По реке Енисею. Крестьянская свадьба. Этнографические очерки. Часть 1.
Во многих селах и деревнях, расположенных от города Красноярска вверх по Енисею, остался еще до ныне в среде крестьянства один из устаревших и отживших свое время обычаев, предоставляющий родителям решающий голос в выборе жены или мужа для своего детища.
Обычай этот, имеющий столь важное значение в судьбе молодого крестьянского поколения, ведется, по словам самих крестьян с «незапамятных времен», «спокон века», и можно безошибочно предположить, что он еще на многие годы продлит свое существование в будущем, если сам быт крестьян данной местности с его «преданиями старины» и ничем ненарушимой патриархальности останется в таком же состоянии, в каком мы застаем его в настоящее время. На сколько пользуются или, вернее, злоупотребляют этим обычаем сами родители, об этом вряд ли что модно сказать более того, что на обязанность каждого из них, как и вообще, лежит забота и радение об участи и счастье своих детей (хотя крестьяне-отцы, к сожалению, неодинаково смотрят на то, что мы обыкновенно называем «счастьем», «счастливой жизнью» и нередко понимают это слишком своеобразно). Но деревенские парни и теперь еще смотрят на названный обычай, как на что-то обязательное, священное, и безусловно покоряются в этом случае родительской воле, держащей их в должном повиновении с самой колыбели. Правда, эта покорность продолжается до тех пор, пока сама природа молодых сил или скучная однообразность одинокой обыденной жизни не возьмут перевес над отцовским контрактом и тогда, только сын с большим усилием и радостно решается поведать отцу наедине свою крепкую думу и застенчиво скажет ему: «тятя, жени меня!». Но в большинстве случаев этого не бывает, а случается как раз наоборот: т.е. отец скажет своему сыну и притом не наедине, а при всех домочадцах, что он хочет его женить и уже сыскал невесту. Сыну же ничего больше не остается, как только согласиться на предложение отца, не расспрашивая даже на ком и когда его хотят женить и где находится та, которая назовется его женой, «бабой», и с которой придется ему прожить, может быть, всю жизнь. Он не думает прекословить или не соглашаться с мнением отца, зная наверное, что эта попытка будет лишней, потому что отец – глава семьи и раз задумал сына женить, так значит и женит.
По многим рассказам и песням, записанным со слов очевидцев и по тем сведениям. Которые удалось мне собрать во время случайных разъездов по «Верховью», а именно, в Балахтинской волости, Ачинского округа и смежной с ней Новоселовской волости, Минусинского округа, я осмелюсь в общих чертах изобразить свадьбу крестьян-енисейцев, их обряды и поверья, выбирая из последних только те, в которых ярче и нагляднее отражается бытовая сторона «верховского» крестьянина.
Вот отправляются родители жениха в другую деревню, к кому-нибудь из своих знакомых крестьян, «высватывать» намеченную девицу.
По обычаю, отцы должны ехать на «рукобитие» к невесте одни, без жениха, который остается дома. Приехавши в дом невесты. Сваты, нимало не медля, приступают к «доброму делу», — к цели своего посещения.
Здесь надо заметить, что «отказ жениху» со стороны родителей невесты бывает чрезвычайно редко, так как в этом случае руководятся поверьем: «первый жених – первое счастье» и отказать первому жениху, значит лишить свою дочь и «первого» счастья, поэтому первые сваты, каковы бы они ни были по состоянию, принимаются отменно, с радушием. Начинается «рукобитие», причем у икон зажигается несколько восковых свечей.
Заручившись согласием родителей невесты и беспрестанно советуясь с привезенной четвертью водки, сваты скоро начинают «ряды» — это последнее соглашение относительно распределения и отдаче молодой чете движимой и недвижимой собственности с той и другой стороны. Вслед затем, сваты вручают невесте несколько рублей денег на необходимые к свадьбе покупки.
Наконец, «ряды» покончены, «по рукам ударено», вино выпито и сваты уезжают домой с радостной вестью для жениха, которому для уверения в благоприятном исходе сватания привозят от невесты ее подушку или шаль.
Затем, по уговору, через несколько дней у невесты назначается «девичник», т.е. последний вечер невесты, который она проводит с своими подругами –
Во своей вольной волюшке,
Во своей девьей красоте…
К этому же времени обе стороны приглашают лиц для свадебного «поезда». С стороны жениха необходимы:
1. Тысяцкий – старшее почетное лицо в «поезде», выбираемое из зажиточных крестьян. Он покупает венчальные свечи и платит за венчание священнику.
2. Дружка – «нужный человек», знающий всю обрядовую сторону свадьбы и могущий предупреждать всякие «порчи» злых людей. Без дружки – «свадьба не свадьба».
3. Полдружье – помощник дружки и непосредственный исполнитель его приказаний.
4. Сваха, непременно замужняя женщина, которая еще называется «праворучницей».
5. Два боярина – старший и младший. Они приглашаются как свидетели венчания, и заменяют собой шаферов.
Со стороны невесты приглашают только одну сваху – «постельницу» и «кашевника» с «кашевницей», которые отвозят приданое невесты в дом жениха.
Кроме этих лиц, невеста на «девичник» приглашает от себя всех своих подруг и знакомых женщин.
Все, кто бы ни был приглашен на девичник, в качестве простого гостя или «поезжанина», непременно приносят и дарят невесте деньги, конечно, кто сколько может, на которые она и покупает подарки всему «поезду».
До приезда жениха на «девичник» подруги невесты совершают «расплетание» у ней кос и «величают» ее разными «жалостливыми», очень грустными песнями, слушая которые, невеста плачет. Если она сирота, то ей в «расплетание» поют:
Вы взойдите, тучи грозные,
Вы прогряньте, громы яркие!
Уж из той-то тучи грозные
Выпадал сер-горюч камень
На мать сыру землю.
Расступись ты, мать – сыра земля!
Раскались ты гробова доска!
Уж ты встань родимый батюшка (или матушка),
На свои резвы ноженьки,
Благослови ты меня, горьку сироту,
Расплети мне руссу косоньку
Во первы-то мне и во последние!
В это время сирота невеста встает и кладет земной поклон пред иконами, как бы в действительности получая благословение от умершего родителя. Если же невеста не сирота, то при «расплетании» поется, сначала отцу, а потом матери, так:
Подойди-ка родимый батюшка,
Благословика-ка меня девицу,
Расплети-ка руссу косоньку
Во первы-то мне и во последние!
И тогда родители невесту благословляют. Если у невесты есть брат, то он тоже подходит к ней, кладет в подол платья ей деньги и гладит косу. Точно любуясь, а ему поют.
Подойди, родимый братенько,
Посмотри на мою руссу косоньку,
На мою девью крастоту,
Хорошо ли она красуется
Во младой-то девьей красоте,
На моих-то могучих плечах?
Если у невесты есть сестры, тетки, дядья и «приблизенные соседушки», то и им поют то же, и все дарят невесте деньги.
На девичник жених приезжает со всем своим «поездом», но прежде, чем войдет жених во двор с поездом, пред ними запирают ворота и не пускают до тех пор, пока дружка не скажет: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!». На дворе отвечают6 «Аминь» — А здесь ли живет наша молодая княгиня?». Во дворе отвечают: «здесь!» — «А ждала ли она поджидала к себе друга милого, нашего князя молодого?» — «Ждала! Милости просим, пожалуйте на широкий дворик в светлы горницы!» — И тогда ворота отворяют, поезд въезжает во двор и в это же время с крыльца стреляют из ружей. Затем весь поезд проходит в дом. Жениха знакомят с невестой, с которой он должен поздороваться: садят из вместе «за столы в передний угол» и угощают. А подруги невесты в это время поют:
Как вечер-то канареечка
Во саду поздно сидела
И звонки песни пела,
А по утру-то ее не слышно:
Соколы прилетали
И канареечку нашу взяли,
Взяли, взяли, уносили
И сокола наделили…
Ты владей-ка, владей.
Ясный сокол,
Своей канареечкой,
Не давай ее в обиду
Ни ласточкам касатым,
Ни ясным соколятам!
Как вечор наша подруженька
Ввечеру долго сидела
И громкую песню пела;
А по утру ее не слышно:
Бояра приезжали
И подружку нашу взяли,
Взяли, взяли, увозили
И молодчику вручили…
Ты владей-ка, владей,
Милый сударь,
Нашей подруженькой,
Не давай ее в обиду
Ни свекру, ни свекрови,
Ни деверям, ни золовкам!
Жених на девичнике бывает не долго: он только напивается вместе с невестой чаю, прослушает песню, и потом вскоре уезжает домой, а невеста по отъезду жениха, простившись с подругами и всеми гостями, тоже уходит «на покой». На девичнике остаются «поезжане» и все приглашенные гости, которые в это время «пропивают» невесту, т.е. предаются елико возможному веселью. Они без малейшего стеснения ведут разговоры о женихе и невесте, играют «играми», ходят «хороводом» и «венчиком», ровно награждая себя за те слезы и скучно проведенное время, когда «величали» невесту до приезда жениха.
Когда ходят «хороводом», то поют много песен, из числа которых обращают на себя внимание следующие:
1.
Со вьюном я хожу
С животом гуляю,
Я не знаю, куда вьюна положить,
Я не знаю, — живота положить.
Положу и вьюна,
Положу – живота.
Я ко барину на правое плечо,
Ко сударыне – на левенькое.
Чем вьюна покупать,
Живота выкупать?
Уж я дам ли, не дам за вьюна
Три-четыре серебренные,
Дам коня иноходного,
Сокола шестиперого,
Молодца кудрявого,
Холостого, неженатого…
Я ко молодцу иду, иду, иду,
Поцелую, да назад пойду!
2.
Рано белый снег напал:
Мил с добра коня упал,
Упал Ванюша лежит,
К нему милая бежит,
К нему милая бежала,
Черноброва поспешала,
Черну шляпу поднимала,
На головку одевала,
На добра коня сажала,
Принаказывала:
— Ты поедешь, мил, гулять, -
Не загуливайся,
Ты на школьные манеры
Не заглядывайся,
Ты на стольных на беседах
Не засиживайся!
Уж как стольны беседы
То – сударшки мои;
Столовые палаты,
То – наши ребята,
Охочи гуляти,
Танцы танцевати,
Круги занимати,
Девок целовати!
3.
Летел голубь, летел сизый
Со голубушкой,
Как удалый молодец
С красной девицей.
Если б ты, моя голубка,
Со мной голубем жила –
Если б ты, красна девица,
Вышла замуж за меня:
Я бы золотом усыпал,
Жемчугом изубрал;
Я бы в летнюю пору
Во карете прокатил,
Я бы в зимнюю пору
В Петербург-город свозил
На ямских лошадях,
Во прекрасных санках…
Как на кучере капот
Дорогого сукна,
Дорогого сукна,
Петербургского шитья!
Сажу голубя на ручку –
Он не тряхнется,
Посажу ли на другую –
Не ворохнется;
Скажу: кышь, полети!
Полетай, голубь домой,
Полетай, голубь домой,
Распрощаемся с тобой!
Голубочек взворковал –
Голубушку целовал,
Голубушка взворкавала –
Голубочка целовала.
Или ходят венчиком попарно – парни с девицами – и поют:
4.
Уж ты венчик мой веночек,
Ты лазоревый цветочек!
На кого тебя веночек положити?
Положу тебя веночек на головку,
На душу красную на девицу,
Что на Машеньку на сестрицу.
Уж как кум с кумой покумилися
Дорогими дарами подарилися.
Уж ты кум-ли, мой кум,
Уж как я твоя кума,
Где мы свидимся –
Поздороваемся!
5.
Как по ельничку,
По березничку,
По частому, по мелкому
По осинничку
Идут молодцы горой,
Зовут девушек с собой;
Вы пожалуйте девицы
К нам во терем;
Во высоком дому,
Много шитых, много бравых,
Много бел полотен,
Много шелковицы,
Полушелковицы!
Мальчик на ногу ступает –
Ума разума пытает;
Мальчик ручку жмет –
Поцелуя ждет…
Поцелую, обойму,
К ретиву сердцу прижму!
И, по окончании этой песни, каждая пара берется за руки и целуется.
И. Ковригин.
Опубликовано 24 марта 1891 года.
По реке Енисею. Крестьянская свадьба. Этнографические очерки. Часть 2.