Иркутская губерния. Историко-хронологические сведения.
Территория, занимаемая иркутской губернией, при первом появлении на ней русских, в начале XVII столетия, была заселена бурятами, тунгусами и якутами. Первое появление русских в настоящих пределах губернии, относится к 1627 году, в который, из г. Енисейска, Максим Перфильев, поднявшись вверх по р. Верхней Тунгуске (Ангаре) до устья р. Илима, ходил для объясачения кочевавших тут народов, но в 1628 году возвратился назад. В этом же году сотник Петр Бекетов был отправлен в поход ( с 30-б казаками) против бурят живших на Ангаре, который прошел уже дальше – до устья р. Оки, и также возвратился назад в г. Енисейск весной 1630 г. Между тем, по приказу из Тобольска, весной 1629 г. двинулся по этому же пути на 20 судах сам енисейский воевода Яков Хрипунов, который дойдя до Илима, отсюда послал 30 казаков пройти на р.Лену – для поисков серебра у живших там бурят и тунгусов, а сам, оставив суда, сухим путем пошел вверх по Ангаре и дошел до устьев р. Оки; встреченный тут большим скопищем бурят, Хрипунов, хотя из кровавой схватки с бурятами и вышел победителем, но почему-то внезапно повернул назад к устью Илима, где вскоре и умер, не сделав ни чего для укрепления этой местности за русскими. Зародившаяся же мысль отыскать, во чтобы то ни стало, серебро у бурят или монголов преследовала русских, почему и во всех своих дальнейших поисках к востоку от Енисея они, собирая ясак, вместе с тем все разыскивали мнимые серебряные рудники. Впоследствии эта же цель увлекла русских за Байкал и на Амур.
После неудавшихся первых попыток привлечь бурят в подданство и к платежу ясака, русские, видя перед собой довольно воинственное племя сравнительно с другими, решились действовать на бурят ласками, стараясь постепенно водворить между ними свое владычество, а чтобы встать твердой ногой посреди их кочевьев, решено было построить у устья р. Оки острог. С этой целью в 1631 году вторично пошел Максим Перфильев уже с большим числом людей и лучше вооруженных (80 казаков и 2 пушечки), но до указанного ему места, для постройки острога, не дошел, а вышел на берег ниже по течению Ангары – против Падунского порога – и тут заложил острог, назвав его «Братским» (в 1654 г. острог был перенесен к устью Оки, где теперь стоит село Братское). Утверждаясь на берегах Ангары, русские, в тоже время, старались проникнуть и основаться дальше, прямо на востоке. Именно: после возвращения с р. Лены Василия Бугра, — посылавшегося из Енисейска в 1628 году вверх по р. Илиму и проникшего, с речки Игирмы, через горы, на речку Талмышан (Мука (Казаки Бугра назвали ее Мукой, в память тех трудностей которые они перенесли при проплаве по ней. Название это речка и носит в настоящее время, также и селение (пристань) существующее ныне на ней – Мукское)), спустившегося по ней в р. Купу, из нее в Куту, а последней выплывшего на Лену и спускавшегося вниз по ней, — в 1630 году послан был с 30 казаками атаман Иван Галкин с приказом, кроме сбора ясака, построить на р. Лене острог и собрать возможно подробные сведения об этой реке и народах обитавших на ней. Галкин, поднявшись по Илиму до устья Игирмы, не пошел путем Бугора, а поднялся дальше по Илиму на два дня пути, и отсюда, по собранным сведениям у тунгусов, послал десятника Илью Ермолина с 10-ю казаками перебраться в р. Купу прямо через хребет и, затем, идти далее; а сам, в том самом месте, где надо было переволакиваться с Илима на Купу, остался строить для ясачного сбора зимовье, названное «Ленским волоком», вскоре затем укрепленное и переименованное в «Илимский острог». Весной 1631 г. Галкин отправился сам на Оену и при впадении Куты в Лену, заложил другое зимовье, потом возведенное в острог – «Усть-Кутский».
Таким образом 1631 год, есть год основания твердой базы (Братско-Илимско-Усть-Кутской), шествия русских в пределах настоящей иркутской губернии и далее на восток. Отсюда пошло распространение владычества русских одновременно вверх по Ангаре, вверх и вниз по Лене. Так, в 1631 же году был заложен сотником Бекетовым «Тутурский» острог при впадении р. Тутуры в Лену (В 1632 г. Бекетов, спустившись вниз по Лене в земли якутов, основал Якутский острог, после заложения которого и все внимание русских, в течении последующих восьми лет, было обращено на якутский край, богатство которого сделали этот край столь привлекательным, что из-за вопроса, кому ведать якутами, возникла кровавая распря между енисейскими и мангазейскими выходцами – казаками); в 1639 г. промышленником из г. Сольвычегорска Ерофеем Хабаровым, близ Усть-Кутского острога, открыта соляная варница, и, в тоже время, им же положено начало хлебопашества в иркутской губернии, расчисткой и распашкой небольших участков земли в окрестностях острога и ниже по Лене (Ныне окружной город Киренск) против устья р. Киренги – где был основан «погост Никольский». В 1641 году, казацким пятидесятником Мартыном Васильевым, заложен, в четырех верстах от устья р. Куленги, «Верхоленский острог». В 1643 г. русские, под начальством пятидесятника Курбата Иванова, появляются на западном берегу оз. Байкал и на острове Ольхон. В 1644 г. буряты осаждают Верхоленский острог три раза, но безуспешно, хотя и держат защитников безвыходно запершимися в остроге. В 1645 г. управитель острога Курбат Иванов получает подкрепление из Якутска, пришедшее с боярским сыном Алексеем Бедаревым в числе 130 ч., который, вместе с верхоленским гарнизоном, мстит бурятам и опустошает их улусы; в 1646 году Бедарев спускаясь к югу переходит даже и р. Ангару. В 1648 верхоленские буряты восстают поголовно, разоряют русские поселения под острогом и упорно осаждают острог, угрожая всему пути русских вообще по Лене; но вовремя дошедшие об этом вести до Илимска, побудили зимовавшего там нового якутского воеводу Франсбекова не медля послать Верхоленскому острогу в помощь 200 вооруженных промышленников под главенством московского дворянина Василия Нефедьева, которые не только спасли острог, но удачно ходили на поиски дальше, за Ангару, на р. Унгу. Буряты сознают невозможность отстоять свою независимость, хотя еще долго сопротивляются и в 1655 г. даже собираются бежать за Байкал, но решаются остаться и подчиниться русским.
В это же время, по Ангаре, из Енисейска шли отряды за отрядами за Байкал. Именно в 1644 атаман Василий Колесников, дошедший до самого северного пункта озера Байкал и в 1647 г. заложивший Верхне-ангарский острог. В этом же году, пришедший на смену Колесникова, боярский сын Иван Похабов, собрав ясак с бурят кочевавших по Иркуту, перебрался по льду Байкала на южный берег его и, при помощи и дружбе монгольского князя Турукая, даже мог проникнуть в Ургу столицу правителя Монголии Сецэн-Хана. Эта смелая поездка Похабова, вызвала первое посольство от Сецэн-хана, отправленное им в Москву в 1648 г., послужившее началом дипломатических сношений между Россией и Китаем. В 1648 же году на берегах Байкала явились: боярский сын Галкин с отрядом, в 1650 г. вторично Василий Колесников, в 1652 г. Петр Бекетов; но все они уже стремились за Байкал.
В то время как русское владычество распространилось от Верхоленского острога к югу, а по Ангаре к югу и дальше на восток, с запада распространилось влияние Красноярского острога, построенного на Енисее, при впадении в него р. Качи, в 1628 г. уже соперничествовавшего с Енисейском. Так в 1640 г. красноярцы заложили на р. Кане Канский острог, посольство из которого к бурятам, кочевавшим по р. Уде, после многих неудачных попыток красноярских воевод склонить в подданство их, наконец в 1647 году увенчалось успехом и бурятский князец Иланка, сначала послал своих родовичей, а вслед за ними и сам прибыл в Красноярск присягнуть, прося, вместе с тем, построить в их земле острог. В 1648 г. на р. Уде, был выстроен острог, названный «Покровским городом», а потом в 1649 г. переименован в «Удинский острог» (ныне окружной город Нижнеудинск, Иркутской губернии). В этом же году, при нападении на бурят монголов, буряты решились свергнуть с себя владычество русских и перебив удинских острожных казаков, собрались большим скопищем на берегах реки Ии (приток Оки), для отпора русских. Только в 1652 г. русским удалось окончательно водворить тут свое владычество, рассеяв бурятские скопища после многих удачных стычек.
По Ангаре, буряты, видя невозможность бороться с русскими открытой силой, удалились с р. Оки вверх по Ангаре и таким образом ушли от владычества Братского острога; вследствие этого в 1651 году русские должны были выйти за ними с большими силами. Максим Перфильев, строитель острога, известный уже бурятам и влиявший на них, начальствовавший наступающим русским войском успокоил и возвратил многих бурят в прежние кочевья без употребления оружия, а через три года после этого в 1654 году, для окончательного укрепления в этой местности за русскими, по приказу из Енисейска, сыном боярским Дмитрием Фирсовым, выше впадения в Ангару речки Унги, построен острог наименованный «Балаганским» (Ныне окружной город Балаганск, Иркутской губернии. Балаганским – острог назван, по мнению одних летописцев, по имени бурятского рода кочевавшего тут (бологотов), других – что название это произошло от балаганов (шалашей) в которых жили казаки до постройки острога. Отдается же предпочтение первому мнению), вошедший в связь с зимовьем заложенным еще в 1652 году в верховьях Ангары, на острове, против устья р. Иркута Иваном Похабовым по возвращении своем из Монголии, сменившим Фирсова в управлении Балаганским острогом. Но жестокое и крайне корыстолюбивое управление Похабова довело этот край до обезлюдения.
В 1658 г. буряты восстали поголовно, убили собиравших по улусам ясак русских и бежали в монгольские владения; в 1659 г. побег сделался всеобщим, так что, сменившему Похабова, Тургеневу – хотя и разобравшему жалобы, удовлетворявшему обиженных и отправившему самого Похабова под караулом в Енисейск (Похабов, на пути в Енисейск, из под караула бежал и пробрался в Илимск и, потом, вскоре успел войти в милость и приобрести доверие воевод, даже и енисейского П.П. Ржевского) – не с кого было собирать ясак; казаки отыскивающие беглецов, находили только одни пустые юрты.
Наконец, в 1661 году на правом берегу Ангары, против устья р. Иркута, по приказу из Енисейска, был построен острог, названный по имени реки – долина которой подлежала надзору острога – Иркутским, положившим основание настоящему губернскому городу Иркутску.
С 1661 года, вся территория на восток от р. Енисея до берегов Байкала, а следовательно нынешней Иркутской губернии, могла считаться занятой русскими. Ряд твердых опорных пунктов: острог Братский, Балаганский и Иркутский на Ангаре, Удинский – впереди ее, Усть-Кутский, Тутурский и Верхоленский – на Лене, город Илимск на соединении Ангары и Лены и, кроме того, в нескольких местах зимовья, как то: Витимское, Чечуйское, Никольский погост и Илгинское на Лене, дали возможность русскому населению с каждым годом все более и более проникать во вновь занятый край, которое, сначала впрочем, селилось преимущественно под стенами острогов. Не занятой и независимой от русских оставалась только полоса земли, по среднему течению и верховьям р. Иркута, между Тункинским и Саянским хребтами (настоящий Тункинский край), которая в то время оставалась еще под властью Саин-Ноиновского хана; но в начале XVIII столетия (1709 г.) неопределенность нерчинского трактата (1689 г.) относительно границ Китая с Россией, дала возможность русским, не смотря на протесты хана и жалобы его Богдонхану, проникнуть и туда и заложить при устье речки Тунки острог названный «Тункинским», а кругом его основать селение. Отсюда русские, постепенно распространяясь вверх по Иркуту, заняли весь край и отодвинули китайскую границу еще далее к югу, т.е. вплоть до Саянского хребта (В 1717 г. Сибирский Губернатор князь Гагарин велел перевести острог из долины на косогор; селение же тункинское осталось на прежнем месте, на котором существует и теперь).
По основании Иркутского острога, первым управителем его был некто Самойлов посланный из Енисейска, в подчинении которого и находился до 1682 года, когда наименован городом и стал ведаться воеводами. Первым воеводой был стольник Иван Власов.
В 1707 г. в Иркутске учреждена третьеклассная Епархия (викарная, тобольского митрополитства) и первым епископом ее был Барлаам Косовский).
С 1721 г. Иркутск, при делении Сибирской губернии на провинции, становится провинциальным городом и приобретает пространство над прочими городами и острогами, почему с 1731 года Иркутская обширная провинция и управляется уже особыми Вице-Губернаторами. Первым Вице-Губернатором был Жолобов (в 1736 г. казненный в С-Петербурге).
В 1764 г. именным Императрицы Екатерины II указом 19 ноября, по великой обширности Сибирского царства, повелено было учинить в Сибири вторую губернию – Иркутскую, которая и составляла всю настоящую Восточную Сибирь, имея на запад границей р. Енисей, а восточною и северную – Восточный и Ледовитый океаны. Первым губернатором новой губернии был Генерал-Майор Фрауэндорф. А затем, в 1783 г. в 27 день декабря, кроме губернаторства, открыто в Иркутске Наместничество и на должность эту был назначен Генерал-Поручик Иван Барфоломеевич Якоби.
В таких обширных размерах по пространству Иркутская губерния оставалась до 1805 года, в котором, по отдаленности, было учреждено особое Якутское областное правление, оставшееся однако в ведении иркутского правительства. В 1822 г. из ее территории выделены и образованы отдельные: Енисейская губерния и Охотская (приморская) область, а в 1851 г. Забайкальская область; но все они оставались в главном ведении Иркутского Генерал-Губернатора, именовавшегося уже Генерал-Губернатором Восточной Сибири.
Таким образом, в настоящих пределах своих Иркутская губерния является только с 1851 г. с двумя уездами – Иркутским и Киренским. Но по обширности и большой населенности иркутского уезда, в 1856 г. западная половина его была отделена в особый Балаганский округ с окружным городом Балаганском, а в 1857 г. из северной части Иркутского округа и южной (верховьев Лены) Киренского – образован Верхоленский округ с переименованием села Верхоленского (центрального в этом крае) в окружной город. Наконец в 1859 г. вся западная половина, большая по пространству – но меньшая по числу населения, Балаганского округа также отделена в особый округ Нижнеудинский с окружным городом Нижнеудинском переименованным из Удинского острога.
Такое административное деление Иркутской губернии на пять округов остается и по настоящее время.
Опубликовано в 1881 году.