Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении. Часть 2.

Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губернии, Верхоленского округа, Качугской волости. Часть 2.

Спустя двадцать два года после закладки сей церкви была постройкой новая каменная пятипридельная. 16 июня 1812 года преосвященным Вениамином, бывшим епископом Иркутским и Нерчинским, выдана была грамота священнику Анфиму Шергину таковая: «Иркутской епархии Бирюльской слободы Покровской церкви священнику Анфиму Шергину. Сего июня 13 дня поданным к нам вы священник Шергин прешением представили, что по благословению нашему последовавшему в прошлом 1811 году на построение в означенной Бирюльской слободе вместо деревянной, каменной церкви потребленные материалы исправны и к заложению состоят в готовности, просишь на заложение оной повеления. Того ради благословляем: вам, священнику Шергину, в означенной Бирюльской слободе вместо деревянной каменную церковь во имя Покрова Персвятыя Богородицы с приделами 1-м Святого Архистратига Михаила, 2-м святителя Николая чудотворца, 3-м всем святым и 4-м святителя Иннокентия первого епископа Иркутскаго чудотворца, по представляемому к нам плану по церковному чиноположению заложить и когда заложена будет о том к нам отрапортовать, во свидетельство чего за подписанием руки и приложением печати нашея дана сия грамота в богоспасаемом граде Иркутске лета, от Рождества Христова 1812 иуния в 18 день.» № 592 (Грамота сия и план хранятся в архиве). Закладка сей церкви однако не произошла в год выдачи грамоты, а произведена уже в 1813 году 20 апреля «в день памяти преподобного отца нашего Феодора Трихины» — как о том свидетельствует своей надписью на оборотной стороне грамоты ктитор священник Анфим Шергин. Создавался храм сей на сборные суммы и уже к 1818 году был окончен постройкой вчерне, но от плохого ли знания дела мастерами или от того, что вместо железный положены были деревянные лиственничные связи в сводах храма появилась щель, вследствие чего освящение церкви, хотя и были установлены иконостасы, было отложено, а затем епархиальным начальством было предписано и совсем разобрать стены храма. Указом Духовной Консистории от 22 октября 1860 года за № 3647 предписано было разобрать и колокольню. Кирпич был сложен в амбар (стоявший в церковной ограде) и мало по малу от недогляду растащен, а частью распродан; сам же амбар от ветхости пришел к окончательному разрушению и в конце 60-х годов уничтожен. Иконостас из сего храма и много икон, как видно из отметок, сделанных рукой священника Симеона Бердникова в описи церковному имуществу, составленной в 1845 году не известно – в силу ли распоряжения епархиального начальства или по приказанию местного благочинного в конце сороковых годов отправлены были в церковь села Орлинги (на реке Лене)

В виду ветхости храма, а главное по причине наклонения здания церковного к югу, старанием и усердием бывшего прихожанина сей церкви – Верхоленского купца Карпа Карповича г. Сапожникова. С благословения и разрешения усопшего преосвященнейшего Парфения, архиепископа Иркутского и Нерчинского, в Бирюльке начата постройкой с 1-го мая 1868 г. и окончена в октябре 1869 г. деревянная двухпридельная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и св. Архистратига Михаила. Церковь сия снабжена была строителем приличной утварью и ризницей и стоила (без колоколов) 19608 руб. 66 коп. Но не долго Господь сулил приносить бескровную жертву в храме сем… 13-го июня 1883 года при ясной, тихой погоде, в полдень, вдруг надвинулась с северо-запада грозовая туча, ударил гром, блеснула молния и церковь сделалась достоянием пламени. Хвала и благодарение Всевышнему за то, что в этот день в Бирюльке был полный сход прихожан! Отстоять новый храм, при отсутствии пожарной машины в Бирюльке, не было возможности, а потому прихожане позаботились о сохранении церквоной утвари, здания старой (теперь существующей) церкви и хлебных экономических магазинов. Очень много вещей, принадлежащих старой и новой церквам, сгорело, сгорели одежды престолов, жертвенников и аналогиев, потому что позабыли вынести из храма шкаф, в коем хранились эти одежды. Колокола церковные пострадали от пламени: те.которые были прикреплены железными подтяжками. Постепенно растопились, а два, из коих один уже более 100 лет созывал прихожан в храм божий (литый 1728 г.), привязанные веревками, упал на пол, раскололись и потеряли от жара звук. По свидетельству очевидцев, только чудом можно объяснить то, что здание старой церкви сохранилось от пожара: когда горела церковь, то загорались даже строения за протекающим около церкви ключом, на расстоянии более чем 50-ти сажень, старая же церковь, стоящая в 12 саженях от горящей – осталась неприкосновенной пламени!...

Сохранившись от пожара, ветхая церковь была капитально ремонтирована на средства прихожан: исправлены полы и потолки, перекрыта кровля, под южную стену подведен новый фундамент – и 11 июля 1883 придел во имя Св. Архистратига Михаила был освящен местным благочинным, священником Иннокентием Пляскиным, а 25 августа 1885 года освящен был и Покровский придел преосвященнейшим Макарием, бывшим епископом Киренским. В 1890 году, в виду того, что крыша рассохлась и пропускала дождь, по ходатайству причта и старосты сей церкви, с разрешения епархиального начальства, купола церкви, с разрешения епархиального начальства, купола церкви были обшиты листовым железом и окрашена зеленым кроном на средства прихожан – 251 руб. 31,5 коп.

Общий вид здания церковного, существующего уже столетие, представляет собой форму прямоугольника с выступом для церкви и алтаря холодного. Внутри в холодном приделе здание длиной 3 саж. 1 арш., шириной 3 саж. 2 аршина и вышиной до потолка 5.5 сажень; в алтаре длины 2 сажени, ширины 2,2 саж., вышины 4 арш. В теплом храме длины 4,5 саж. ширины 5 саж. 2,5 арш., вышины 4,5 арш., алтарь длиной 6,5 аршин., шир 2 саж. и вышиной 3,5 арш. Крыльцо прирубленной деревянное с 7-ю ступенями, потолок его и крыша (на два ската) поддерживаются четырьмя деревянными столбами. Крестов над церковью 5-ть: один над крыльцом, один над теплой церковью, один (с короной) над холодной и по одному над алтарями теплым и холодным. Внутри церковь ежегодно обеливается глиной, снаружи же обшита тесом (1860 г.), не крашена. Ограда церковная имеет форму неправильной трапеции. Частью состоит из балясника, частью гладкая тесовая.

Иконостасы в теплом и холодном приделах деревянные простой работы – в первом в два става, а в последнем в 4-е. Царские врата в холодной церкви резные золоченные, а в теплой простые створчатые. Иконы в иконостасе Покровского придела – числом 21 – от давности весьма попорчены. Да и вообще то надо сказать, что иконы от давности и ветхости в крайне плохом виде и требуют неотложной переписки. Особенно хороши в церкви 6-ть икон из церкви К.К. Сапожникова, сгоревшей в 1883 году. С полуциркульным верхом, — все они в серебряных открытых, золоченных через огонь ризах. В коих чистого серебра 1 пуд 18 фунтов и 82 золотника. В числе икон есть сохранившаяся еще от первой церкви – Св. чудотворца Николая. «Писан, помечено внизу ея, 1769 года маия 4 дня», хотя от давности живопись и попортилась.

Утварью церковь сию, как сельскую, можно считать вполне достаточной. Так: евангелий напрестольных 6-ть, из коих одно приклад К.К. Сапожникова – опаяно серебром, позлащено, стоит 530 руб. 50 коп.; два евангелия минувшего столетия – одно 1717 года в медной оправе, которая уже было позеленела от давности, но в 1890 году заново переплетено и позлащено через огонь, частью на церковные средства, частью на сборные усердием Иркутского купца Косьмы Дмитриева Отрыганьева, а другое в 1796; оба печатаны в Москве. Малый требных евангелия два.

Крестов напрестольных больших три, из коих один замечательно чеканной работы 1801 года – весит 1 ф. 5 золотников.

Сосудов с принадлежностями три, — серебряные, золоченые. Один уже столетний – именно 1790 года, простой резной работы.

Дарохранительниц две – серебряная и одна старинная оловянная.

Ризница в церкви, можно сказать, очень хорошая. Чувствуется большой недостаток в одеждах напрестольных, на жертвенники и аналогии, ибо они сгорели в 1883 году.

Книг богослужебных разного именования 97; между прочим минеи месячная, праздничная и общая, триодион, пентикостарион и апостол еще 1785-1788 годов, Московского издания. Неизвестно откуда сохранилась минея за ноябрь месяц 1666 года, печатанная в Москве «меж патриаршества».

Библиотека при церкви имеется, содержится исправно и ежегодно пополняется книгами и периодическими изданиями.

Архив церковный начинается с 1793 года содержится в порядке – или в переплетах или же просто в папках.

Описи имуществу церковному имеются 1808, 1845 и 1890 годов, кроме того есть опись имуществу, пожертвованному в церковь г. Сапожниковым в 1869 году.

В виду предстоящего столетия в 19 день декабря с.г. придела св. Архистратига Божьего Михаила, прихожане Бирюльской церкви участков: Бирюльского, Цакурского, Кокуйского, Юшинского и Косогольского приговором своим от 11 июля с.г. постановили ходатайствовать перед епархиальным начальством о позволении им отпраздновать столетний юбилей храма; в ознаменование этого же события, но предложению приходского священника предложили в течении трех лет производить раскладку по 50 коп. с каждой ревизской души с тем, чтобы капитал этот был употреблен на поновление крайне ветхого иконостаса в покровском приделе к предстоящей годовщине его 8-го октября 1895 года.

Сказав коротко о судьбе храма в течение столетия, не лишним считаем указать перечень священников и диаконов, служивших при Бирюльской церкви в этом столетии.

Священники:

1) Дионисий Петров Кокоулин, служивший до пожара церкви (1790 г.) и до 1798 г.

2) Дмитрий Копылов с 1798 по 1800 г.

3) Анфим Михайлов Шергин с 1800 г. до 26 января 1825 г., умер и погребен в Бирюльке.

4) Иоанн Васильев Уваровских с 1806 – 1809 г.

5) Авакум Степанов Щапов с 1809 – 1817 г.

6) Иоанн Васильев Орлов с 1817 до 1829 г.

7) Михаил Алексеевич Юрьев с февраля 1825 г. до 1-го июля 1835 года.

8) Стефан Гаврилов Кокоулин, служивший дважды с 8 ноября 1829 г. по декабрь 1831 года и с 1838 г. до 31 июля 1843 г. Умер и погребен в Бирюльке.

9) Временно заведовавший Николай Михайлов Пономарев с 1834 по 1836 г.

10) Павел Васильев Попов с 21 июля 1836 до 1840 года.

11) Афанасий Григорий Корнаков с 1840 – 1843 год.

12) Временно прикомандированный из г. Верхоленска Иоанн Алексеев Юрьев в августе и сентябре 1843 года.

13) Симеон Алексеев Бердников с 30 сентября 1843 г. до сентября 1859 года.

14) Иоанн Александров Кокоулин с 26 ноября 1846 г. до 1851 года.

15) Временно заведовавший Гавриил Синявин с 30 сентября 1859 до 12 февраля 1860 года.

16) Александр Иоаннов Спасский с 12 февраля 1860 года до октября 1862 года.

17) Венедикт Алексеев Волков с 23 марта 1861 года до конца 1868 года.

18) Павел Прокопьев Грозин с 30 января 1863 года до марта 1866 года.

19) Протоирей Лавр Александров Кококулин служивший дважды: 1) с 9 апреля 1866 года до 29 апреля 1868 г. и 2) с 20 февраля 1871 г. до сентября 1855 г.

20) Георгий Федоров Милетский с 22 мая 1868 г., служивший очень не долго.

21) Филарет Николаев Титов с 6 декабря 1868 года до 1873 года.

22) Александр Иоаннов Пляскин с 24 августа 1885 г. до 29 апреля 1888 г. Умер в Бирюльке.

23) Александр Петров Ковригин – служивший не более месяца в 1888 г., будучи прикомандирован из Иркутска.

24) Временно заведовавший миссионер Заложного стана священник Зиновий Власьев Верещагин с апреля по 17 сентября 1888 года.

25) ныне служащий Александр Яковлевич Колодезников с 18 сентября 1888 года.

Диаконы:

1) Алексей петров Кокоулин с 1790 до 1811 г.

2) Иаков Васильев Орлов с 1822 до 1829 г. Умер в Бирюльке.

3) Владимир Аполлонов Шергин с 1830 до 1836 г.

4) Михаил Дмитриев Добромыслов с 21 июля 1836 до 1840 г.

5) Васильев Алексеев Телятьев с 16 мая 1854 до 1858 года.

6) Фома Андреев Щеглов с 1862 до 1865 г. Умер в Бирюльке.

7) Павел Владимиров Шашков с 20 января 1867 года до 1870 г. Умер в Бирюльке.

8) Федор Афанасьев Орлов, служивший на должности псаломщика с 22 октября 1881 до августа 1882 г., ныне служит священником за Забайкалом.

9) Николай Симеонов Попов-Кокоулин с 6 июня 1885 года до весны 1887 года. Ныне служит в сане священника в Камчатской епархии.

10) ныне служащий Николай Викторович Подгорбунский с 1887 года, в сане диакона с 29 мая 1889 года.

Причта при Бирюльской Покровской церкви по штату положено священник и два псаломщика, с производством им от казны жалования за вычетом 2% по пенсии 207 руб. 76 коп. и руги от общества – 636 мер в год. На лицо причт состоит из священника, диакона и псаломщика.

По плану, выданному из Иркутской Казенной Палаты от 29 ноября 1860 г. причт должен владеть усадебной землей (3 десятины) и сенокосной 52 десятины 823 квадр. Сажени. Усадебная земля отведена вблизи реки Лены на месте низком и вне селения, потому причт ею не пользуется, а владеют крестьяне без всякой платы и акта на владение; сенокосной же землей владеют сами священно-церковно-служители, хотя почти ежегодные, столкновения с крестьянами неоднократно уже побуждали доводить до сведения подлежащего начальства о незаконных притязаниях прихожан и, очевидно, побудят причт хлопотать о своих интересах и пред высшим начальством.

Священник Александр Колодезников.

5 сентября 1891 года.

с. Бирюлька.

Опубликовано 1 февраля 1892 года.

Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении. Часть 1.

7353

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.