Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении. Часть 1.
Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губернии, Верхоленского округа, Качугской волости. Часть 1.
Селение Бирюльское, Иркутской губернии, Верхоленского округа, Качугской волости, отстоящего от г.Иркутска в 250 верстах, расположено на правом берегу реки Лены недалеко от впадения в нее речки Бирюльки. С какого языка слово «Бирюлька» и что оно означает – сказать положительно не можем. Время первоначального основания села, по неимению под руками данных, определить нельзя; жители же считают более двухсот лет селу, что. надо полагать, и верно, ибо есть указания на давность существования храма в сем селе, хотя также нет прямого указания на время постройки и освящения первой церкви. В числе церквей Иркутского «дистрикта», принятых в свое ведение в 1727 году святителем и чудотворцем Иннокентием, 1-м епископом Иркутским, упоминается церковь Бирюльская Покровская (Ирк. Епарх. Вед. 1863 г. № 23). В Иркутских Епархиальных Ведомостях (№35) находим указание на то, что священник Бирюльской церкви Афанасий Орлов за убийство «в квасной» (питейной избе) – крестьянина Илии Лобанова, с утверждения святителя и чудотворца Иннокентия, 13 октября 1727 года был лишен сана и отдан на поруки устюжанину Ивану Анфимову сыну Гончарову. На колокольне сей церкви хранится колокол, расколотый в нескольких местах, на боках коего вырезано: «1728 года генваря 11 дня сей колокол лит в Иркутском уезде к церкви Покрову Богородицы Архистратига Божия Михаила в Бирюльскую слободу». Церковь, очевидно была построена уже тогда, когда в селе было достаточное количество жителей; следовательно, селу нет более двухсот лет.
Какой величины был первый храм неизвестно, ибо за пожаром его в конце XVIII столетия, сведений не сохранилось; ныне же существующий храм уже второй и был построен в 1790 году. И то, что первый храм сгорел, и то, что этот – второй был строен на сборную сумму можно видеть из следующего «ордера» от 7 февраля 1798 года за №101.
«Из Иркутской Духовной Консистории Бирюльской слободы Покровской церкви священнику Димитрию Копылову с нынешним церковным старостой. Сего февраля 7 дня явившимся в сию Консисторию оной Бирюльской слободы выборный сборщик крестьянин Алексей Скорняков по данной ему в прошлом 1790 году марта 16 числа для збору в Иркутской епархии на сооружение в Бирюльской слободе вместо згоревшей деревянной Покровской церкви с приделом Архистратига Михаила в вновь в тоже именование от боголюбивых дателей прикладов на трехгодичный термен шнурозапечатанной книге щитан, по которому щету оказалось на нем Скорнеков в начете денег шесть рублем двадцать одна копейка с взятою снего в Консистории скаской показал, что начетные деньги шесть рублей двадцать одна копейка по книге отчего явился за безграмотством не упомнит, однакож оные деньги он выборной Скорняков обязался внесть вновь выбранному церковному старосте ззаписью в приход: того ради поведеваем тебе священнику со старостой означенные начетные денги шесть рублей дватцать одну копеку с него Скорнекова взыскать и по взыскании отдать церковному старосте для записи в приход: когда же оные денги взысканы будут то и приложенную при сем отчете квитанцию ему зборщику Скорнекову отдать, и в консисторию отропартовать. Ключарь священник Иоанн Затопляев, секретарь Иван Ленской. Копиист Савва Шергин». (Архив Бирюльской церкви).
Ныне существующий храм деревянный, одноэтажный, двухпридельный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и св. Архистратига Михаила с деревянной же колокольней, отстоящей от церкви в 10-ти саженях и, по преданию, сохранившеюся от пожара первой церкви. В первый раз теплый придел сей церкви освящен в 16 день декабря 1791 года, а холодный – 8-го октября 1795 года. Это видно из следующих надписей, сохранившихся на деревянных крестах, висящих в алтарях – теплом и холодном, а именно: 1) «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме св. Архистратига Михаила. При державе благочистивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, и при Наследнике Ея Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче и при Супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Федоровне и при Благоверных Государех Великих Князех Александре Павловиче и Константине Павловиче и при Благоверных Государынях Великих Княжнах Александре Павловне, Елене Павловне, Марии Павловне и Екатерине Павловне, по благословению преосвященнаго Вениамина Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго, в лето 1791: индикта 9, м-цы Декембриа 19, на память св. мученика Вонифатия.» На оборотной стороне креста надпись таковая: освящен святой храм какими священниками, а именно: Первенствующий Верхоленской Воскресенской церкви десятоначальствующий священник отец Стефан. Тутурской Покровской церкви священник отец Лука, Ангинской Ильинской церкви отец Алексей. Бирюльской Покровской церкви о. Дионисий. Священно-диаконы: Ангинской Ильинской церкви диакон Димитрий, Бирюльской Покровской церкви диакон Алексей».
2) «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме святаго Покрова Пресвятыя Богородицы при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыне нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при Наследнике Ея Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе, Павле Петровиче и при Супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Федоровны и при Благоверном Государе Великом Князе Кнстантине Павловиче и при Благоверных Государынех Великих Княжнах Александре Павловне, Елене Павловне, Марии Павловне, Екатерине Павловне, Анне Павловне по Благословению Святейшаго Правитильствующаго Синода и господина нашего преосвященнаго Вениамина, епископа Иркутскаго и Нерчинскаго в лето 1795, индикта 9, месяца октобриа 8 дня». На обротной стороне креста написано: «десятоначальником священником Лукою Шергиным с прочими священниками».
Опубликовано 25 января 1892 года.
Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении. Часть 2.