Киренск, 10 августа 1886.
22 июля в с.Чечуйском состоялся петропавловский волостной сход, на котором присутствовал его сият. граф Игнатьев. Заручившись согласием крестьян витимской волости граф Игнатьев предложил сходу заменить летнюю почтовую гоньбу на лошадях пароходами. Об этих пароходах давно уже у нас поговаривают, но крестьяне побаивались их, — боялись что приобретение пароходов окажется не по их силам, а потом жалование капитану да может быть матросам понадобится, а откуда взять на все это? Ну, и решили, что у них пароходов быть не должно, а что если Сибиряков или другой кто отобьет у них почтовую гоньбу, то пусть берет и обывательскую и гоняет круглых год (они допускают, что всякий подрядчик может отказаться от зимней гоньбы, как менее выгодной, если принять во внимание расчистку дорог). Теперь согласились, что приобретение пароходов возможно, благодаря и деятельному участию графа Игнатьева и, пожалуй, будет выгодно. Макаровская волость в которой был сход 30 июля, тоже согласилась. Решено на три волости приобрести 4 парохода. На этих же сходах окончательно решен вопрос о деление волостей. Макаровская по Лене разделится на две волости, а по Киренге составится одна волость. При этом волостной персонал значительно сократится, — нынешний голова с двумя кандидатами и писарь с 4,000 р. жалования и 4-мя помощниками заменится старшиной, может быть, с одним кандидатом, заседателем и писарем с значительно уменьшенным жалованием. Кроме того, вы сельских управлениях, вместо старшины с 2-мя кандидатами и писарем (от 800 до 1,000 р. жалованья) будет один сельский староста без писаря и канцелярии.
В г. Киренск е. с. гр. Игнатьев прибыл в час ночи на 30 июля. В 5 часов он уже был на ногах и отправился снова осмотреть некоторые казенные учреждения. Осмотрел и нашу доблестную пожарную команду, причем одна (из двух) пожарная машина положительно отказалась действовать, или иначе, показала как может действовать на пожаре. В 9 час. Его сиятельство простился с нашим Киренском.
С Ильина дня до 8 августа погода у нас стояла ведренная. Предшествовавшие дожди поправили хлеба, а ведро много помогало их созреванию. 25 и 26 июля были утренники, которые на боевых местах совершенно убили огурцы, остальные же овощи не пострадали от них; хлеба тоже устояли. В верховье Нижней Тунгуски хлеба позябли. Говорят, что бывший у нас не значительный утренник 2-го августа, ниже по Лене сильно прихватил хлеба. Благодаря сухой погоде, много хлеба у нас уже созрело; жатва началась в последних числах июля. С 8-го августа пошел дождь, который много помешал как уборке хлеба, так и его дозреванию. Виды на урожай пока еще имеются у крестьян. Нынешний год, так же как и прошлый очень хорош оказался для трав. Сена теперь у всех вдоволь. В продажу совсем мало идет, потому что дают не более 10 коп. пуд. Выигрывают только те, которые заранее заручились подрядом: они получают около 40 коп. за пуд с доставкой в Витим. Это немного дороже 10 коп. С уборкой сена уже не покончили и если продержится наступившая дождливая погода еще несколько дней, то, дай Бог, чтобы убрались к сентябрю. Рабочий день платится: мужчине 75 к., женщине 50 к. За снятие десятины травы с уборкой на месте платят – 6 р. 50 к. и 7 р., без уборки – 3 р. 50 к. и 4 р. Десятину хлеба снимают от 14 до 18 р. на своем содержании, а на хозяйском от 14 р.
В окрестностях Киренска в нынешнем году бродит много медведей, с которыми крестьяне как-то плохо воюют. В продолжении лета медведи убили, в ближайших деревнях, около 10 штук скота, между тем до сих пор не убито ни одного медведя. Дерзость последних доходит до того, что они среди бела дня расхаживают в виду деревни, а один решился даже ночевать у церкви, в с. Никольском! В избы заходить пока не решаются, но, пожалуй, дождемся и этого…
Опубликовано 21 сентября 1886 года.