Распространение христианства в Туруханском крае. Часть 2.
После кратковременного пребывания с новокрещенными, свящ. Василий Попов, истребовав себе двух провожатых, в Ноябре того же 1754 года отправился вниз по р. Тазу, к морской губе. Трудный путь его Господь вознаградил приобретением 131 человекаоб. Пола, именной список коих также он представил Преосвященному Сильвестру. Так, новокрещенные юраки составили общество в 167 душ.
Озабочиваясь о прочном укоренении между новопросвященными истин веры и правил жизни христианской, и имея в виду, что отдаленность кочевьев их от настоящей на Тазу церкви будет много поставлять ему препятствий, о. Василий Попов признал полезным устроить среди их молитвенный дом, для которого он избрал место погоревшего г. Мангазеи. «Здесь, писал он, повсягодно бывает съезд крещенных и некрещеных самоядцам для платежа ясака, жительство имеют юртами новокрещенные также и некрещеные самоядцы в самой близости да и дальние живут не более как летним путем времени через 3 дня пешему ходу будет, здесь же прошивают человек по 10-ти и русских, потому весьма потребно на этом месте построить часовню, какова уже и существует во имя образа Казанской Божьей Матери, построенная в давнее годы, но весьма обветшалая, и сделавшаяся не годной к исправлению». «Прописанные резоны» епархиальное начальство признало основательными и повелело возобновить часовню, для которой послало и абрис.
При чем поставило Духовному Правлению (Туруханскому) в обязанность предложить новокрещенным: не пожелают ли они вместо часовни построить церковь, и при изъявлении ими желания на последнюю, выбрать приличное для оной место и испросить благословения Его Преосвященства особым прошением. Правление отнеслось в Мангазейскую Воеводскую Канцелярию, «дабы оная соблаговолила предписать строгим указом Е. И. В. чтобы иноземцы подлежащее число леса добыли в удобное время к старой часовне и возобновили оную вновь по абрису неотменно, дабы часовня к будущему 1755 г. окончена была неотменно… При чем иноземцам объявить, буде пожелают построить вместо часовни церковь, то подати Его Преосвященству прошение о заложении благословения… Для наилучшей же постройки церкви или часовни, для понуждения инородцев дать священнику Василию Попову двух служилых людей. Воеводская Канцелярия немедля отрядила трех казаков Луку Сырейщикова с товарищами Константином Тишковым и Семеном Криводаковым, с подчинением их надзору о. Василия, даюы он как над оными казаками так и над инородцами имел прилежное смотрение и неусыпное принуждение, дабы оный лес всемерно к 1755 г. был в готовности».
Новопросвященные юраки, обсудив между собой предложение Его Преосвященства и следуя совету своего Пастыря – о. Василия, изъявили согласие вместо часовни устроить храм во имя Божьей Матери Казанской, о чем и подали Великому Господину Преосвященному Сильвестру Митрополиту Тобольскому и Сибирскому покорное доношение.
Доносим живущие по Тазу Самоядцы новокрещенные разных родов князцы Василий Лырва Селярского, Иван Мыгала Наусикова, не положенная в оклад юрацкая Самоядь Микита Некадомов всего 73 человека, а в чем наше прошение явствует ни же сего пункты
Понеже сего 1754 г. в разных месяцах по восприятии ныне нами нижеименованными от находящегося здесь Тазовской волости Николаевской церкви свящ. Василия Никифорова (Попова) по добровольному нашему желанию с женами и детьми спасительной христианской веры и св. крещения желаем мы именованные по христианской должности где прежде был г. Мангазея и построенеая в давних годах во имя образа Пресвященной Богородицы Казанской часовня коя ныне уже весьма обветшала и поглила у которой платежом ясака повсегодно съезд нам бывает вместо ее на том же месте построить св. церковь и при Божественом пении безотбежно желаем быть ибо оная св. церковь состоять от нас будет не в отдалении того ради Ваше Преосвященство сим доношением покорно просим дабы от Вашего Преосвященства повелено было по восприятой ныне нами именованными незапамятных времен; среди темной этой массы новокрещенные имели своих родственников. Находясь в такой обстановке, не имея вблизи наставника-священника, а предоставленные самим себе, новокрещенные, естественно, не могли не подвергнуться падению при первом искушении. Действительно так и случилось в непродолжительном времени. К некоторым из новокрещенных, Наусецкого рода, прибыли родственники язычествующие, которые и начали хвалить язычество и поносить христианство. Беседы из настолько возбудили в новопросвещенных отвращение к христианству, что они сняли с себя св. кресты, побросали св. иконы и все это попирали ногами своими. Совратители, желая сильнее поколебать верующих, в ослеплении своем, дерзнули осквернить и сам храм Святителя НиколаяЧудотворца. «Прошедшего 1757 г., Наусецкого рода юрак Инарка в Николаевской церкви в трапезе барсом у окна ставень выломил, что задвижка деревянная надвое перекосилась… не токмо в трапезе но и в церкви полка с книгами на землю низринута была, 15 горностаей и 30-ть белок церковных прикладные… и то увез, да тем же окном бросил тушу оленьего мяса». Принятые вовремя меры против совратителей удержали от падения колеблющихся и возвратили совращенных, но не могли ослабить впечатления, произведенного происшедшими обстоятельствами на язычествующую массу, в которой, после сего, явилось больше закоснелости в своем заблюждении, и до конца 18 стол. не видно между ними никаких следов перемены к лучшему. Ряд обращений их к вере Христианской начинается с наступлением настоящего 19 столетия.
Священник Павел Герасимов
Опубликовано 8 июля 1878 года.