Очерк прихода Верхнеинбатской Успенской Церкви Туруханского края. Часть 3.
Духовная власть, сведав о худом состоянии новокрещенных Остяков, приняла деятельные меры к исправлению их. Первым долгом поставила в обязанность священнику немедля окрестить всех некрещеных детей, а родителям, за нерачение о своих детищах, по собрании об этом ясных доказательств, через производство следствия, приказали, учинить наказание – бить плетьми накрепко, дабы на то смотря другие впредь того чинить не дерзали; прочим же иноземцам объявить, чтобы они детей своих для крещения и молитвы объявляли священнику в сбор ясака, или во время ясачное, сиречь в Петропавловский или Успенский посты. 2) Також подтвердить иноземцам, чтобы они, чтобы они исповедовались и приобщались каждый год не отменно, под опасением штрафа. 3) Незаконно венчанных развесть, а блудно жительствующих обвенчать, если не будет каких либо препятствий. 4) Всем новокрещенным, не обходя никого учинить крепкий заказ, с подписками, чтобы они отнюдь шайтанов у себя не держали и оным не последовали, изъявляя им, что последующим идолам и шайтанам в крайнее душепогубление придут, улучать вечное себе мучение и о проч. Приводя их к пути спасительному, во утверждение веры христианской и христианских обычаев. При том же объявить, ежель кто из них новокрещен содержит у себя шайтанов скрыто и тайно, то они б объявляли, сами собой без всякой боязни т опасения, добровольно, без доношений на них от других кого, без утайки, и по объявлении – идолов истребить, а тех новокрещен исправить, вместо телесного наказания, штрафа, изучением молитв и легкой церковной епитимьей – поклонами, покаянием по рассмотрению, чтобы другие из их братии новокрещенные, видя такое снисхождение, сами добровольно объявляли, ежель впредь в таком беспочитании явятся и будут уличены, то с ними будет поступлено как Е. И. В. указы повелевают. 5) Для охранения святых тайн и обережи священника было истребовано от гражданской власти два служивых человека, к которым прислан был и толмач чтобы священнику было удобнее действовать на Остяков каковым утвержден был Тобольской Сибирской канцелярией, по указанию причта, остяк Иван Тихонов Куготов. Распоряжение, относительно крещения детей и наказания родителей за нерадение исполнено было со всей точностью. Хотя при спросах родители и объявляли «что они не крестили своих детей простотой своей, а намерения оставить рожденных дочерей в безверии и выдать в супружество за некрещеных иноземцев, никакого не было». Однако все таковые родители «при собрании ясачных иноземцев, биты плетьми накрепко», в чем взяты с них и подписки.
Второе распоряжение осталось без исполнения. Нарушителем сего явился местный священник Андрей Васильев. «Прибывших новокрещенных Остяков для сдачи ясака и исповеди Святого причастия, князца Ивана Степанова сына, Далматова со всей ордой, рядовыми ясачными иноземцами, исповедовал неведомо по какой благословной вине и не в церкви, но за р. Енисеем, против церкви, при лесе, в из остяцких чумах, кроме больных и здоровых Остяков, и по исповеди тщания не имел им приходить в церковь, а паче оного князца с ордой едва ли приобщал Св. тайн, и не учиняя им изучение молитв для их спасения и христианскому благочестию знания, отпустил в скорости по их обычаю в разные места по рекам. 2) Да он же Васильев, в нынешний Петро-Павловский пост венчал некоторых новокрещенных иноземцев в законное супружество, в противность правил Свят. Богоносных Отец и Е. И. В. указом… коим своим безуказным венчанием церкви Святым сыном не кроме великого соблазна, а им зыблемым в вере христианской Остякам последовательную душевредительную утвердил потачку». Так доносил Туруханскому Духовному Правлению, 1752 г. Июня 26-го дня священник Алешенков, которому прискорбно было видеть, как все заботы его об исправлении инородцев, уничтожаются, по бесстрашию приемника его.
Впрочем, и сам свящ. Васильев скоро увидел горькие плоды неблагоразумного своего обхождения с инородцами. «Находящиеся в парохии его, писал Васильев в Духовное Правление, вниз по р. Енисею до Черного острова, новокрещенные Остяки, как мужеска, так женска пола, душ сот четырех и более, к церкви Успения Пресвятой Богородицы по всягодно не бывают, от чего пришли в крайнее заблуждение, что не токмо крестное сложение на себе полагают несовершенно, а к тому же как в начале молитвы Иисусовой, так и Отче наш и Богородице Дево не умеют. С женами и девками до сочетания брачного живут блудно по полугоду и больше, младенцев ко крещению в подобающее время не объявляют, а объявляют уже годовых и больше, умерших некоторые без погребения держат долговременно, а иные к погребению не объявляют и кладут в землю сами собой; тако же и ко споведи и причастию Св. тайн, по сборе ясака, не являются и от церкви Св. отбегают. Того ради прошу Тур. Д. Правл. дабы соблаговолено было для исправления новокрещенных Остяков в вере христианской, чтобы они впредь во всем послушны были, и исполняли как надлежит по благочестию, требовать от Мангаз. (Турух.) Воеводской Канцелярии, служивого одного человека, понеже без оного к твердому христианской веры благочестию мне привести ни по которой мере невозможно».
16 Января 1877 года.
Опубликовано 26 ноября 1877.
Очерк прихода Верхнеинбатской Успенской Церкви Туруханского края. Часть 1.
Очерк прихода Верхнеинбатской Успенской Церкви Туруханского края. Часть 2.