Памятники древности Сибири.
В Восточной Сибири существует два музея: один – в г. Иркутске Восточносибирского отдела Императорского Русского географического общества, а другой – в г. Минусинске открытый в 1877 году и носящий название «Минусинского публичного местного музея», основанный Н.М. Мартьяновым. Музей В.С. отдела Географического общества, как известно, в пожары бывшие в Иркутске 22 и 24 июня 1879 был уничтожен, и хотя восстанавливается, но, понятно, уже не будет иметь того, что потерял; впрочем, в последние годы музей обогатился чрезвычайно важной для науки находкой, именно окаменевшим скелетом человека, найденным при раскопке курганов, находящихся при слиянии Китоя с Ангарой и при нем много разный вещей и орудий, бесспорно относящихся к каменному веку Сибири, существование которого в последней учеными отвергалось, или, по крайней мере, до сих пор оспаривалось.
С коллекциями же Минусинского музея знакомили нас «каталог и краткое описание», составленные М. Мартьяновым и напечатанные в 1881 г. в Томске.
Но кроме древних орудий, вещей из курганов, каменных орудий, изваяний, надписей и проч. свидетельствующих о различных периодах глубокой древности, в крае остаются сохранившимися и много исторических памятников «русской сибирской старины», которые, к сожалению, находясь в небрежении, разваливаются от времени, растаскиваются и, таким образом уничтожаются. Между тем, памятники эти могли бы служить достойными указателями шествия нашего на дальний восток и культурного распространения в нем, тем более еще и потому, что никаких памятников древности местных аборигенов, ни письмен, ни даже устных сказаний, у инородцев, населявших Восточную Сибирь, положительно нет. Почему полагаем, что собрание сведений об оставшихся еще памятниках исторической сибирской старины, по сю строну реки Енисей, составленные им указателя и описаний было бы не лишним вкладом для истории Сибири. А таких памятников по Восточной Сибири, остающихся случайно и до ныне еще уцелевшими, не мало вплоть до самой Камчатки.
Иркутский губернский статистический комитет, сознавая историческую ценность подобных остатков сибирской старины, с 1868-1869 года стал собирать о них сведения по губернии, многим составлены описания, а затем в 1875 г. принял меры к сохранению их, хотя уже в том виде, в каком они найдены (От чего бы не сделать того же и другим местных статистическим комитетам и опубликовать хотя список их, что дало бы возможность составить общий хронологический список всем подобным памятникам, сохранившимся в В.С.).
Именно, к таким памятникам сибирской старины, до ныне еще сохранившимся в настоящих пределах иркутской губернии относятся: 1) в заштатном городе Илимске: четыре деревянные церкви, относящиеся постройкой у 1679, 1693, 1707 и 1783 годам; три их них запечатаны. В церквах сохранилась и древняя церковная утварь. Три деревянные сторожевые башни, сохранившиеся от бывшего Илимского острога, относящиеся постройкой к 1629-1679 годам.
Подробное описание церквей и башен помещено в «записках и трудах Ирк. Статистич. комитета» изд. 1868-9 г. Иркутск. Стр 146-158.
В с. Братском, нижнеудинского округа, братской волости, расположенного при впадении р. Оки в Ангару, две деревянные сторожевые боевые башни сохранившиеся от бывшего братского острога, относящиеся постройкой к 1631 году, но на это место перенесенные в 1654 году.
Подробное описание башен с чертежом плана их и фотографическим снимком, помещено в «памятной книжке иркутской губернии. 1881 г. Иркутск. Стр. 152-157).
3) г. Киренск. В ограде киренского Свято-Троицкого мужского монастыря, деревянная церковь (ныне запечатанная). К которому году относится постройка ее точно не известно, так как пожарами в монастыре в 1814 и 1831 годах дела и вещи уничтожены. Сохранилась архимандритская шапка, высланная из Тобольска в 1722 году.
Возможное описание этого монастыря и его древностей составлено было в 1881 году в Москве, бывшим настоятелем монастыря Лаврентием Мордовским (Экземпляр этого описания есть в киренском монастыре).
4) В Балаганском округе.
В г. Балаганске: — деревянная башня, в настоящее время под которой сделаны ворота церковной ограды. Предание говорит, что она построена в 1654 году, во время водворения в этой местности сына боярского Дмитрия Фирсова с казаками и сеть остаток от острога; но предание это едва ли справедливо, так как башня, судя по другим башням оставшимся от острогов, по устройству своему не могла служить для обороны или быть защитой при вооруженных нападениях. Исторически же верно другое показание о ней, что она построена в 1720 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Это подтверждается и тем, что в ней в настоящее время находится старинная икона Всемилостивейшего лица поставленная потомками казаков, далеко после усмирения и умиротворения восставших бурят против корыстолюбивого и жестокого правления Ив. Похабова, бегства бурят и потом возвращения их на прежние кочевья.
В с. Бельском, черемховской волости, при церкви деревянная двухэтажная башня, в основании имеющая 3 сажени в квадрате, а вышиной 8,5 сажень, с восемью вершковыми окнами (бойницами); постройкой относящаяся к концу XVII столетия, т.е. ко времени монгольских войн с Китаем и оттеснения монголов в наши теперешнее пределы, а по местным преданиям – нашествия монголов в эту местность. К этому же времени относится и распространение между бурятами буддизма (тункинцами и аларцами).
В 1863 г. башня эта реставрирована купцом Егором Козловым.
Особого описания древних башен, оставшихся в балаганском округе, — нет .
Затем остаются еще следы от бывших двух острогов на р. Лене, в нынешнем Верхоленском округе, тутурского и верхоленского.
Первый тутурский, как известно был заложен в 1631 году сотником Бекетовым невдалеке от устья р. Тутуры, впадающей в реку Лену с правой стороны. Местность, где были жилые постройки бывшего острога, довольна низменна и в настоящее время (исследование производилось в 1875 г.) вследствие принятого отклона течения р. Тутуры в левую сторону от весенних разливов и наводнений представляет вид небольшого островка, окруженного с правой стороны берегом Тутуры, а с левой приточной рытвиной и сухой протокой, прилегающей к постройкам настоящей Тутурской слободы, обрывистым берегом, в котором, на глубине сажени, видны обмытые течением р. Тутуры остатки разрушенных гробов. На этом же берегу в самой слободе, почти рядом с постройками, заметны следы оклада молитвенного дома, бывшего во время существования острога и несколько могил. На одной из таковых могил сохранилась надгробная памятная плита с надписью, на которой заметен только год «1716-й», остальной же надписи разобрать невозможно, хотя она местами и видна еще, свидетельствуя только – что она была вырезана.
На месте же другого, верхоленского, бывшего острога, ныне стоит простая сельская часовня, построенная на месте бывшей церкви в существовавшем остроге (Часовенка построенная также давно, очень ветхая, когда построена неизвестно). Верхоленский острог был заложен в 1641 году пятидесятником Мартыном Васильевым; место и теперь называется в народе «старым острогом»; оно находится на 9 версте ниже настоящего окружного города Верхоленска, по реке Лене с правой стороны по течению ее. Местность тут возвышена, необширна и представляет берег р. Лены, закрытый с правой стороны горой, склоняющейся к реке и круто обрывающейся у самой реки, значительно обмытый течением Лены, имеющим напором в правую сторону; здесь также, как и на месте тутурского острога, еще в недавнее время были видны размытые гробы. С южной стороны бывшего острога залегает курья (узкий продолговатый залив Лены) соединяющийся вершиной с небольшим озером, называемым Куницинским. Из числа же памятников от существовавшего острога сохранилась башня, которая перевезена в настоящий город Верхоленск и приделана к колокольне воскресной церкви города.
От Удинского же острога или «покровского городка» заложенного в 1648 г. (ныне окр. гор. Нижнеудинск) и иркутского заложенного, как зимовье в 1652 г. и перестроенного в острог в 1661 году (ныне губ. гор. Иркутск) ни каких памятников от первоначального основания их не сохранилось.
Опубликовано 23 июня 1882 года.