Церкви Илимского ведомства. Часть 1. — Вне дороги

Церкви Илимского ведомства. Часть 1.

Грамота на Карапчанскую Николаевскую церковь.

Божьей милостью Православный Митрополит Тобольский и Сибирский Антоний. В Илимск закащику Соборной церкви протопопу Ивану Петрову. Сего 1730 года Сентября 29 дня нашему архиерейству в поданном прошении Илимского уезда Карапчанской деревни церковного старосты Евдокима да служилый Андрея да Якова Сизовых, со всеми оной деревни обывателями написано: в прошлом де 727 году в помянутой деревни Карапчанской церковь во имя Святителя Николая волей Божьей сгорела, но токмо во время того пожара в оной церкви антиминс, сосуды церковные, святые иконы и книги, вынесено все. И с означенного же времени поныне в оной их карапчанской деревне церкви не имеется А без церкви же им Карапчанским обывателям в подобающих по христианскому закону потребах нужда бывает крайняя. Понеже де к той и деревне других церквей в близости не имеется, и чтоб нашему Архиерейству пожаловать их просителей благословить и велеть на вышеявленном погорелом месте церковь во имя того ж Святителя Христова Николая построить новую, и когда совершено построиться, освятить, и о том бы от нашего архиерейства дать благословенную грамоту. И мы архиерей вышеявленное прошение премше, на вышеявленном в деревне Карапчанской церковном погорелом месте вышетребуемую к новому строению церковь по церковному чиноположению обложивши, строить им просителям благословляем. А когда построится совершенно, тогда тебе закащику ту церковь соборне со священнице т диаконы на вышеозначенном прежнем антиминсе по потребнику Святейшего Иоакаима Патриарха, или, Петра Могилы, освятить немедленно, и по учинении всего оного, да нашего архиерейства рапортовать немедленно. Писана лета Господня 1730, Октября 9 дня, У сей грамоты наша архиерейская при подписании нашей власной руки благословенная печать. Рукою властную т.р.

Грамота на Яндинскую Преобращенскую церковь.

Божией Милостью Православный Митрополит Тобольский и Сибирский Антоний. В Иимск закащику Соборной церкви Протопопу Ивану Петрову. Сего 1731 года апреля 16 дня нашему архиерейству в поданном прошении Илимского уезда, Яндинского острога от всех жителей, церковного старосты Павла Москалева с товарищем челобитником того же Илимского уезда Новоудинской слободы Покровской церкви новопоставленного попа Семена Михайлова написано: в прошлом де 1729 году по вашему Архиерейскому благословению и по данной благословенной грамоте в предпомянутом Яндинском остроге застроена на погорелом месте деревянная церковь во имя Преображения Господа, Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, и при том пределе во имя Его угодника Божьего Святителя Николая, которая де церковь с приделом ныне в совершенное достроение уже и прийде, и утварь церковная имеется быть вся в готовности, и требуется де ту церковь ныне освятить, и ту де церковь прихожане ему Милайлу докучали, что о том просил он нашего архиерейства, и чтоб нашему архиерейству о освящении вышепомянутой Преображенской церкви и об отпуске к тому освящению святого антиминса, и о освящении же причтом Придела Николаевского на оставшем в погорелой церкви прежнем антиминсе благорассмотрительное определение учинил. И мы архиерей вышеявленное прошение приемши повелеваем тебе Закащику помянутую Преображенскую церковь посланным при сем от нашего архиерейства освященным антиминсом, а Придел Святителя Николая на означенном прежнем антиминсе по церковному чиноположению освятить соборне со священницы и диаконы, а по освящении их с сея грамоты взяв себе для ведома копию, подлинную отдать предупомянутой Преображенской церкви попу и церковному старосте для соблюдения в церкви с роспиской. А нашему Архиерейству о том, что и когда оная церковь и придел освящены будут прислать от тебя извествующее доношение неотложно. Писана лета Господня 1731Апреля 30 дня. У сей грамоты наша архиерейская при подписании нашей архиерейской власной руки благословенная печать. Рукою власной т.р.

Из сих Тобольского Митрополита грамот видно, что только в одном Яндинском остроге озаботились выстроить скоро новый вместо погорелого Храм. Но Илгинская церковь не смотря на ясное предписание Митрополита, чтоб построить ее в единолетнее время, равно и Карапчанская, в течении трех лет не были даже заложены. Замечателен в этом случае изворот Карапчанских прихожан! Коль скоро прибыл на Епархию Преосвященный Иннокентий Нерунович, и обратил внимание, между прочим, на медленность церковных построек: то Карапчане, умолчав о том, что уже имели от Тобольского Митрополита разрешение трех лет, утаив даже то, что у них сгорела церковь в 1727 году, подали новоприбывшему Архипастырю новую просьбу, будто бы у них сгорела церковь в 1730 году, и просили разрешения на заложение нового храма. Не входя ни в какое исследование Иннокентий Второй послал им следующую грамоту:

«Божией милостью Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский. Карапчанского Погоста священнику Ивану Васильеву со всеми прихожанами мир Божий и наше благословение! Сего 1734 года марта 24 дня в поданном заочном доношении Карапчанского Погоста, выборного пашенного крестьянина Дементия Корноухова к нам писано: с прошлых де лет в Том Карапчанском Погосте построена была церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, а в прошлом де 1730 году оная церковь волею Божьей сгорела. И сего 1730 года Марта 4 дня вы священник с прихожанами выбрали оного Корноухова, и выбор за руками ему дали, который при оном его доношении и предъявлен, чтоб просить Нас о построении на оном погорелом месте вновь церкви во имя Николая Чудотворца. Понеже де тебе священнику и прихожанам без церкви быть не возможно, ибо о всяких мирских требах за дальностью от церкви ездить к другой церкви далече, и чтоб о том строении дать наш архиерейский указ. И мы приемши оное его доношение, данное нам от Господа Бога властью, повелеваем вам в том Карапчанском погосте на погорелом месте вновь церковь во имя Святителя Христова Николая Чудотворца зводить и лес приготовлять. А аще же на оную лес в готовности, то и строить. И когда оная церковь состроится в совершенство, и святыми иконами украшена будет, то о посвящении ее просить у нашего архиерейства указа. 1734 года Марта 23 дня».

А принадлежащие также к Илимскому ведомству церкви: Орленская на берегу лены, Новоудинская и Усть-Удинская по Ангаре, и Барлукская вдали от Ангары по левую ее сторону, хотя стояли, но едва держались. Новоудинская повреждена пожаром, а остальные от ветхости. По списку Митрополита Тобольского в Иркутскую Епархию передавалась еще церквоь на р. Кежме (Кежемских церквей было две одна Спасская другая в Кежемском Погосте Николаевская. Речь идет о последней которая передана была в Иркутскую Епархию под названием Парабельской. А Кежемская Спасская состоит ныне введении Енисейской Епархии) Николаевская Парабельская, но это была только убогая часовня.

Причиной не радующего состояния церквей был недостаток, епархиальных распоряжений. Удаленности на тысячи верст от Тобольского епархиального архиерея, при постепенном охлаждении народного усердия, служила поводом, не только к небрежности о внешнем благоустройстве Храмов, да и к разным внутренним не порядкам в церквах и в церковным причтах. Хотя блюдение за благочинием и строительством церковным поручалось Закащикам, но сии последние не редко сами требовали надзора и побуждений. К тому, Илимский закащик, о церквах которого идет речь, Протопоп Иван Петров в начале 1732 года взят был к ответам и потом лишен сана, а его должность оставалась никем не замененной. Церквами Приленскими управлял Верхоленский священник Иван Шергин, но его управление было слабо так, что новоприбывший архипастырь Иннокентий Нерунович признал нужным заменить его Илгинским священником Лукой Афанасьевим, которому поручил все церкви по Илиму и по притокам его; сверх сего, на Лене сверх Илгинской Тутрскую и Орленскую; по Ангаре ниже Балаганска начиная от церкви Новоуднской и до Братско-острожной включительно; и стоявшую в устронении от Ангары Барлукскую (в настоящее время в Барлукском селении вместо начальной деревянной, потом сгоревшей и обновленной, церковь Каменная, построенная усердием прихожан в 1805 году)

Опубликовано 24 июня 1867 года.

Церкви Илимского ведомства. Часть 2.

Церкви Илимского ведомства. Часть 3.

90

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.