Ангарский водный путь.

Ангарский водный путь перешел из области канцелярских переписок и газетных толков на практическую почву: 17-го августа сего года, Высочайше утверждено положение о предоставлении потомственному почетному гражданину А.М. Сибирякову привилегии на буксирование пароходами судов по Ангаре. Таким образом, вопрос об утилизации ангарского водного пути, бесспорно, одного из самых важных в экономической жизни Восточной Сибири, после многолетнего своего существования, разрешился в утвердительном смысле.

Многоводная Ангара давно прельщала человека своим географическим положением, своей же недоступностью, своими порогами она внушала страх ему и, как дикая красавица, не давалась в руки. Человечество привыкло утилизировать реки, и река Ангара, представляла довольно солидную частицу того водного пути, по которому шли русские пионеры этого края, приносила с давнего времени известную пользу им. Из дневника Спафария мы знаем, что этот посол, отправившийся в Китай в 1675 году, воспользовался Ангарой, как водным путем. Из слов Миллера, Словцова, Гагейместера и других, а также из слов в свое время известного знатока края, губернского землемера Лосева, мы знаем, что, не смотря на все трудности, которые представляет этот путь, сибирское население пользовалось им.

Сопоставив данные прошлого и настоящего времени, моно констатировать тот факт, что судовое движение за столетний период не только увеличилось, а напротив, уменьшилось, и население чувствуя свое бессилие в борьбе с естественными преградами, прекратило совершенно судоходство вверх по реке, продолжая в мизерном количестве сплавлять груз вниз до впадения ее в Енисей (В 1877 году капитан-лейтенанту Спиденсену енисейская дума сообщила, что в последнее время иногда приходит из Иркутска в Енисейск до 25 судов, с грузом до 150,000 пудов.). Между тем, вопрос об утилизации Ангарского пути с давнего времени занимает внимание не только сибиряков, но и иностранцев; модно насчитать до десятка экспедиций, снаряженных в разное время, начиная с 1811 года, для исследования этой реки как с целью ученой, так и практической, состоящей в изыскании средств к приведению ее в безопасный и удобный путь. Все эти экспедиции, за исключением последних, не имели практических результатов, и предполагаемые ими средства отличались своей гадательностью, что нужно было предвидеть, так как все изыскания велись не научным путем. В 1863 году, на вопрос водных сообщений по всей Сибири пришлось обратить более серьезное внимание, по той причине, что одним из гамбургских коммерсантов, неким Годефруа, было подано прошение министру финансов об исходатайствовании 25-летней привилегии для заведения пароходства по рекам Сибири. Привилегия по одной Ангаре была дана, но не того желал Годефруа и его К°; таким образом ходатайство их в общем не имело успеха, но бесспорно заставило правительство и частных людей обратить внимание на вопрос о водном сообщении по рекам ангаро-енисейского бассейна.

Так, в 1870 году, была снаряжена экспедиция учредителями байкальского пароходства, в состав которой вошли Бутыркин, Бельцов, Гакель, Чекановский и Ровинский, но экспедиция эта также не имела практических результатов. В 1875 году, на водное сообщение Сибири обратило внимание министерство путей сообщения и предприняло серьезные исследования. Исследования производились одновременно на обь-енисейском водоразделе и на ангарских порогах (Изыскания производились на обь-енисейском бассейне лейтенантом Синдеснером и на Ангаре гг. Чалеевым и Аминовым.).Эти исследования, как известно читателям, разрешились практически для обь-енисейского водораздела – устройством Кетского канала, а для Ангары выяснением того, что расчистка порогов будет стоит приблизительно 1,200,000 р. Хотя исследования этим и окончились, но само устройство канала для соединения Оби с Енисеем не дало замолкнуть вопросу о возможности устройства пароходства по Ангаре. Для осуществления этого дела выступает на сцену предприимчивый А.М. Сибиряков. Нанятый им штурман Калистратов, летом 1882, спустился из Иркутска в Енисейск на простом судне, а в следующем году, он, к общему удивлению, спустился вниз по порогам на паровом катере. Это дало надежду на возможность устройства пароходства по Ангаре, без капитальной расчистки порогов. Ниже приведенное Высочайше утвержденное 17-го августа положение показывает, что надежда осуществить эту мысль не покидает г. Сибирякова. Рассматривая это положение, мы видим, что г. Сибирякову дано исключительное право на пять лет, считая с 17-го августа с.г. на буксирование пароходами судов по р. Ангаре, на протяжении от с. Братский Острог до впадения ее в Енисей и на проложение в порожистых частях реки цепи для туерного пароходства, но без стеснения при этом движения не паровых судов и небуксирных пароходов.

Всякие привилегии, создавая монополия, бесспорно нежелательны, но, рассматривая детали привилегии, данной г. Сибирякову, приходится прийти к другим результатам.

Г. Сибиряков испросил привилегию только на пять лет и только по той части Ангары, которая содержит пороги и представляет все трудности к устройству пароходства; при этом, привилегия эта не исключает права других пользоваться этим путем при помощи не паровых судов и небуксирных пароходов. Монополия влечет, как известно, всегда непомерно высокие цены; в данном случае положение о привилегии предусмотрело и точно определило их: так §8, подразделяя грузы на три разряда, определяет maximum цен в одну двенадцатую, одну двадцать четвертую и одну сороковую часть копейки с пуда и версты, что не может считаться ценой высокой, тем более, что к последней группе отнесены продукты сельской промышленности. Казенные грузы и грузы переселенцев перевозятся с уступкой против этих цен на 15%. Кроме этого, предприниматель перевозит бесплатно почту. Г. Сибиряков, кроме исключительного права на 5 лет, не получает более ни прав, ни субсидий; в свою же очередь, он обязан устроить буксирное и туерное пароходство в течении 2-ух лет, с тем, чтобы оно начало было не позже навигации 1887 года и не менее как 2 пароходами, по 120 сил каждый, с соответственным количеством барж (§3). Затем предприниматель, согласно §4 положения, обязан в продолжении 5 лет содержать фарватер реки в исправности, обозначив опасные места особыми указательными знаками и ежегодно употреблять по 10,000 руб. на расчистку и улучшение фарватера Ангары, причем работы должны производиться по соглашению с местным начальством.

Принимая в соображение все условия привилегии, ее нельзя ни под каким видом отнести к типу тех, которые преследуют исключительно личные цели, и предприятие г. Сибирякова заслуживает вполне добрых пожеланий. Водный этот путь, соединяя Иркутский округ с житницей Сибири – Минусинским округом, и представляя часть своего водного обь-енисейско-ангарского пути, настолько важен в экономической жизни края и настолько важность эта ясна, что говорить о ней совершенно излишне. Предприятие г. Сибирякова тем более заслуживает симпатии, что, при всем сознании важности этого пути, прошло много лет, и до сих пор не сделано ни чего в смысле реального осуществления мысли утилизации его, для блага населения.

К. М-ов.

Опубликовано 10 октября 1885 года.

734

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.