С Лены. Июль 1881 года.
Много приходилось нам путешествовать на своем веку, много приходилось видеть порядков железнодорожных, пароходных почтовых, обывательских, но хуже порядков, какие водятся на пароходе «Ж…й», я не видал. В расписании рейсов говорится, что по мелководью пароход до Жигаловской доходить не будет, а плату все-таки берут до Жигаловой. Неужели нельзя рассчитать поверстово, и высаживая, например, пассажиров на Суровскую станцию, брать плату только до этой станции. За сим, везде существует правило, что пассажир может везти с собой провизию и один пуд багажа. Мы же были свидетелями того, что на весы клали хлеб, подушки, шубы, пальто. Мы сами заплатили за 2 пуда (даже 1 п. 22 ф.), за подушку, шубу, пальто и т.д. В Суровской станции сели на пароход г. чиновник особых поручений К. с другим чиновником и тоже удивились бесцеремонности, с каковой клали на весы, чуть не фуражки; новые пассажиры велели своему слуге поскорей нести багаж в каюту, — и только этой смелостью избавились от расхода рублей в 20.
Буфет самый плохой, а цены ни с чем несообразны. В самом деле: обед из 2 блюд 2 р., тогда как эти блюда в прейскуранте помечены гораздо дешевле; так, порция пельменей стоит 60 к., а порция бифштекса 75 к. Чайный прибор стоит 20 к. безразлично, пьете ли вы сами чай или в компании нескольких человек. С пассажирами третьего класса обращение возмутительное. Одного пассажира напоили пьяным и он упал в реку. Пароход не остановился. Пассажира вытянули, а капитан с помощником начали беднягу грубо вязать веревками и засадили в трюм. По поводу подобных случаев один пассажир рассказывал, что он тоже раз упал с парохода; пароход не остановился и он должен был в лодке догнать пароход, — через час упала в воду капитанская собака, пароход немедленно остановили и начали спасать собаку, — этот случай был на пароходе, кажется, «Тихон». Пароход «Ж…й», то и дело садился на мель, несмотря на то, что может свободно идти при 4 четвертях, это происходило от того, что ни капитан, ни лоцманы совсем не знаю фарватера Лены. Не мешало бы проверить права наших капитанов на командование пароходами; ведь это дело совсем не такое, чтобы поручить его можно было первому встречному. В заключение скажу, что на всех пассажиров произвело сильное впечатление положение некоторых бедняков, которым из Суровской станции пришлось идти пешком дальше. На пароходе многие умоляли хозяина возвратить им хоть не много денег, но он ссылался на какое-то примечание к расписанию. Пароход не поспел к рейсу (18 июня) в Жигалово исключительно по вине самого владельца, который по своим делам ездил в Олекминск, стоял два дня на Маче, два в Витиме. Сколько-то пассажиров были обмануты в Жигаловой? Вообще порядки на пароходе чисто сибирские…
Пассажир.
Опубликовано 19 июля 1881 года.