Верхоленский округ (апрель 1888 года).
Каждую весну по берегам Лены среди разбросанных бревен суетятся артели, занятые судостроением; все это кабальный люд, безысходной нуждой вынужденный подряжаться на эту крайне скудно-оплачиваемую работу. В большинстве случаев деньги взяты еще с осени и уже давно истрачены. Постройка судов, бывшая иногда довольно выгодным промыслом приленских жителей, с каждым годом оплачивается все хуже и хуже. Не трудно в этом факте увидеть одно из последствий отмеченного уже сибирской прессой постоянного ухудшения экономического благосостояния ленского населения, а следовательно, и постоянного увеличения предложения рабочих рук, несоответствующих спросы на них. В настоящем году за постройку барки платится 290-300 р.; если же подрядившиеся крестьяне забирали деньги вперед еще с осени, то цена этой работы не превышает 230-240 руб. Вся убыточность этого крестьянского промысла обнаружится во всей ее рельефности, если мы приведем те расходы, отнимающей у нее все зимние и весенние месяца. Для рубки и очистки бревен для барки требуется месячная работа для двенадцати человек, т.е. 360 рабочих дней. Если предположить, что каждым членом артели тратится на свое продовольствие по 40 коп. в сутки (а эта цифра, по здешним ценам на предметы первых жизненных потребностей, — минимальная), то харч всей артели во время рубки леса обходится в 114 руб. Перевозка заготовленного леса на место постройки требует по меньшей мере 180 возов, если допустить, что прокорм лошадей и возчиков может быть оценен лишь по 75 коп. с каждого воза, то расход этот будет составлять 135 руб. Кроме того артель платит 35 руб. пильщикам за распиловку 350 тесин, необходимых для постройки барки, да еще должна истратить 5 руб. на приобретение 2,5 пудов пакли для оконопачения ее. Таким образом, предварительный, если так можно выразиться, расход строительной артели, по меньшей мере в 316 руб., превышает самую высшую плату, получаемую от сооружения барки; сам же акт постройки вовсе не оплачивается. Промыслом этим занимается во всем Верхоленском округе не менее 300 артелей. Предположив состав каждой из них в 12-ть человек, мы уже можем составить ясное т точное понятие о промысловом заработке по меньшей мере 3,600 человек земледельческого населения округа, так как ссыльный элемент судостроением почти вовсе не занимается, предпочитая наем на сплав судов и отход на приисковые работы. В таком же положении, как судостроение, находятся и все другие крестьянские промыслы, здешнего округа, на которые население гонится за недостаточностью своего домашнего хозяйства, так как земледелие, ведущееся здесь, как и вообще во всей Восточной Сибири, самым первобытным, хищническим способом, при весьма частых недородах, не удовлетворяет нуждам земледельцев, ослабевших экономически настолько сильно, что им уже трудно и думать об улучшении системы земледелия. Гужевой промысел, который по числу промышляющих им крестьян может занять второе место, находится тоже в плохом состоянии, вследствие чрезмерной конкуренции извозчиков, окупая лишь содержание лошадей, занятых перевозкой людей. «Крестьяне и инородцы», по словам отчета о Верхоленском округе за 1887 год, «занимаются гужевым промыслом, чтобы оправдать этим содержание лошадей».
Опубликовано 17 апреля 1888 года.