Село Новосельское. Часть 2.

До открытия в городе Канске в 1827 году духовного правления, церковь Новосельская состояла в ведении Енисейского духовного правления, и, вследствие отдаленности, едва ли была кем либо ревизирована, кроме местного благочинного. Вследствие этого церковь Новосельская, до поступления нынешнего настоятеля, со дня построения храма, стояла без всякой поправки, о благоукрашении ее не заботились ни настоятели храма, ни сами прихожане. Были ли запасены денежные средства на благоустройство церкви из актов церковных не видно, если не сохранилось при церкви так называемых «тунных» денег, остававшихся в прежнее время (да и ныне случается) от раздробительной продажи свечей, находящихся вне всякого контроля епархиальной власти, известных по большей части, как говорят, лишь священнику и церковному старосте. На эти деньги благонамеренными и заботливыми священниками, под предлогом пожертвованных старостой, или собранных от прихожан, производятся починки и поправки по церкви, покупаются большие колокола и заводятся богатая ризница и дорогая церковная утварь. Нередко в сельских церквах можно видеть блестящий золотом, вызолоченный на полименте, иконостас в полторы тысячи рублей, или богатую ризницу и дорогую утварь в пять сот рублей. Ревность Сибиряков к благолепию храмов Божьих не уступает жителям и великорусских губерний! Дай Господи, чтобы к любви к благолепию св. храмов присоединялась любовь к благочестию и истинной нравственности в жизни и любовь к истинному Богознанию и просвещению.

Через год по поступлении в Новосельский приход о. Герасима Тарасова закипело благоустройство храма. Церковный староста крестьянин Петр Иванов Евстафьев просил преосвященного Афанасия Епископа Томского и Енисейского дозволить ему поновить на собственный счет иконостас в Новосельской церкви. Благопопечительный, ревностный и неутомимый в трудах Архипастырь со времени вступления на паству Томскую в течении трех лет двукратно успел обозреть церкви Енисейской губернии. Ежедневно совершал всенощное бдение и Божественную Литургию, при обозрении каждой церкви, сряду в продолжении около ста дней, насаждая и утверждая веру Христову в простом народе, преимущественно им любимом, он лично знал и благоустройство каждой церкви. Надобно полагать, что неблаговидный вид иконостаса, темнота и чернота храма оставили глубокое впечатление в душе благочестивого Архипастыря, давшего на прошение церковного старосты Новосельской церкви знаменитую резолюцию: «с удовольствием разрешаю и благословляется с тем чтобы о последующем в свое время обстоятельно донесено было мне (Указ. Том. Духов. Консис. 19 Июля 1846 года за № 3190).

Столь сочувственное благословение Архипастыря, преимущественно, надобно полагать, лично преподанные любвеобильным Владыкой советы и убеждения прихожанам, во время обозрения церкви, сделались неиссякаемым источником весьма значительных пожертвований прихожан, и в последующие затем годы ознаменовались полезными последствиями к благолепию и благоустройству Новосельской церкви. В том же 1846 году пожертвовано прихожанами 1568 рублей ассигнациями на покупку большого колокола в 32 пуда 5 фунт. В следующем 1847 году куплено напрестольное в лист Евангелие, украшенное стразами и финифтяными изображениеми в серебряном окладе, стоящее 160 р. серебр., и серебряный под золотом напрестольный Крест, украшенный стразами и изображениями на финифте, стоящий 65 рублей. В 1848 году сребропозлащенные сосуды с принадлежностями и украшениями стоящие 250 р. В последующие годы церковь обшита тесом, внутри и снаружи выкрашена краской на масле, устроена хорошая ризница, пополнилась книгами духовного содержания церковная библиотека, и, наместную икону Архистратига Михаила, устроена серебряная под золотом риза, стоящая до 400 р. серебр. В 1866 году иконостас вторично исправлен и вызолочен на полименте, а в 1871 году церковь покрыта железом и выкрашена медянкой на масле.

В 1866 году со дня основания храма в селе Новоселовском исполнилось сто лет и торжество это совпало с днем обновления иконостаса. Местный благочинный, донося об этом Преосвященному Никодиму, первому Епископу Енисейскому и Красноярскому рапортом от 25 Сентября 1766 года за № 1122, сыновне повергал на благоусмотрение Его Преосвященства следующие предположения испрашивая Архипастырского благословения: а) в память столетнего существования храма в селе Новоселовском и в воспоминание сего благознаменательного дня, для грядущих племен, совершить, на 8 число Ноября в Новосельской Михайловской церкви с вечера всенощное бдение; б) по освящении возобновленного иконостаса, перед литургией, совершить крестный ход вокруг храма с хоругвями и иконами и окропить стены храма освященной водой; в) ко дню сего торжества ходатайствовал о награждении местного священника о. Герасима Тарасова набедренником за долговременное служение церкви Божьей, при похвальном поведении, ревностное усердие к благоукрашению храма и пастырское попечение о назидании прихожан в христианском благочестии. На сем рапорте Его Преосвященство 3 Октября 1866 г. за № 1713 изволил положить, благотворительную и незабвенную для настоятеля храма, резолюцию такову: «1) Освящение храма учинить протоирею, о. Дмитрию с местным священником и другими, по уставу, и потом как здесь изложено ради благолепия; 2) в день освящения храма о. Герасим настоятель, столь ревностно о возобновлении его потрудившийся, возложил на себя набедренник по ходатайству о. Благочинного, во уважение ревностного пастырского служения». Позолота иконостаса, по болезни подрядчика, не могла быть окончена к 8 числу Ноября, а потому само торжество совершилось 26 Ноября в день Св. Иннокентия при многочисленном стечении прихожан. Освящение церкви совершал протоирей Дмитрий Евтихиев при сослужении духовника первой половины Канского 1 Благочиния, священника села Большой Ури о. Николая Коновалова и местного священника о. Герасима, который при возложении на себя набедренника, после двадцати лет бесспорного служения, пролил обильные слезы умиления.

Первым настоятелем Новосельской Михайлоархангельской церкви был священник Иоанн Контратьев с 1768 по 1774 год. По прослужении шести лет куда выбыл не известно. После него настоятелями церкви были:

Священник Борис Павлушков с 1774-1787 год, куда выбыл не известно.

Священник Петр Кузнецов в 1786-1806 г. По вдовству вступил в Монашество в Енисейский Спасский монастырь.

Священник Стефан Попов с 1806 1817 г. Скончался и погребен в ограде Новосельской Михайловской церкви.

Священник Филипп Попов с 1817 – 1821 г., куда выбыл никому не известно.

Священник Гавриил Митрофанов Тарасов. 8 Июля 1817 года рукоположен в диакона к Градо-Енисейской Воскресенской церкви, 8-го Июля 1821 года во священника к Новосельской Михайлоархангельской церкви. Сей несчастный имел жену Ольгу Стефанову неодобрительного и предосудительного поведения, в последствии сам подвергся пьянственной слабости, последствиями коей были: лишение сана и ссылка в каторжную работу в Троицкосолеваренный завод Канского округа (Указ. Иркут. Духов. Конс. 26 Июля 1829 г.), за убийство поселенческой жены Парасковьи Львовой. В последнее время был выпущен на пропитание и жил в селе Новосельском, оплакивая свою горькую участь. После него священнослужение и исправление мирских треб в течении трех лет совершал, заведывающий приходом села Анцырского, Священник Никифор Сотников.

Священник Петр Евфимиев Закоурцев начал служение при Канской Спасской церкви с 1815 года, бывши пред сим в 1813 году послушником в Кондинском Троицком монастыре Тобольской епархии. В 1827 году 4 Апреля рукоположен во диакона Михаилом Архиепископом Иркутским и назначен в село Кавказское Минусинского округа, а 1832 года Августа 21 дня во священника Мелетием Архиепископом Иркутским к сей Михайлоархангельской церкви. В 1844 году перемещен в село Монаш того же округа, где и скончался. Сын его Евфимий Петрович, ныне протоирей Богоявленской церкви города Томска, член Духовной Консиситории.

Священник Герасим Павлов Тарасов. По увольнении из второго приходского класса 24 Декабря 1825 года определен дьячком к сей церкви. В 1842 году 9 Сентября рукоположен во диакона к Градоканской Спасской Соборной церкви, 26 Октября 1844 года – во священника Афанасием Епископом Томским и Енисейским. Награжден набедренником и отличен бронзовым наперсным крестом в память отечественной войны 1853-1856 годов. Дети его Фавст, студент и Николай воспитанник Томской Духовной Консистории занимают учительские должности к Красноярском Духовном училище, а Анемподист священником при Петровской Иннокентьевской церкви в Канском округе.

Ныне в приходе Новосельском, кроме села, находятся деревни Мокруша в 6 верстах 99 дворов 610 душ обоего пола жителей, Тайна в 20 верстах 31 двор 212 душ обоего пола жителей и Хаерина в 4 верстах 40 дворов 345 душ обоего пола жителей. Не смотря на малочисленность прихожан Новосельский приход можно отнести к лучшим приходам Канского округа, потому что в приходе находится самое незначительное число ссыльно-поселенцев, ведущих бродячую жизнь, и нет ни сектантов, ни раскольников. Крестьяне сохраняют много патриархальных обычаев, усердны к церкви Божьей и чрезвычайно почтительны и щедродательны к духовенству. Говорят они на распев, отличаются честностью, имеют большое хлебопашество и занимаются зверопромышленностью. К сожалению к Новосельским прихожанам весьма слабо прививается грамотность: так по ведомости о церкви за 1827 год считалось в приходе грамотных 3 человека, теперь по прошествии 43 лет, едва ли найдется 5 человек грамотных крестьян. Было открыто при церкви училище, но по малочисленности учеников закрыто.

В заключение считаю справедливым упомянуть о благотворителе Новосельской Михайлоархангельской церкви крестьянине деревни Мокруши Матвее Зиновьеве Сосновском, пожертвовавшем, кроме других денежных приношений, икону святого Архистратига Божьего Михаила в серебряной под золотом ризе, стоящую до 400 рублей серебром.

Канского Спасского Собора Протоирей Дмитрий Евтихиев.

9 Июня 1872 года.

Г. Канск

Опубликовано 29 июля 1872 года.

Село Новосельское. Часть 1.

76

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.