Плавания по ледовитому морю. Часть 4.
1823-1826
Литке со штурманом Ивановым совершили четыре плавания, во время которых подробно исследовали Белое море, морской берег от Норвегии до Печоры и посетили остров Вайгач и Новую землю.
1832 г.
Браидт и Клохов снарядили экспедицию из трех судов; из них одно исследовало Карскую губу, другое – берег Карского моря до Енисея, третье часть Новой Земли. Судном, ходившим в Новую Землю, управлял штурман Пахтусов, который исследовал эту доселе почти неизвестную землю, определил ее берега, открыв Маточкин Шар и несколько островов, из которых один носит его имя поныне. Судно же, которым командовал лейтенант Крошов, имевшее назначением изучать Карское море и Берега его до Енисея, — погибло.
Статья заключается следующими словами: «Сколько же славных и доблестных имен встречаем в этом длинном перечне русских мореплавателей, а многие ли из них, к стыду нашему, известны не только всей России, но хотя бы нашим морякам. Всякий из нас с детства знает Беринга, а многие ли проживя до старости, слыхали о Дежневе, сделавшем то, за что первого прославили? Помянем хоть теперь всех героев, с ничтожными средствами сделавших так много. Если бы в среде наших современных моряков, так хорошо и сыто обеспеченных на счет государственной казны, нашлись Стадухины, Дежневы или Шароуровы, то не пришлось бы нам ныне благодарить Норденшельда за совершение мысли Петра Великого…
В дополнение к вышесказанному, помещаем извлечения из статьи, помещенной в газете «Россия»: Не легка борьба человека с суровой природой и громадными льдами на полярном океане, по русской промышленности там довелось терпеть еще и гораздо более трудную борьбу с благоусмотрениями некоторых администраторов, действовавших так настойчиво и успешно, что, например, на островах Новой Земли еще в 1833 году было более сотни русских промышленников, а в 1868 г. уже только пять; туруханский край был обречен превратиться в безлюдную пустыню; а острова Шпицбергена были совсем оставлены русскими! – Теперь они условно причисляются к Норвегии. Перейдем к 60-м годам настоящего столетия.
В 1862 году, г. Сидоров предложил русскому географич. обществу 14000 руб. для премии тому русскому судну, которое, прежде всех, придет в Енисей, к которому либо из его графитных приисков; к устью р. Курейки или р. Нижнюю Тунгуску. Сначала это общество, а после того и вольное экономическое общество не приняли этого предложения Сидорова, соглашаясь с мнением вице-председателя географ. общества, адмирала Литке, который утверждал, «что морское сообщение туруханского края с Печорой принадлежит к числу вещей невозможных». В том же 1862 году, Сидоров, по совету Литке, поехал в Лондон и там заключил контракт, по которому знаменитый полярный мореплаватель того времени в Англии – Ален-Юнга брался летом 1863 года пройти из Англии в Енисей. По приглашении Сидорова, в 1869 в Карском море побывали до семидесяти норвежских парусных судов. Эти поездки были важными тем, что положили основанию изучению движения льдов, а для успешности плавания в полярных морях первейшее условие: знать сроки и направление движений льдов. Будучи в Норвегии, в 1868 году, Сидоров виделся там с профессором Норденшельдом, возвратившимся из научной поездки на Шпицберген. Норденшельд брался на двух судах, зафрахтованных в Норвегии, исследовать Карское море. Для этого он приезжал в Петербург на заседание русского географ. общества; но это общество точно также, как ив 1862 году признало мысли Сидорова местами, а Норденшельда – человеком, увлекающимся этими мечтами и не согласилось выдать для исследования Карского моря те 3600 р., которые были прежде тем же Сидоровым пожертвованы на исследование Черного Иртыша и давно уже лежали в обществе. Сидоров обязывался вторично внести ту же сумму для той же цели, прося только теперь позаимствовать этими средствами для исследования Карского моря. Но географическое общество и в этом отказало.
В Швеции нашлись люди, не считавшие это дело мечтой и дали возможность Норденшельду совершить путешествие из Швеции в Енисей. В Англии, почти одновременно, морской капитан Виггенс, на средства свои и своих друзей, совершил поездку в Карское море и Обскую губу, оттуда благополучно возвратился в Англию. Счастливые результаты, добытые экспедициями Норденшельда и Виггенса к устьям Оби, Енисея, повели к тому, что между русскими капиталистами явился охотник примкнуть к этим усилиям. Александр Михайлович Сибиряков пожертвовал 7000 руб. Виггенсу и 25000 рублей Норденшельду, и вот с какими последствиями: Виггенс в 1876 году пришел из Англии в Курейку, впадающую в Енисей, доставил туда товар для продажи и получил – превосходным сибирским графитом – премию Сидорова. Затем русский шкипер Шванейберг, на судне «Заря», в стодневный срок доставил в 1877 году, из р. Енисея в Петербург представленные образцы разных сибирских товаров; а в 1878 и 1879 годах Норденшельд совершил свой объезд Европы и Азии.
Опубликовано 22 ноября 1881 года.
Плавания по ледовитому морю. Часть 1.