Илим, мая 1884 года.
В Илиме около двухсот жилых домов принадлежит ясачным тунгусам. Этот народ большей частью исправный, трезвый и трудолюбивый, но почему то здесь не могут устроить ни церкви и ни училища; хотя времена ми и появляется в здешнем народе прорыв к благим начинаниям, но выходит: один тянет, а другой не везет. Недавно была собрана, по инициативе здешнего старосты, общественная сходка; цель этой сходки решить вопрос, что вперед выстроить церковь или училище.
Одни советовали построить вперед церковь, другие выясняли необходимость иметь училище, мотивируя тем, что здесь много ребят, которых «подоспевает время учить». Поговорили, — потолковали на этой сходке, но решить, однако, ни того, ни другого не могли и оставили по прежнему, т.е. учить ребят предоставили поселенцам. Нельзя, однако, обойти молчанием одного переселенного казака Цапельникова, который хоть и учит по старой методе, но учить, можно сказать, порядочно; кроме закона Божьего, чистописания и арифметики, учит также и географии и рисованию; последнее тем более обращает на себя особенное внимание, что некоторые мальчики довольно удачно копируют акварелью порядочные картины; но, к сожалению, Цапельников учит большей частью детей богатых родителей, с которых за уроки получает приблизительно до 10 р. в месяц с каждого мальчика. Между тем как остальные поселенцы берут только по 3 руб. с мальчика.
Кабаков здесь не существует, по случаю близости приисков, но водку найти всегда можно, потому что контрабандистов водочных здесь, как говорится, «тьма тьмуща!»
Суд здесь в Илиме ведется по закону «Линча»: недавно один здешний житель К…в собственноручно «отпорол» своего работника за то, что тот позабыл «напоить телят», да как еще отпорол! Что бедный работник не мог целую неделю «присесть на лавку». Пробовал было работник жаловаться, но здешняя администрация отнеслась к его петиции с крайним индефферентизмом.
Н.Я.Б.
Опубликовано 27 мая 1884 года.