Дневник веденный во время поездки Высокопреосвященнейшего Вениамина в 1882 г.

Дневник веденный во время поездки Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Вениамина архиепископа иркутского и нерчинского, по иркутскому и балаганскому округам, с 20 мая по 3-е июня 1882 г.

Архипастырь отбыл из Иркутска 20 мая, в 2 часа пополудни. Ему сопутствовал начальник миссии архимандрит Макарий, протодиакон Словцовский и несколько человек из певчих. По маршруту предстояло прежде всего обозрение церквей, из коих одни расположены по так называемому ангарскому тракту, другие несколько в сторону. Начало положено в Урике. Местные жители в довольном числе приветствовали архипастыря.

Встреченный у церкви благочинным священником И. Родионовым, а при входе в храм местным священником П. Благосклоновым, архипастырь, приложившись к животворящему кресту, в святительской мантии выслушал краткую молебную литию и затем преподал благословение всем его встретившим, каждому отдельно. Осмотр убедил архипастыря в совершенной необходимости тех исправлений, которые местным причтом были уже предложены. Ревизией церковных документов в доме священника закончилось пребывание владыки в Урике.

Отсюда, через полчаса, в сопровождении благочинного, архипастырь прибыл в ближайшее селение Лыловское. Тем же числом встреченный во храме, архипастырь преподавши благословение собравшимся, произвел затем в доме священника обыкновенную ревизию.

Теперь, уже в виду наступающего вечера, предстоял переезд на ночлег через Балей в село Быковское (25 верст от селения Лыловского). Надо было поспешать уже и потому, что дорога от Балейской станции до с. Быковского, как было известно не должна была представлять удобных условий. Особенно в такую пору. Не смотря, впрочем, на это, архипастырь не уклонился в Балее от беседы с представителями быковского общества, явившимися по делу об устройстве в этой местности (за 1,5 версты) приписного храма. Оказалось, что благочестие их указало им возможность приступить уже к построению дома Божьего, по плану, ранее одобренному. Благодарил их архипастырь и благословил на дальнейшее делание.

В Быково прибыли поздним вечером, тем не менее число прихожан ожидало владыку в местном храме, ив се получили архипастырское благословение, после краткой молебной литии. Ревизией в доме священника Ф. Корнакова кончился дневной труд архипастыря.

21-е. Пятница. Утро владыка посвятил на беседу с избранными от местного общества по предмету устройства новой церкви, за признанной ветхостью существующей. Найдено место для храма, предуказаны средства к созданию его. В 9 часов отправились по направлению к с. Александровскому.

В Николаевской церкви села Александрова владыка встретил не малое число народа и во главе его – представителей власти центрального тюремного замка, отстоящего в полуверсте от селения. После обычной молебной литии, благословивши всех и каждого, владыка отправился в дом местного священника Павла Громова. Сюда же явился и священник тюремной церкви Николай Шастин с церковными документами.

Личная беседа со священником Шастиным, при участии в нем тюремного начальства, заменила для архипастыря нарочитое посещение им тюремной церкви. Таким образом после ревизии церковной отчетности обеих церквей, архипастырь мог оставить селение Александровское.

Путь лежал к селению Олонскому (балаганского округа). Здесь архипастырь встречен был исправником И.П. Шипицыным и благочинным 1-го участка балаганского округа священником П.Громовым. Стечение народа на встречу архипастыря, не смотря на дурную погоду, было весьма многочисленное. В храме, где владыка обычным чином, встречен был местным священником Ник. Корнаковым, все удостоились архипастырского благословения. Затем, посетивши председателя приходского попечительства г. Кудрявцева и священника Н. Корнакова (последнего с целью ревизии), отправился далее.

Теперь архипастырю нужно было поспешать к ближайшей цели – крещению инородцев в миссионерском Боханском стане. Тем не менее на этом пути владыка по не долгу останавливался в трех селениях (Буретском, Идинском и Мамвруковском). Жителям этих местностей в местных храмах преподано архипастырское благословение. Равно, настоятели означенных церквей, Буретской о. И. Попов, Идинской о. А. Чирцев и мамвруковской о. П. Попов имели счастье видеть архипастыря в своих жилищах, причем происходила и обычная ревизия.

В Бохан прибыли уже вечером. Как и всегда, здесь владыку ожидали ищущие евангельского просвещения, — это целая группа бурят разных возрастов, от грудных младенцев на руках матерей, до старцев, из которых иные отлагали крещение именно с намерением принять его от руки архипастыря.

Остановился архипастырь у главного родоначальника идинских инородцев И.И.Пирожкова. Не замедлил владыка крещением желающих, чтобы не задержать их, особенно немощных, т.е. детей и старцев. При совершении крещения архипастырю сослужили: начальник миссии, благочинный о. П. Громов и миссионер священник И. Лахин. Священнодействие окончилось около полуночи. Всем крещенным преподаны были наставления о вере и жизни христианской. Окрещено 100 человек. Ночлег владыка имел в доме г. пирожкова.

22-е. Суббота. Утром, по поручению архипастыря, начальник миссии окрестил 5 человек опоздавших. Таким образом, всех крестившихся насчиталось 105 человек. Перед отъездом владыка удостоил посещения миссионера Лахина.

В этот же день назначено было крещение в Бильчирском стане, и сверх того служение всенощного бдения в новоустроенном Кирилло-Мефодьевском храме накануне его освящения.

Ускорял архипастырь, а потому на пути сюда останавливался только на самое короткое время в селении Осинском, чтобы в местном храме преподать благословение усердствующим.

В Бильчир прибыли к вечернему времени. По краткому отдыху в местной степной думе владыка отправился в храм. Перед всенощной совершено было крещение новообращенных инородцев. За всенощной на литию величание выходил сам владыка с начальником миссии архимандритом Макарем, кафедральным протоиреем Афанасием Виноградовым, протоиреем градо-иркутской Воскресенской церкви Василием Карташевым, благочинным о. П. Громовым и местным миссионером священником Сухановым. Служение началось в ночное время.

23-е. Воскресенье. В 9 часов архипастырь прибыл в новоустроенный храм и тотчас же начал чин освящения его. Сослужили архипастырю те же, что и вечером. Не только храм был переполнен, но и кругом его всюду виднелись массы молящихся инородцев, крещенных и некрещеных. На литургии, в обычное время владыка сказал слово о значении храма в деле спасения. Говорилось просто, общедоступно, напряженное внимание всех и каждого соответствовало одушевленному слову.

Кончилась литургия. Архипастырь не скоро дошел до своей квартиры за многим множеством желающих принять от него благословение. Но предстояло еще крещение опоздавших. На этот раз, по приказанию владыки, таинство совершено было начальником миссии, при участии всех сослуживших на литургии. Всего здесь в оба раза окрещено было 120 человек.

За церковным торжеством следовало торжество народное. Всем, явившимся к настоящему торжеству, предложена была под открытым небом праздничная трапеза, на средства, найденные местными инородческими властями. Надо быть художником, чтобы с точностью произвести эту картину народного радования. Это был праздник, по истине благонарочитый, и, наверное, воспоминание о нем сохранится долго-долго. Самому архипастырю и сослужившим ему предложена была праздничная трапеза у церковного старосты Данчинова. Перед отъездом владыка посетил и местного миссионера.

Из Бильчира архипастырь с начальником миссии и благочинным о. Громовым отправился в с. Евсеевское, куда и прибыл ко всенощной. Служба велась храмовая св. первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Выходил архипастырь на литию и величание с своими спутниками и помощником настоятеля свящ. А. Копыловым. Народ наполнял церковь до тесноты.

Ночлег архипастырь имел в доме свящ. Громова.

24-е. Понедельник. В обычное время владыка служил литургию, в сослужении тех же лиц. Поучение сказано было на текст: созижду церковь Мою, и врата адова не вдолеют ей.

После литургии владыка посетил свящ. Копылова и вскоре после трапезы у о. Громова оставил Евсеево.

К вечеру прибыли в Молькинский миссионерский стан, где уже ожидали архипастыря желавшие креститься. Окрещено было 52 человека. Все они напутствованы были архипастырским наставлением в правилах христианской жизни.

25-е. Вторник. Утро владыка провел в беседе с молодым миссионером свящ. А. Поповым по предметам обязанностей последнего. В тоже время начальник миссии производил ревизию церковной отчетности, и сверх того осматривал недавно произведенные ремонтные работы по стану.

Отсюда владыка направился к с. Новоудинскому. Благочинный 2 участка балаганского округа свящ. И. Волков встретил архипастыря в доме местного священника о. А. Корсунского, по приказанию архипастыря, начат благовест ко всенощному бдению. Народ встретил архипастыря необычно благоговейно, и близ храма и в самом храме коленопреклоненный. Нас поразило это благоговение к святительскому сану. Сказалась здесь глубокая религиозность так называемого темного люда. Доселе не забывается эта картина. Служба пелась храмовая – Покрову Божьей Матери. На литию и величание архипастырь выходил с начальником миссии, благочинным о. Волковым, местным свящ. А. Корсунским и соседним – шипицинским о. А. Парняковым. Не малое время пришлось владыке простоять на амвоне при раздаче благословенного хлеба и помазанья благословенным елеем. На всем пути в квартиру архипастыря народ проводил опять коленопреклоненный. Благодарение Богу за русский православный народ!

Вечер употреблен на обычную ревизию.

26-е. Среда. Божественную литургию владыка служил с теми же сослужашими. Поучение архипастырь сказал на тему: Блажени слышащие слово Божие и хранящие е. При служении и. д. псаломщика К. Мичурин посвящен в стихарь.

С радостным чувством за благочестие русского человека оставили мы с. Новоудинское, чтобы сопровождать архипастыря на дело священнослужения в ближайшем селении Шипицинском. Сто же? Те же чувства возобновились в нас и здесь: с тем же благоговением, и так же коленопреклоненно встретили архипастыря ожидавшие его ко всенощному бдению. Служба пелась храмовая св. Бесплотным силам, Архангелам и Ангелам и всему небесному воинству. На литию и полелей владыка выходил с теми же что и в с. Новоудинском.

27-е. Четверг. Ранним утром нам пришлось наблюдать, как целыми толпами конные и пешие, многие матери с младенцами на руках спешили к шипицинскому храму, чтобы видеть священнослужение архиерейское и причастить младенцев от руки архипастыря. Довольно обширная церковь шипицинская до крайней степени переполнилась еще до времени благовеста. На литургии архипастырь приобщал св. таинств многое множество детей. Простое толкование молитвы Господней, с нравственным приложением к духовным потребностям слушателей, довершило торжественность и поучительность архиерейского Богослужения. И после служения в Шипицыной виделся праздник.

В селении Усть-Удинском, куда предлежал путь архипастырю, с вечера этого дня должно было начаться празднование в честь великомученицы Параскевы (9-я пятница по Пасхе). И так владыка приехал к празднику. В этот день сюда обыкновенно стекается множество народа из самых отдаленных сел и деревень, и, как нам говорили, даже верст за триста. Все это многолюдие располагается обыкновенно под открытым небом, в ограде церковной, за оградой и вообще вблизи церкви. В настоящем случае приезд архипастыря, естественно усугубил это торжество. Владыка прибыл сюда не задолго до обычного начала всенощного Богослужения и остановился в доме настоятеля церкви, благочинного священника Иоанна Волкова. Служенем всенощной надо было помедлить, в ожидании прибытия из селя Яндинского крестного хода, за 18 верст от Усть-Уды, что совершается здесь в этот день ежегодно. По прибытии крестного хода началось служение церковное. Служба велась св. великомученице Параскеве; на литию и величание архипастырь выходил с архимандритом, благочинным о. Волковым и священниками – Алексеем Корсунским, Александром Парнаковым, Василием Титовым и помощником местного настоятеля Матвеем Литвинцевым. Не мало времени потребовалось архипастырю для того, чтобы всех наделить частью благословенного хлеба и помазать освященным елеем; явилась необходимость замедлить клиросное пение и чтение. И после службы не скоро дошел архипастырь до своей квартиры, так как каждый стремился облобызать святительскую десницу.

Вечер после всенощной посвящен был на обычную ревизию и на беседу с священниками по разным предметам пастырской практики и в частности на беседу с о. благочинным по вопросу о некоторых изменениях внутри храма (речь шла об устранении темноты храма обуславливаемой существованием посреди храма стены мешающей проходу света в северный придел).

28-е число. По распоряжению архипастыря, священник яндинской Преображенской церкви о. Василий Титов отправил заутреню, затем раннюю литургию. Повторение утреннего Богослужения вызывалось необходимостью дать возможность принять надлежащее участие в церковном торжестве и тем, которые не могли поспеть к вечернему Богослужению. За литургией о. Василием было приобщено младенцев более 150-ти человек. Затем беспрерывно служились для желающих праздничные молебны до самого начала поздней литургии, которая начата с 9 часов. Не спешно и торжественно совершал архипастырь литургию с собором священнослужителей, не мало времени потребовалось и на причащение младенцев. Слово архипастырь сказал о нравственно-религиозном значении праздников и достодолжном хранении оных. Из храма владыка шел медленно и очень медленно; нужно было содействие со стороны властей, чтобы в добром порядке каждый мог удовлетворить своему желанию еще раз принять святительское благословение.

После литургии, отдохнувши несколько в доме священника, архипастырь посетил церковного старосту Г.С. Очередина. Здесь за праздничной трапезой почти исключительно говорилось о храме и его нуждах; в заключении беседы владыка выразил убеждение, что, сделавши уже многое для храма Г.С. и в настоящем случае не останется равнодушным к доброму предприятию.

Из Усть-Уды архипастырь оправился по направлению к Балаганску, и на этом пути, до предполагаемого ночлега в Малышевском селении, останавливался не надолго только в селении Шиверском. Здесь архипастырь обычном чином встречен был в храме местным священником Димитрием Новосельцевым, преподал благословение ожидавшим и затем посетил на самое короткое время дом о. Димитрия.

В Малышевку прибыли в 10 часов ночи. Утомленный утренним Богослужением и продолжительностью путеследования, архипастырь в настоящем случае обычную ревизию церковных документов оставил до следующего дня.

29-го утро посвящено было обычной ревизии; перед отбытием же в Балаганск владыка обозрел местную церковь.

Переезд через Ангару благодаря тихой погоде, совершился благополучно, при церковном звоне, как в малышевской церкви, так и в балаганском соборе. Остановился архипастырь в квартире местного исправника И.Н. Шипицына. Сюда явились для приветствования архипастыря церковный староста (он же хозяин дома) М.И. Бобровников и испр. долж. городского головы В.Т. Белых; представился с церковными документами и местный болезненный священник А. Еремеев. Последнему архипастырь посоветовал на время оставить службу для поправления здоровья. О. Еремеев в ответ на это просил у архипастыря дозволения отправиться в Александровский завод для лечения, что и было ему дозволено.

В 6 часов вечера владыка прибыл в балаганский Спасский собор для служении всенощной. Благолепный и обширный собор полон был богомольцев. К чину воскресного Богослужения присоединены были и храмовые песнопения Всемилостивому Спасу. На литию и величание владыка выходил с начальником миссии, благочинным о. Волковым, новоудинским священником Корсунским, миссионером о. Алексеем Сухановым, прибывшим сюда для замены о. Еремеева.

30-го числа Божественную литургию архипастырь совершал с теми же сослужащими, при еще большем стечении народа. В поучении, на основании 17 ст. 4 главы от Матфея (дневное Евангелие) архипастырь объяснил, что должно разуметь под царством небесным, о котором проповедовал Спаситель и как достичь оного. После литургии архипастырь посетил естного старосту Бобровникова и затем после обеда у И.П. Шипицына, в сопровождении начальника миссии и диакона, отправился в Нельхайский стан для крещения бурят, свита же из Балаганска отпущена была в Иркутск.

В Нельхай прибыли к 5-ти часам вечера. Предварительно крещения, в доме миссионера свящ. А. Флерова владыка вел беседу с более известными представителями местной инородческой власти. Таинство крещения совершено было архипастырем соборне с начальником миссии, местным миссионером, бильчирским о. А. Сухановым и евсеевским благочинным священником П. Громовым. Всего просвещено св. крещением 38 душ обоего пола.

31-го. Утро архипастырь посвятил на ревизию церковных документов и на производство испытаний учеников местной миссионерской школы. На испытании были начальник миссии, о.о. миссионеры Суханов и Флеров, благочинный о. Громов; приглашен был архипастырем и г. балаганский исправник Шипицын. Вопросы предлагались всего более владыкой, не лишены были на это права и прочие присутствовавшие. Не преувеличено скажем, что успехи учеников в знании священной истории, молитв, русского языка и арифметики просто удивили всех. Видно было, что молодая учительница Соболева (окончившая курс в иркутском женском духовном училище) полюбила свое дело необыкновенной любовью. При всех владыка благодарил учительницу, а детей оделил конфектами и книжками религиозного содержания.

Теперь предстоял путь к Нукутскому миссионерскому стану. К месту прибыли в 3 часа дня. Пришлось немного замедлить крещением в ожидании прибытия всех, кто ожидался. Крещение предварил сильный дождь с грозой, какой не помнят даже старожилы (После оказалось, что молния ударила в землю не далеко от здания балаганской степной думы; следы этого удара рассматривали инородцы до самого наступления вечера). Таинство крещения архипастырь совершил при участии начальника миссии, бильчирского миссионера о. Алексея Суханова и местного А. Медведева. Всего просвещено св. крещением 55 человек. После крещения к обычному наставлению новокрещенных архипастырь присоединил заверение их в том, что не случайно бывает, что приезд в летнее время всегда почти сопровождается дождем, но в этом они должны видеть доказательство Божьей любви к ним и именно за то, что они хотя и в небольшом сравнительно с населением числе принимают св. крещение. Видимо полюбились слушателям эти слова архипастыря.

После крещения архипастырь слушал панихиду, которую отправил начальник миссии соборне с миссионерами на могиле недавно скончавшегося ревнителя христианства тайши балаганского ведомства Федора Федоровича Жербикова. На заупокойных молениях возносилось имя приснопамятного протоирея Иннокентия Ливанова.

1-го июня по поручению архипастыря, начальник миссии соборне с миссионерами Сухановым и Медведевым совершил таинство крещения над 50 человеками, не успевшими прибыть накануне. Сам архипастырь значительную часть утра посвятил на беседу с явившемуся к нему инородцами по разным вопросам, требовавшим архипастырского разъяснения.

Около 60 верст нужно было проследовать, чтобы к 4-м часам вечера прибыть в с. Кутуликское (где ему нужно было для некоторой цели остановиться), и затем дать возможность начальнику миссии до наступления ночи проехать уже одному еще 40-верстное расстояние до Аларского стана для крещения приготовленных к этому (Сам архипастырь предполагал прибыть в Алар уже утром). Архипастырь поспешал, и только на короткое время остановился в с. Заларинском в доме благочинного священника И. Преловского, где и произвел ревизию церковных документов.

Начальник миссии прибыл в аларский стан уже поздним вечером и немедленно приступил к таинству крещения, при участии миссионеров – местного о. Николая Затопляева; Бажеевского о. Николая Попова и голуметского священника Фортуната Румянцева. Священнодействие окончилось за полночь, окрещено было 50 человек.

2-го июня, в ожидании прибытия архипастыря, начальник миссии занимался ревизией церковной отчетности по Аларскому и Бажеевскому станам. Так прошло время до 11 часов. Сверх ожидания, владыка и к этому времени не прибыл в Алар. Чтобы не задерживать явившихся ко крещению, и вместе чтобы запоздавшему архипастырю дать возможность, согласно предположенному плану, в этот же день возвратиться в Иркутск, архимандрит Макарий при участии тех священников совершил крещение над остальными 50 человеками.

Владыка прибыл вскоре после этого и хотел поспешить отъездом, но был задержан разными лицами, имевшими до него нужду.

Уже в 3 часа дня владыка отбыл из Алари, с целью проехать 100-верстное расстояние до Тельминской фабрики. Небольшая остановка была в Ныгде. Здесь архипастырь лично осматривал предположенный к покупке для бажеевского миссионера дом. Уже ночью, в 10,5 часов, архипастырь прибыл в Тельму, ночлег имел в доме местного священника Павла Тарелкина.

3-го числа, в 6 часов утра, владыка отправился из Тельмы и к 11-ти часам прибыл благополучно в Иркутск.

Таким образом, в настоящую поездку архипастыря просвещено св. крещением 500 человек бурят.

Архимандрит Макарий.

Опубликовано 3 июля 1882 года.

11

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.