Село Новосельское. Часть 1.
Село Новосельское находится в 40 верстах от города Канска, Енисейской губернии, и расположено на болотистой местности по правую сторону по течению речки «Черный Курыш», вливающейся в реку Кан. По левой стороне Черного Курыша, с северо-востока, тянутся цепью небольшие горы с обнаженными верхушками против самого села, а с правой залегает большая равнина, обильная небольшими озерками и болотами на юго-западе. По средине селения на невысоком, как бы нарочно устроенном, холмике красуется величественная деревянная церковь, построенная в прошлом столетии.
Село Новосельское вследствие неудобной местности в течении столетнего существования не сделалось центром скопления приходского народонаселения, так что в настоящее время в нем считается 54 деревянных, покосившихся на бок, домов и 299 душ обоего пола жителей. Главной причиной незначительной колонизации села Новосельского служит болотистая местность, непригодная к заселению и зловонный климат от гниения воды в болотах и испарений из речки и озер, окружающих селение и заваленных навозом и коноплями. Замечательный факт, что в селе Новоселах, при всех неблагоприятных климатических условиях, смертность весьма незначительна. Основываясь на личных наблюдениях в течении 14 лет, могу вынести следующее заключение: гнилая вода и испорченный воздух сами по себе не зарождают болезней, но весьма сильно способствуют к из развитию, когда болезни заносятся из других местностей.
Деревня Новоселова, до построения в ней церкви принадлежала к приходу Енисейского Заказа, Тесеевского острога Богоявленской церкви и находилась от приходской церкви в 150 верстах. По отдаленности от приходской церкви крестьяне не имели возможности частовременно бывать при Богослужении, духовенство же Тасеевское, по обширности прихода, естественно оставляло без должного наблюдения и пастырского руководства жителей отдаленных приходских селений. Между тем народонаселение деревни Новосельской год от года увеличивалось, необходимость в построении храма становилась неотложной и потребность, для совершения христианских треб, иметь священника в ближнем сообщении сделалась неотвратимой. Вследствии сих неудобств крестьяне деревни Новоселовой и другой, лежащей на правом берегу Кана, в 20 верстах от Новоселовой, деревни Белоярской на границе Иркутской и Томской губернии, ходатайствовали через Енисейское духовное правление о построении в деревне Новоселовой деревянной, во имя Архистратига Михаила, церкви. Желание крестьян, не смотря на запрещение вновь строить церкви без разрешения Святейшего Синода и на малочисленность прихожан вновь предлагаемой к построению церкви, было уважено. Митрополит Тобольский и Сибирский Павел 17 Марта 1766 года за № 477 дал грамоту на заложение церкви в деревне Новоселовой следующего содержания: «Божиею милостью смиренный Павел Православный Митрополит Тобльский и Сибирский, Духовного Правления Енисейскому закащику пречестному протопресвитеру Даниилу Базлуцкому. Сего 1766 года Генваря 19 дня представленным нам из Енисейского Духовного правления донесением требовано о застроении того заказа Тасеевского острога в деревне Новоселовой, по желанию тоя и другой Белоярской обывателей, за удалением оного острога, церкви вновь деревянной во имя Святого Архистратига Михаила разрешения. – того ради оную в Новоселовой деревне вновь деревянную во имя Архистратига Михаила церковь благословляем вам пречестному протопресвитеру по чиноположению церквоному на удобном и не водоносном месте соборне обложить и по обложении велел строить по подобию прочих Греко-российских святых церквей с поспешением, и когда оная церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежностями удовольствована будет, тогда о освящении оной просить особливо. С сея же грамоты списав копию иметь у себя впредь для ведома, а подлинную сдать в церковное хранение кому надлежит с роспиской. Писана лета Господня 1766 года Марта 17 дня. К сея грамоты руки нашея благословенная печать. – Подписал своеручно».
При построении церкви в деревне Новоселовой не обошлось без пререканий и препирательств между крестьянами деревни новоселовой и деревни Мокруши, отстоящей от первой в 6 верстах на северо-запад. Мокрушенцам хотелось, чтобы церковь непременно была построена в их селении, Новосельцы же напротив желали строить желали строить церковь в своей деревне. Пререкания между ними были очень сильны, так что Мокрушенцы отказались от участия в построении церкви, решившись остаться в приходе Тасеевского острога, в расстоянии 145 верст от церкви, чем поступить в приход Новоселовский и по этим побуждениям не подписались к приговору о построении церкви в деревне Новоселовой. К счастью Новоселовцев, между ними было несколько состоятельных людей, пожелавших построить храм без участия Мокрушенцев в том убеждении, что со временем Мокрушенцы волей не волей должны должны быть причислены в Новоселовский приход, да и сами не захотят ездить за священником в Тасеевский острог, когда Новоселовский священник будет жить бок о бок. Удобная местность, плодоносная посева, обширность и довольство пахотных и сенокосных угодий были причиной быстрого увеличения народонаселения деревни Мокруши, которая в настоящее время одна из населеннейших деревень Устьянской волости и Мокрушенцы производят хлеба более, чем крестьяне других окольных селений.
Последствием этих пререканий было то, что к постройке церкви не приступали целое лето и храм обложен только 19 Сентября 1766 года. Крестьяне деревни Новоселовой не медлили однако построением церкви, постройка шла быстро и окончена к осени следующего года, не смотря на то, что церковь довольно обширна и в соединении с колокольней. По окончании постройки Енисейское духовное правление донесением от 25 Октября 1767 г. испрашило разрешения на освящение храма. Митрополит Тобольский и Сибирский Павел незамедлительно выдал грамоту 31 Октября 1767 года за № 1058, коей благословил Енисейского закащика протоирея Даниила Базалуцкого «в селе Новоселовым вновь построенную деревянную, во имя Архистратига Божия Михаила, церквоь по чиноположению церковному посланным при сем святым Антиминсом соборне освятить». Невероятно, чтобы донесение Енисейского духовного правления от 25 Октября (не от 25 ли Сентября?), во время осенней распутицы, могло быть получено в Тобольске, за 2000 верст от Енисейска, через шесть дней т.е. 31 Октября. Из других церковных актов тогдашнего времени видно, что донесения Енисейского духовного правления получались в Тобольске не ранее десяти дней. Невероятную быстроту движения почты и поспешность выдачи грамоты можно объяснить лишь предположением, что Митрополит Павел находился в это время в Томске для обозрения епархии и здесь, получивши донесение духовного правления выдал грамоту. Достойно замечания, что митрополит Павел, выдавший грамоты на заложение и освящение храма в деревне Новоселовой, в день самого освящения, совершившегося 7 Ноября 1768 года, не управлял уже Тобольской паствой, но и преемника ему еще не было назначено.
В конце прошлого столетия приход Новосельский пополнился причислением вновь заселившейся деревни Харловой, расположенной на правом берегу реки Кана, ниже города в 25 верстах. В 1813 году на границе Иркутской губернии в деревне Анцырской, по настоянию, известного неумолимой строгостью и полосованием розгами мужских и женских крестьянских спин, характерного земского исправника Лоскутова, открыт самостоятельный приход Анцырский (Кстати заметить, что до построения церкви в деревне Анцырской, деревня эта и ближайшая к ней деревня Подаяйская (она же Барнаул) и Канскоперевозинская, находящаяся на правой стороне Кана, границе в то время Иркутской губернии, в расстоянии 2, 7 и 10 верст от церкви Канского округа, числились в приходе Бирюсинской Николаевкой церкви за 150 верст. Непонятно, почему так сильно дорожили неприкосновенностью границ, не только в государственном, но и в религиозном отношении? Нет сомнения, что гражданское и епархиальное начальство сознавали, что вследствие отчужденности вышеозначенных деревень от ближайшей, рядом стоящей церкви Канского острога, большая половина родившихся и больных умирали без св. крещения, за невозможностью достать приходского священника за полтораста верст, при самом быстром переезде, ранее двух суток по тогдашнему состоянию путей сообщения. Не от этого ли в метриках тогдашнего времени так мало писалось родившихся и умерших, хотя приходы состояли из 100 душ мужского пола?), в который велено отчислить из Новоселького прихода деревни Белоярскую и Харлову, а на место оных пополнить приход Новосельский указанным числом приходских дворов и душ из ближайших к нему селений, по согласию жителей (Указ. Тоболь. Дух. Кон. 6 Сентября 1813 года за № 1789). Убыль приходских душ в Новосельском приходе была пополнена причислением деревни Курышинской (она же «Поповичи»). Это название она получила от поселившихся здесь из рода Буяновых, переехавших из Заимки Самойловой (ныне село Христорождественское) из прихода Устьянского. Священник Устьянской Георгиевской церкви Иоанн Касьянов, передавши крестьян деревни Куршинской в приход Новоселовский, не переставал однако исправлять у них требы по просьбе крестьян, наконец и сами они отказались поступить в приход Новосельский за отдаленностью. Между тем пополнить приход Новосельский настояла неотложная надобность, потому что в нем осталось всего 87 дворов и 342 души мужского пола, тогда как прежний приход Тасеевский имел 250 дворов и 1230 душ мужского пола на одного священника. В приходе Тасеевском деревня Улюкольская отстояла от села за 110 верст, при неудобном сообщении за разлитием вод весной, от прихода же Новоселовского она находилась в 40 верстах, по этому у крестьян деревни Улюкольской все требы исправлял всегда священник Новоселовский. В сей считалось 26 дворов и 132 души мужского пола, поэтому деревня Улюкольская отчислена в приход Новоселовский в замен, отошедших в приход Анцырский, деревень Белоярской и Харловой (Указ Енис. Дух. Правл. 27 Генваря 1816 г. за № 9).
Опубликовано 22 июля 1872 года.