу Мандышире и велел ему разбить небо Эрлика. Мандышире исполнил это приказание: под ударами его копья разрушилось небо Эрлика на мелкие куски, которые упали на землю. До этого времени земля была гладка как степь и нигде не было ни скал, ни камней; но куски неба Эрлика, павшие на землю, испортили ее, так что она покрылась скалами и горами, между которыми выросли непроходимые леса. Тогда Кайракан удалил уже окончательно Эрлика в самый нижний слой подземелья, куда не проникают лучи солнца и луны и велел ему там оставаться до конца мира.
Тенгере Кайракан и по настоящее время живет на семнадцатом слое неба и оттуда управляет вселенной. Из Кайракана образовались эманацией три высших бога: сидящий на золотом троне Бай-Ульгян в шестнадцатом слое неба, могучий Кызаган Тенгере в девятом слое неба и премудрый Мрген Тенгере, в седьмом слое. У великого Бай-Ульгяна есть два сына, Яйык или Май-эне и Май-тере покровители человека. Они живут в третьем слое неба. Здесь находится и Сют-ак-куль (молочное белое озеро), источник всей жизни и гора Сюря, место седалища семи Кудай (богов) и их служителей Яючей (творцов), «ангелов-покровителей» человека. Здесь рай (ак), где живут блаженные (акту), которые, в качестве предков теперешнего человеческого рода, принимают на себя посредничество между божеством и своими потомками.
Земля сама является благодетельствующим человечеству божеством и почитается человеком под именем Ер-су (т.е. Земля-вода). Ер-су есть совокупность семнадцати великих Ханов, имеющих свою резиденцию на высочайших вершинах гор и у источников великих рек. Самый сильный из этих Ханов называется Йо-Ханом; он живет в пупе земли, где растет высочайшее дерево, доходящее своей вершиной до самого Бай-Ульгяна, что явно доказывает, что один Йо-Хан почти равен в силе с высочайшим божеством неба. У Йо-Хана есть два сына: Со-Хан и Темир-Хан; они принимают возлияния, совершаемые людьми при питье. Четвертый по силе Хан есть Талай-Хан (морской): он живет у устья семнадцати морей и управляет всеми водами на земле; пятый Хан называется Адам, шестой Мордо-Хан, обитающий в источниках Абакана, седьмой Алтай-Хан, у источников реки Катуни, восьмой – Карыс-Хан, хозяин Кемчика, т.е. источника р. Енисея; девятый – Ябаш-Хан и десятый – Эбер-Хан. (Остальные семь ханов мало почитаются).
Все божества верхнего мира, живущие в слоях небесных и на поверхности земли, являются создателями, защитниками и покровителями человечества, но человек смеет только входить в непосредственные сношения с Ер-су и его ханами, для сношения же с небесными силами человек нуждается в посредничестве своих предков. Через предков своих он доводит до них о своих нуждах, просит их помощи и благодарит их за полученные блага. Но не все люди умеют обращаться к своим предкам, эта сила свойственна только некоторым родам и главным образом шаманским семьям, передающим свое знание и свою силу из рода в род. Из шаманских молитв к высшим божествам записано у меня две. Во-первых, моление посредством Яда-шаш (дождевого камня) о сухой погоде, после продолжительных дождей, и во-вторых, благодарственная молитва. Эти две молитвы характеризуют вообще обращение человека к богам и показывают, каким образом шаманисты пользуются посредничеством предков. Вот эти молитвы:
1) Молитва об уничтожении дождя:
Кайракан, Кайракан
Алас, Алас, Алас!
Сделай отверстие в величину ладони,
Сделай дыру в величину иголки,
Я из рода умеющих делать дождь,
Я корень кедра,
Абу-Тобу зван
Онгустой Кулдурун зван.
Пуп неба будь на земле!
Пуп земли будь на небе!
Предка моего Паштыгаш я призываю,
Открой ты пуп неба!
Сделай отверстие в величину ладони!
Сделай дыру в величину иглы.
Проникни ты из-за высоких гор!
Проникни ты с потока Абакана!
Кайракан, Кайракан,
Алас, Алас, Алас!
2) Благодарственная молитва:
Вверху живущий Исба-Абыяш-Хан
Вызвавший зелень на земле,
Вызвавший листья на ветках,
Создавший мясо в бедрах,
Создавший волосы на голове,
Творец всего сотворенного!
Небо всего созданного!
Небо-творитель звезд!
Вы, шестьдесят князей, возвышающие отца!
Ты Ульгян-Ри, возвышающий мать!
Боже, дай скотину!
Боже, дай хлеб!
Боже, дай дому главу!
Творец всего сотворенного!
Небо всего созданного!
Через отца моего я прошу,
Благослови ты, отец!
Помоги ты, отец!
В доме – моей голове,
В стаде – моему скоту,
Пред тобой я преклоняюсь,
О, творец всего сотворенного
О, небо всего соданного!
В. Радлов.
Опубликовано 13 мая 1882 года.