Церковь Св. Живоначальной Троицы в с. Тарбагатае, на Хилке. Часть 2.
К концу 1805 г. действительный статский советник Лаба водворил за Байкалом в привольных местах 610 душ и приготовил 324 дома для вновь водворяющихся, озабочен был доставкой на место водворения хлеба и пр. Полный комплект переселенцев Забайкальских, так названного первого привода, восходил до 2000 человек и все они были действительно водворены в этом краю. Вероятно, в то же время, или вскоре после того прислано было 1500 человек семьями на Китайскую границу, для расселения по станицам и обращения в казачество, с заведением образцовых русских станиц, по 1 конной бригаде. В это время была забота и Епархиальному Начальству Иркутскому. По всем церквам требовалось точное наблюдение за религиозно-нравственной жизнью водворенных и точных сведениях о том, как и где повенчаны браки переселенцев с ясачными русскими, или из таковых же переселенцев.
В числе поселенцев и преступников, назначенных на Забайкальское поселение, были люди из Польских и Ост-Зейских губерний, были Российского языка не знающие и исповедующие Римско-Католическую и Лютеранскую веру. Таковых, для лучшей удобности, велено было поселять по несколько семей среди прочих новоустраеваемых поселений; сюда из одних мест и одной веры поселялись вместе и им предложено было назначить особых священников. Правильное устройство и православно –христианского быта переселенцев и самих инородцев в крае, имеет свои основания и живучесть довольно глубокие. Основание делу – здравый смысл народный, направляемый на истинный путь религиозно-нравственными побуждениями к благоустроенной жизни, значит неминуемо при руководстве св. веры. В описываемый нами период, люди мыслящие скоро принялись за хлебопашество, скотоводство и разную промышленность, поженились на русских или ясачных, иные находили в Сибири родственников и входили при этом в дома старожилов, в сношения с инородцами – обладателями привольных мест и знатоками, нового для них, края, строили себе дома и обзаводились хозяйством, большей частью не дожидаясь никакого пособия от казны во избежание многих хлопот. Тем и ограничились в начале нынешнего столетия заботы русского Правительства относительно населения Забайкалья. Основное же положение для развития этого дела – выдел земель для оседлого водворения, по существу дела должен был остаться и до настоящего времени иметь свою силу, это выдел 30 десятин на душу для желающих водворения. Тот же закон распространен и на инородцев, которые стремятся к русскому быту с принятием св. Православной Веры.
Во избежание путаницы и задержке в деле такой важности, с исторических опытов принято за правило – руководить и наблюдать за развитием оседлости главным начальником в крае. Здесь только и могут сохраниться до назначения те суммы, в большем или меньшем размере, какие назначает правительство на такое важное для церкви и для Государства дело – как правильное, основание на началах христианства и семейных союзах, устройство быта народа. Эта первая основа силы и залог процветания в каждом отдельном обществе, и вообще в государстве.
И какая благодатная перемена последовала, благодаря Монаршей попечительности Александра Благословенного, не забывшей и наш отдельный Даурский край приливом русского православного элемента в страну сопредельную Китаю, Монголии и Манчжурии. На всем этом пространстве теперь видны следы такой мудрой и благодетельной попечительности! Селения укрепились церквами и благодать Божья стала действовать через русских на окружающую идолопоклонническую среду более ощутительно и благодетельно для края. Наконец, в наши дни и воочию нашей Триипостаеный свет явил свое действие на самой окраине заселенной тогда местности по р. Хилке при храме Св. Живоначальной Троицы в с. Тарбагатае (Куналейской волости). Здесь уже край русского населения. Далее оно начинается снова после Яблонового хребта, на Ингоде, где одновременно с Кульско-Тарбагатайскими переселенцами, были водворены, так называемые «капканы2 (хохлы), отличающиеся добродушием и гостеприимством, по истине, русским. До этого пункта нужно проехать, так сказать «пустоплестьем» где нет даже проезжих дорог и кочуют дикари, не знающие ни саней, ни телеги, ни упряжи, — более 300 верст. Счастлива эта местность еще тем, что здешние буряты под защитой гор и лесов уцелели от ламайской пропаганды и эксплуатации. У них нет ни одной кумирни, и они, тяготея к Петровскому заводу, не могут ни обойти, ни объехать храма Св. Троицы без молитвы к Богу, спасающему и просвещающему души наши в с. Тарбагатае.
Смежная с Тарбагатаем Бадинская степь, с учреждением Тунгуйского Миссионерского стана с храмом Христа Спасителя (в пам. События 4 Апреля 1866 г.) находилась под ведением Тунгуйского стана. Здесь просвещено было св. крещением несколько душ, которые сюда и приезжали из своего усердия исполнять христианский долг исповеди и св. причастия, и к празднику Пасхи, за 100 верст. Но теперь у них свой храм, где они удобнее будут удовлетворять своим религиозным потребностям и ищущие света Евангельского и христианского общения найдут все это, так сказать, подле себя. К освящению храма они стекались во множестве и некоторые безотходно смотрели в раскрытые окна со вне во всю службу. Судя по простоте и приемлемости это, по выражению апостола Павла, маслина дикая, которой нужно только привиться к плодовитому древу, для плодоношения в вертограде Господнем, кучно со всеми чадами Божьими.
В 10 верстах по р. Хилке на левой стороне уже начинается христианское инородческое население в уроч. Задмаринском. Там же христианское кладбище из почивших ясачных, осеняется надгробными знамения победы живота над смертью. На другой стороне Хилка на устье реки Талбаги живут новопросвященные св. крещением наши духовные чада, а в старину тут жили тоже ясачные (Зудыевы), сроднившиеся с Кульскими переселенцами и слившиеся с русским населением. Не лишено даров природы это место. Речки, впадающие в Хилок, и многочисленные озера изобилуют рыбой; там есть таймени, окуни, ленки, щуки и др. На р. Тигне добывается для доминой фабрики в Петровском заводе твердый камень, далеко, впрочем, уступающий добываемому в Анги из-за Байкала. Есть там и каменный уголь, а вернее магнит. Леса изобилуют кедрами, крупными и мелкими зверями, начиная с сохатых, изюбрей и медведей до белки и тарбагана. Далее известны населенные бурятами места: Хоготуй (Березовый), Ушотей (Тополевый), Моготуй (Вмеснный), Дзугульты (Дзухули – шаманское жертвоприношение, состоящее в поднятии на кол или жердь скелетов животных), Хусотай (Утесный), Хандагатэй (Сохатый), Хурегат (Бараний), Ханхасан (от Тарбагая 120 в.), Хилгосон Идь-Шолун (Каменная сопка, в виде войлочной юрты), Харонтай (180 в.), Зурун Алентуй (Удунгу – место на котором много барусунов; это кусты, к которым суеверы привязывают в виде жертвы, лоскуты разных материй, ходаки, конскую гриву, платки; барусуны состоят также из куч камня, хвороста, травы, сучьев, куда проезжающие буряты считают долгом непременно жертву принести, побрызгать вином, если оно есть, бросить щепотку табака и даже просто камень, травку и т.п. Есть барусуны шаманские, под названием такгана, — ни чем не различающиеся от обонов ламайских, кроме того, что при них присутствуют одни только шаманы с своими приверженцами, а при обоих бывают производимы ламами чтения из Тибетских книг, бега с призами, единоборства и т.д.). В 100 верстах от Хоротая далее на Восток следует Иргень, с особым миссионерским станом. Всего инородческого бурятского населения в указанных местностях, ожидающих христианского возрождения, восходит до 300 душ обоего пола.
Возблагодарим Господа, сподобившего нас по бесконечному своему милосердию, пронести Слово Евангельское в такой отдаленный и забытый край, в котором обитают тысячи душ, блуждающих вне спасительного пристанища Св. Веры и Церкви Христовой. Да поможет им и нам Благодать Божья, предваряющая спасение погибающих неведомыми для нас путями и паки да утвердит и укрепит делателей нивы Господней – удобрить, возделать, насадить семена Св. Веры Христовой, да напоит и возрастит ее Сам Господь, богатый в милости и щедротах своих.
Миссионер Иеромонах Мелетий.
13 Августа 1872 г.
Опубликовано 21 октября 1872 года.
Церковь Св. Живоначальной Троицы в с. Тарбагатае, на Хилке. Часть 1.