Туруханский монастырь. Часть 3.
Настоящее положение монастыря.
Описав вместе с основанием возрастание монастыря при тех выгодах, какие были почерпаемы от вотчинных крестьян Усольской и Балахонской деревень, справедливость требует сказать и о настоящем его положении.
1) Каменная двух-Престольная церквоь, о бок одна с другой, устроенная на возвышенном береге с правой стороны Енисея, внешним и внутренним ее благолепием заслуживает внимания. Но при своей красоте имеет и сои недостатки.
В теплом Благовещенском приделе иконостас старинной, величественной живописи, от древности, почернел, и не совсем надежно поддерживается из алтаря деревянными столбиками, и потому имеет нужду или в исправлении, или замене новым.
В холодной Троицкой церкви благолепию иконостаса и других при оном украшений не соответствуют плитняковый по всей церкви, во многих местах полопавшийся пол. По причине основания на самом грунте земли, в сырую погоду, каковая бывает почти постоянно летом, отпачивает, покрываясь как будто дождевой водой, и сырость свою легко передает иконостасуи прочим церковным неотъемлемым вещам, чем и производит отпрыски ликов Святых на иконах, а вещи скорому тлению. К предохранению от сырости потребно под полом устроить крестовые канавы, с выводом наружу труб с четырех сторон, или, для сокращения расходов, новый деревянный пол в храме и алтаре.
2) Дома Настоятельский и Братский – построены – первый в1754 году, а второй в 1814 году, на место погоревшего построенного также в 1754 году, по давности постройки, очевидно дошли до неисправимой ветхости, так что, в Настоятельских кельях, летом, в двух местах пробивается каплями дождевая вода. Зимой в двух углах, по гнилости их, от порывистого южного ветра пробивается снег. Одна перекладина от тяжести потолка треснула и со временем едвали обойдется без особой средь кельи подставки. В прихожей концы потолочных и часть стены восточной отгнили, так что около печи плахи поддерживаются лишь особыми подставками. В следствие таковых ветхостей только при хорошем устройстве печей в морозы едва можно иметь слабый согрев.
Братский же дом, хотя и позже устроен, но пока на краткое время остается без окончательного разрушения, и если поддерживается несколько теплота зимой, то каждодневной только подмазкой глины снаружи. Кухня при том доме уже стала дырявой и негодной к дальнейшему существованию. Службы того и другого домов полуразрушились. Ограда монастырская, длиной 80, шириной 40 сажень, и при ней две башни – одна на берегу с южной стороны, другая над воротами с западной стороны, весьма обветшали и близки к окончательному разрушению.
За оградой две служительских избы со скотным при одной двором, построенные на монастырскую казну в незапамятные годы, кроме двора, разрушаются и не подают надежды к дальнейшему существованию.
Глинистый грунт берега с каждым годом то выдуваемый порывистыми южными ветрами зимой и летом, то подмываемый водой при большом рекоразлитии и подтачиваемый снежной водой во время весны, неоднократно побуждал переносить часть ограды ближе к Настоятельскому дому, отстоящему ныне от берега не более пяти сажень, а со временем сблизится и заставит гнилое здание перетрусить на другое место. Поддержать берег можно только устройством деревянного обруба на возвышенности 16-ти или 17-ти саженей, что при скудных средствах монастыря не возможно.
Вообще ветхости зданий монастырских, кроме церкви, так значительны, что не могут исправлены иначе, как только постройкой новых, с доставкой для того лесов и материалов из окресностей города Енисейска, потому что соснового леса для постройки в пределах Туруханских годного нет, а для того потребна излишняя цена как на покупку материалов, так и на наем рабочих из города Енисейска, искусных в постройке (К возобновлению жилых людских зданий, по возможности, приступлено будет в нынешнем 1864 году на те скудные способы, какие имеет монастырь, получивший, во второй половине прошедшего 1863 года, значащее вспоможение устройством в нем училища для инородческих детей, попечением Красноярского гражданина Михаила Константиновича Сидорова, о чем сказано будет ниже). Угодья же, из коих можно было бы извлечь пользу, столь малы, что едва могут давать скудный насущный кусок.
Рыбопромышленность на песке (Так называется берег Енисея, о коем хотят сказать что либо, вместе с рекой, которая лежит против сего берега. Потому что берега реки большей частью имеют песок), отведенном монастырю, весной и детом скудна, так что монастырь кадогодно имеет в то время нужду промышлять рыбу для пропитания братии, на песках экономических крестьян. Годом проявляется на короткое время улов рыбы летом и на монастырском песке, и в случае появления рыбы, монастырь, заимствуясь песками крестьян, долгом считает беспошлинно допускать туда для промышленности и крестьян.
Осенью лучший гуртовой ход рыбы – моксунов и омулей бывает на монастырском песке иногда в течении трех недель, иногда двух, иногда и менее. По краткости времени для промышленности монастырским неводом в шестьдесят ручных саженей, бедные и крестьяне села монастырского, не имеющие средств платить малый кортом (плата по условию), допускаются к промыслу с условием – прежде наневодить назначаемое для монастыря количество рыбы; после чего иногда успевают и себе на зимнее продовольствие заготовить рыбы, а иногда, по заготовлении на монастырь назначенной пропорции, отбивается шугой невода, и они на зиму остаются с скудным заготовлением (В настоящее время служители уволены; монастырь получает 30 рублей за каждого служителя, и работы производится будут уже наймом). Излишние от нужд монастыря в малом количестве сенокосы на острове, отведенном монастырю вместе с экономическими крестьянами, образовавшимися из служительских семейств, раздаются по немногу крестьянам, которые в замене кортома образуются при уборке сена в копны беспрекословно помогать, уделяя для того во всякий раз с каждого семейства по одному человеку. Что принято издревле и считается более выгодным, иначе монастырские служители при дождливом здесь летнем времени и краткости его не успевали бы своими силами заготовлять сена для монастырского скота (От благоразумия нынешнего Настоятеля будет зависеть учредить новые порядки по сему хозяйству, по случаю отбытия из монастыря служителей).
Со всеми невыгодами положения монастыря соединяется незавидное положение братии и штатных служителей.
Братия, состоящая в прежние годы из трех человек, по отдаленности от хлебородных мест, с приплавом Енисейских торговцев в июне месяце, на скудный оклад провизных денег едва могла запасаться мукой на годовое продовольствие, покупая пуд ржаной муки по 50 и 60 копеек серебром. Ныне же с увеличением братии, при дорогом закупе муки по 1 рублю 10 копеек за пуд, скудно запаслись, и ни как не обойдется без нового закупа на экономические деньги.
К тому же, если не было разрешено Епархиальным Начальством разделять наличной братии остаточные по неполному комплекту деньги, они не могли бы иметь приличной обуви и одежды. Доходы с приобретением Енисейских торговцев бывают однажды в год и при том весьма скудные. По этой скудости не находится охотников из монашествующих к поступлению в сей монастырь.
Посещение монастыря Архипастырями.
Туруханский монастырь посещали Преосвященные:
1) Филофей, Митрополит Тобольский (будучи уже Схимонахом именем Федор) в 1719 году.
2) Михаил, Епископ, а потом Архиепископ Иркутский, в 1826 году, водой по рекам: Ангаре и Енисею.
3) Афанасий, Епископ Томский, (ныне Архиепископ Казанский) в 1842 году в июне месяце, на ладье, из города Енисейска, по реке Енисею.
4) Никодим, Епископ Енисейский, в 1862 году, в июне же месяце, на ладье по реке Енисею.
Опубликовано 18 июля 1864 года.