Состояние колоний ссыльных лютеранского исповедания в шушенской волости, 1850-1865 г. Часть 2.

Состояние колоний ссыльных лютеранского исповедания в шушенской волости, минусинского округа 1850-1865 г. Часть 2.

Болезней на жителях трех колоний, со времени водворения их, долго не было; в 1861 г., в июле, впервые появилась горячка, в роде тифозной, от чего перехворал весь Верхний Суэтук; однако же, смертных случаев не было. Затем замечено, что Верхний Суэтук и Нижнюю Буланку весной посещает лихорадка, от которой больные страдают целое лето. Для пособия заболевшим, закуплены были в 1861 году необходимые лекарства, хинин и проч., по мере скудных денежных средств сладенчествующей колонии, для которой, в полном смысле слова, неусыпным попечителем не только о душевном, но даже и о телесном здравии, до конца своего служения в Сибири, т.е. до 1863 года, является все тот же, всеми уважаемый пастор – Косман. Предохранительную оспу прививает оспопрививатель, избранный старожильским Крестьянским обществом и утвержденный начальством. Оспа привита им 59 младенцам, осталось не привитых 17 детей.

Число дворов во всех трех колониях считается ныне 168, а именно: в Верхнем Суетуке 55, Нижней Буланке 59 и Верхней Буланке 54. Вновь выстроены помещения для школ, одна в Верхнем Суэтуке, другая в Верхней Буланке. До сего времени был только один случай пожара: сгорело надворное строение у одного из поселенцев Верхнего Суэтука. Огнегасительных орудий пока не заведено. К числу построек должно отнести мельницы в Верхнем Суэтуке: одна Кульдемова, при самой деревне, другая Томазова, в одной версте от деревни. Обе на р. Суэтуке, об одной поставе и дают помола до 20 мешков в сутки. Один из поселенцев строит мельницу, водяную же, в Верхней Буланке, и даже была окончена, но действовала ли она, об этом сведений не получено. Мельницы Юрия Кульдема и Карла Томазова в непрерывном действии и полезны не только самим суэтукским колонистам, но и соседним деревням.

Во всех трех колониях возделано земли, с огородами, до 700 десят.; Распахано и засеяно в Верхнем Суэтуке 102, в Нижней Буланке 109,5 и в Верхней Буланке 85,5 десят. Почва достаточно плодородна: в хорошие урожаи хлеб родится сам 12-15; ниже сам 8-10 еще не было урожая. Сеется хлеб озимый и яровой, в особенности пшеница, горох, лен, пенька и табак. Места сбыта сельских произведений суть: Минусинск, куда колонисты, следуя ближайшей проселочной дорогой, не более 80 верст, продают пшеницы, ярицы и овса до 1,000 пудов; золотые прииски Минусинского округа или же пристани по Енисею, где промышленники скупают все привозимое колонистами, для сплава в город Красноярск, Енисейск и на золотые прииски Енисейского округа.

Средние цены на хлеб, существовавшие в 1857-1859 гг., были 55 к. пуд, в 1860 г., 50 к., а в 1861 г. 30 к. Затем пшеница продавалась от 35 до 86 к., горох от 80 к. до 1 р. 10 к., пенька от 2 р. до 2 р. 70 к., лен от 2 р. 25 к. до 3 р. 20 к., табак от 3 р. 50 к. до 4 р. за пуд, а картофель от 30 до 40 к. за мешок.

Скотоводство в колониях до 1862 года было не значительно и сосредоточивалось в Верхнем Суэтуке, где считалось 137 лошадей, 120 голов крупного рогатого скота и 250 простых овец. В последние три года эта отрасль сельского хозяйства значительно расширилась, и ныне считается: в Верхнем Суэтуке – лошадей 106, крупного рогатого скота 129, овец 176, свиней 99; в Нижней Буланке – лошадей 117, крупн. рог. скота 121, овец 38, свиней 112, и в Нижней Буланке – лошадей 104, крупн. рог. скота 111, овец 48, свиней 105. Болезней на скоте не было во все время существования колоний.

Об огородничестве было упомянуто выше. К сказанному можно присовокупить, что, в настоящее время, ссыльные колонисты разводят овощи не только в Нижней Буланке, но и в Верхней, да и в Суэтуке, кроме капусты и картофеля, можно найти свеклу, лук, чеснок, морковь, брюкву и, на пашнях – репу.

О садоводстве еще нет помину; но нет сомнения, что попытки в рассадке разных плодовитых деревьев, а именно яблонь и вишен, венчались бы полным успехом. Конечно, здесь, как и везде и во всем, нужна некоторая опытность. Пример недалек. На Каратузе, в недальнем расстоянии от этих колоний, орловские поселенцы начали было разводить яблони и вишни; молодые деревца дали уже плоды, но переселенцы не умели, или, скорее, не смекнули, что нужно было эти деревца прикрыть на зиму соломой – и труды их погибли.

Градобитий, а равно порчи кобылкой хлебов и овощей до сих пор не случалось; не было замечено и болезни на картофеле.

Грунт земли преимущественно рыхлый, черноземный; местность не ровная, и по склонам возвышенностей на полдень расположены пашни. Глина и песок окаймляют множество ручейков, которые изливаясь то теряются, то, вновь показавшись, соединяются в большие протоки, и, при рыхлом грунте, образуют топи, препятствующие сообщению. Так от села Дебенского до Верхнего Суэтука, на 15 верстах, дорога еще сносна, но отсюда до Верхней Буланки, на 25 верстах, не смотря на три моста через речки, и гати, места так вязки, что проезд становится опасным; еще опаснее путеследование отсюда до Нижней Буланки, всего 7 верст. Езда здесь уже верховая, — да такая, что ездок рискует увязнуть с лошадью: косогоры, нечто вроде мостов и настоящие топи; на этом расстоянии гатей нет. Затем от Нижней Буланки до с. Ермаковского, кроме первых десяти верст, т.е. до тракта от Каратузской станицы в Суэтукскую, где места вязки, а мосты ветхи, дорога сноснее. Этот тракт ведет на золотые прииски Тесинской волости, которые от колонии верстах в 150.

Здесь кстати упомянуть о границе колоний. От Верхне-Суэтукской колонии по направлению к селу Дубенскому межа в 5,5 верстах, к Тигрицкому – тоже, к деревне Черемушке – в 6,5, и к Суэтукской станице – в 3-х. Поэтому самая большая длина площади этой колонии 13, а ширина 7 верст, всего до 11 т. десятин. От Нижней Буланке по направлению к Суэтукской станице граница в 8 верстах, к Верхне-Суэтукской колонии – в 3-х, в Верней Буланке – в одной; к деревням: Верхне-Кебежской – в 3-х, Кандерлицкой – в 2-х, Черемуховой в 8. Самая большая длина площади 25, а ширина 10 верст, затем удобной земли до 10 т. десятин. Площадь Верхней Буланки не может быть обозначена по неучреждению до сего времени границ с смежными местностями.

Хлебных экономических магазинов еще не устроено в колониях; в случае надобности, колонисты пользуются ссудой хлеба на посевы из дубенского магазина.

Подати взносятся исправно только теми колонистами, которые увольняются на золотые промыслы и на частные работы; у этих деньги удерживаются при выдаче им из Волостного Правления билетов. Затем за проживающими в колониях и находящимися в неизвестных отлучках считается недоимки с окладом за нынешний год – 838 р. 16,75 к.

Натуральные повинности заключаются в исправлении проселочных дорог, мостов гатей на землях им принадлежащих и в отбывании подводной гоньбы.

Нравственность колонистов, в особенности финнов, незавидна; но все-таки должно различить в этом отношении живущих собственными домами в колониях от нанимающихся в частные работы и, особенно, идущих на золотые промыслы. Последние – самые бедовые, пьяный и развратный класс; возвращение их с приисков неразлучно с буйственными поступками. По возвращении с приисков ссоры и драки не прекращаются, и дело нередко доходит до ножей, даже убийства: так в 1863 г. поселенец Иоган Матсон умер от побоев и пролома головы. Воровство и конокрадство часто повторяется.

Жалобы и споры разбираются на месте сельскими и волостными начальниками и по приговорам самих колонистов. Нет сомнения, что долгое пребывание этих, большей частью нравственно-испорченных, людей без духовного назидания не могло иметь благодетельных последствий относительно смягчения нравов и изменений жизни в лучшую сторону, чего однако же должно ожидать ныне, со времени прибытия в Верхний Суэтук (1-го Октября 1864 г.) нового пастора вместе с кистером, собственно для колоний ссыльных лютеранского исповедания в Шушенской волости, Минусинского округа, назначенных.

Благосостояние лютеранских колоний составляло в последнее время предмет особенного попечения со стороны Генеральной Евангелическо-лютеранской Консистории и местного сибирского начальства. Доказательством этой заботливости служит следующая переписка по этому предмету, находящаяся в Енисейском Общем Губернском Управлении.

Генеральная Евангелическо-лютеранская Духовная Консистория, в видах улучшения духовного призрения ссылаемых в Сибирь преступников лютеранского исповедания, входила к г. министру внутренних дел с представлением своих предположений: 1) чтобы те лютеране, которые, по роду преступлений, согласно распределению Тобольского приказа о ссыльных, должны поступить в учрежденную в Минусинском округе, у Кебежа, в Верхнем Суэтуке или Каменном броде колонию, были назначены из Тобольская прямо туда, а не в другое место; 2) чтобы ссылаемых из лютеран, поселенным в разных местностях Восточной Сибири, было объявлено, что они, согласно Высочайше утвержденному в 1845 году положению Комитета гг. министров, имеют право переселиться в означенную выше колонию; 3) сверх существующей в Минусинском округе колонии, вблизи ее учредить другую, с отводом для нее земли, поселив в первой финнов, эстов и шведов, а в последней немцев и латышей и тех преступников латышского племени, которые за не весьма важные преступления присуждаются к поселению в Западной Сибири; 4) В каждую из означенных колоний назначить кистера и школьного учителя, а для обеспечения положения будущих проповедников сих колоний, отвести для пасторов, кистеров и школьных учителей особые участки земли, обязав поселенцев обрабатывать землю для поименованных священно- и церковно-служителей, а также исходатайствовать из казны кистерам и школьным учителям жалование, в случае отвода для них земель, по 200 руб. в год; 5) устроить в Колонии Верхнем Суэтуке молитвенный дом, с жилищем для кистера и помещением дл школы; 6) ссыльных лютеран, присуждаемых к каторжной работе в Восточную Сибирь, отправлять в один, или, по крайней мере, в два пункта, наиболее многолюдные, 7) чтобы иркутскому дивизионному проповеднику, обязанному при разъездах не уклоняться от больших дорог в сторону для посещения дальних единоверцев, дозволено было отступать от этого в случаях: а) когда в стороне от больших дорог окажется значительное число лютеран и б) когда отдельно проживающие ссыльные, по каким либо обстоятельствам, не могут являться к пастору на большую дорогу.

Г-н министр внутренних дел, находя с своей стороны меры эти соответствующими цели, предложил г-н генерал-губернатору Восточной Сибири войти в ближайшее обсуждение ходатайства Генеральной Консистории и доставить ему, по соображении с местными обстоятельствами и по сношении с генерал-губренатором Западной Сибири, общее заключение.

Во исполнение этого требования г-на министра внутренних дел, предложено было Енисейскому гражданскому губернатору собрать и доставить в Главное Управление следующие сведения: 1) во сколько в настоящее время в существующей уже в Минусинском округе у Каменного брода колонии ссыльных лютеран водворялось и причислено семейств и душ мужского пола, поскольку на каждую душу отводится удобной к хлебопашеству земли, и сколько в этой колонии, кроме живущих уже там ссыльных, может быть еще поселено таких же ссыльных лютеран, без затруднения в наделении их надлежащим количеством удобной для сельского хозяйства земли; 2) предоставляет ли местность, по своим условиям и удобствам возможность устроить вблизи существующей уже колонии подобную же колонию для ссыльных лютеран немецкого происхождения, сколько на этой новой местности могло бы быть водворено душ, с должным удобством и наделом землей, и в каком расстоянии эта колония отстояла бы от настоящей; 3) в какой мере, какими средствами и на каких основаниях может быть приведено в исполнение предположение Консистории, относительно отвода для предполагаемых к назначению в эти колонии кистеров земли и возможности обработки оной прихожанами, а также, о средствах прихожан к постройке в колониях молитвенных домов и помещений для кистеров и школ. Вследствие сего предписания, от Енисейского губернатора представлены были следующие сведения: 1) в настоящее время существует колония из ссыльных лютеран в Шушенской волости, Минусинского округа, не у Каменного брода, а на участке, называемом Верхне-Суэтукским, на котором водворилось 18 семейств, состоящих из 60 душ мужского пола. Участок этот заключает в себе удобной земли 2,638 десят. 1,286 саж., из которой можно отвести на каждую душу по 21 десят. и сверх того здесь можно еще водворить 64 души с таким же наделом, по 21 дес. на душу, без малейшего затруднения. Затем останется еще 21 дес. удобной земли, которая может быть отведена для кистера. Земли отведенные для колонии, считаются во всех отношениях одним из самых лучших во всей Шушенской волости; 2)участок, называемый Каменным бродом, находится от вышеозначенной колонии в 15 верстах, на местности, не представляющей ни малейшего затруднения относительно сообщения с ближайшими местностями. В нем заключается удобной земли 9,620 десят. 556 саж., столько же превосходной по качеству почвы, как и в Верхне-Суэтукском участке. Здесь со всеми удобствами можно водворить до 432 душ. В 1856 г. на этот предмет отведена уже здесь и распланирована местность для селения под названием Верхняя Буланка, в котором предположено устроить церковь и училище, а потому отведено земли и для пастора, в количестве удобной 120 десят. Лучше этого места, для устройства новой колонии из лютеран немецкого происхождения, найти невозможно; 3) в каждом из вышеозначенных участков, за исключением земли, потребной для того числа душ, какое на них поселить можно, представляется возможность нарезать для предполагаемых в колонии кистеров (они же и школьные учителя) по 21 же десятине, принимая в основание то, что сельское хозяйство будет для них весьма важной подпорой при том жаловании, какое они будут получать; но обрабатывать эти участки, равно участок, отведенный пастору, нынешние прихожане, по бедности своей и малочисленности, совершенно не могут, даже в таком случае, если бы эти участки простирались каждый до 10 десят. Что же касается средств прихожан к постройке в колониях молитвенных домов и помещений для кистеров и школ, то они могут заготовить для этого только одни лесные материалы, сама же постройка зданий и покупка железных и других вещей, которых нельзя достать на месте, должна быть произведена на деньги. Сколько нужно денег на все это, зависит от того, каких размеров будут означенные здания, какой архитектуры и с какими принадлежностями. Из письма лютеранского дивизионного пастора к своим прихожанам, крестьянам и песеленцам деревни Верхне-Суэьукской, между прочим видно, что для молитвенных домов уже собрано отчасти добровольными приношениями здешних лютеран, отчасти лютеран архангельских до 335 руб.; кроме того, они в последенее время собрали здесь, добровольными же пожертвованиями, еще 20 руб., — так что вся сумма на этот предмет простирается до 355 руб.; 4) кроме означенных двух участков, имеется в виду для водворения ссыльных лютеран еще третий, принадлежащий казакам Суэтукской станицы, переселяющимся ныне на другую местность. Участок этот находится в смежности с первыми двумя, и на нем можно поселить до 695 душ. К селу Енисейский гражданский губернатор присоединяет, что им предложено Губернскому Правлению объявить тем из ссыльных лютеран, проживающих в разных местах Енисейской Губернии, которые на основании Высочайше утвержденного в 1845 г. положения Комитета гг. министров имеют право быть поселенными в лютеранской колонии, что они могут переселиться туда к своим единоверцам.

По ходатайству финляндского Сената об определении в Восточную Сибирь, в видах усиления местных способов к назиданию преступников, ссылаемых из Финляндии, одного финского пастора и одного катехизатора, с производством им содержания из финляндских штатных сумм, последовало 25-го февраля 1863 г. Высочайшее повеление, в коем изображено:

1) Лютеранскому пастору, который по представлению подлежащей Духовной Консистории, будет назначаем Сенатом, иметь свое главное местопребывание в поселении Верхне-Суэтук, Шушенской волости, Минусинского округа, и знать шведский, финский, русский и немецкий языки. На пастора возложить духовное назидание не только находящихся в Верхне-Суэтуке финнов, но и латышей и эстов, лютеранского вероисповедания, проживающих в смежных с Суэтуком поселениях Верхней и Нижней Буланках, и вообще всех лютеран в Енисейской губернии; исправление же духовных треб финнам на заводах и рудниках Иркутской губернии и Забайкальской области оставить, по прежнему, на обязанности иркутского пастора. Во время служения в Сибири, пастор в Верхне-Суэтуке обязан ежегодно представлять в Сенат отчет о своих служебных действиях и доносить о дальнейших мерах, признаваемых необходимыми для успешного назидания ссыльных и нравственного из наставления.

2) На покрытие путевых издержек до места назначения и обратно отпустить пастору вознаграждение из финских штатных сумм, и из сих же сумм, производить ему ежегодное жалование в тысячу руб. сер., с правом, после пятнадцати лет усердной и беспорочной службы в Сибири, возвратиться на родину и пользоваться означенным жалованием до тех пор, пока он не будет или экстраординарным путем Всемилостивейши произведен на вакансию главного пастора, замещаемую Высочайшей властью, или обыкновенным путем получит священническую должность в Финляндии; сверх того ему представляется участвовать во вдовьей и сиротской кассе духовного ведомства по первому разряду второго класса.

3)Катехизатору, который имеет исправлять также обязанность кистера и должен, кроме шведского и финского языков, знать или русский или немецкий язык, производить из финских штатных сумм ежегодное жалование в двести руб. сер. и потребное вознаграждение путевых издержек, если, за неимением на месте способного для сей должности лица, он будет отправлен из Финляндии.

4) За поездки по делам службы пастору, равно как и катехизатору, выдавать от российской казны такое вознаграждение, каким пользуются в этом отношении прочие местные должностные лица, и вследствие сего отпускать пастору за подобные поездки прогоны в таком количестве, какое ныне положено иркутскому пастору. Кроме сего отвести пастору участок земли для обработки, и не только ему, но и катехизатору дать бесплатное помещение, для чего возвести надлежащие здания, отпустив на сей предмет единовременно, из финляндских штатных сумм, две тысячи рублей сер.; впоследствии же содержание сих строений возложить на прихожан. Засим, так как, с разрешения местных властей, ныне уже сделано распоряжение к отправлению ссыльно-поселенцев лютеранского исповедания из Тобольска и Красноярска в Шушенскую волость, где место Верхне-Суэтук отведено исключительно для финляндских поселенцев, то Его Императорскому Величеству, по всеподданнейшему ходатайству Сената, благоугодно было не только одобрить и на будущее время отправление поселенцев в помянутое место, но и разрешить, чтобы впредь ссыльно-каторжные из финляндских уроженцев, смотря по обстоятельствам, были преимущественно расположены в одном или двух местах, где лютеранский пастор из Верхне-Суэтука мог бы время от времени посещать арестантов, для приобщения св. Таин, с тем, чтобы в его отсутствие катехизатор отправлял между ссыльными Богослужение и имел наблюдение за их нравственностью. На основании сего повеления, в помянутые должности финляндским Сенатом назначены капеллан Герман Рошиер и служитель шведской церкви Св. Екатерины в С-Петербурге, Сильвестр Адамсон, которые, как выше было упомянуто, уже прибыли в колонии.

В. Гаупт

Опубликовано в 1866 году.

Состояние колоний ссыльных лютеранского исповедания в шушенской волости, 1850-1865 г. Часть 1.

1015

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.