О поездке Высокопреосвященнейшего Вениамина архиепископа иркутского на Лену в мае и июне 1884 года.
Открытие в иркутской епархии второго викарианства и назначение второго епископа дало, наконец, возможность и нам, приленским жителям, увидеть своего архипастыря, уже много леи собиравшегося посетить наш край и каждый раз отменявшего путешествие к нам за неимением свободного времени. Путь же по нашей Лене, да еще в летнее время вверх по реке, когда приходится тянуться бичевой, в которую не всегда возможно лошадей подпрячь, а ямщики тянут собой, — чрезвычайно затруднителен. Однако преосвященный, уже бывший на Лене однажды и испытавший все неудобства и трудности путешествия по ней, составил маршрут, по которому в каждой приходской церкви назначалась служение и литургия.
Признаться, мы сильно сомневались, чтобы преосвященному удалось выполнить на Лене свой маршрут, особенно когда однажды подул сильный противный ветер, который иногда здесь так усиливается, что останавливает всякое сообщение по реке, но благодарение Господу, споспешествующему, маршрут не был нарушен, по крайней мере у нас на Лене. Только в И Ичерском селе не было всенощной, по случаю противного ветра в Ичеру приплыли уже позднее, и всенощная была отслужена в пути на лодке владыки. Выполнению маршрута много помогли и то, что в обратный путь от Витима до Криволучкого селения, самый трудный и медленный путь, преосвященный со свитой шли на пароходе, обязательно предложенным ему пароходством (Гг. Сибирякова и К°).
Свиток преосвященного составляли: член консистории ключарь о. А. Назанский, продиакон, человек 5 певчих, 2 инодиакона и жезлодержец.
В каждом из сел, к которым направляли лодку преосвященного и свиты его, народ толпами спешил к месту пристани, или к храму. И владыка, раздавая благословение, шел в храм, где, смотря, по времени, или слушал краткую литию, или начиналось всенощное бдение, на котором владыка всегда выходил на литию и, преломляя, раздавал предстоящим благословенные хлеба, а на величании помазывал всех св. елеем. После службы, по выходе из алтаря, владыка подходил к народу, подзывал детей к себе и спрашивал их, знают ли они молитвы; «знающих» ставил перед иконой, заставлял с крестным знамением полагать поклоны и читать ту или другую молитву. Незнающих учил кратким молитвам. «господи помилуй, Пресвятая Богородица, спаси нас, Святителю отче Иннокентие моли Бога о нас и др.» Потом, подводя детей к иконостасу и указывая на ту или икону, спрашивал: какого святого эта икона? Или где икона Спасителя? Божьей Матери? Кто был Иисус Христос? Божья Матерь? Как звали Божью Матерь? и пр. При затруднениях на последний вопрос заставлял читать молитву «Богородице Дево радуйся» и останавливая на словах «благодатная Мария», объяснял, что это и есть имя Божьей Матери, при затруднениях детей вообще на вопросы сам же владыка отвечал, а потом объяснял детям свои ответы, и так после каждой службы и в каждом храме. Потом владыка обращался к взрослым и расспрашивал их об их духовных нуждах: далеко ли живут они храма, часто ли бывают у богослужений, что препятствует им бывать чаще в храме, и особенно исполнять ежегодно долг исповеди и св. причастия? И тут же давал советы, как избежать тех или других затруднений. Затем, осматривая храм, делал те или другие замечания: в одном храме советовал, например, поправить потемневший ветхий иконостас, или заменить его другим, в другом предлагал исправить и побелить почерневшую и покривившуюся колокольню, в третьем – обшить храм тесом, для приличия и прочности самого храма и проч. Осмотревши храм благословивши народ, владыка шел в квартиру священника. Здесь после стакана чая, он занимался ревизией церковных документов при помощи сопутствовавшего ему члена консистории, которому поручал преимущественно приходорасходные и обыскную книги: сам же начинал обыкновенно с богослужебного журнала, при чем первое его внимание было обращаемо на проповеди и на воскресные обучения детей молитвам, согласно наставлению Его Высокопреосвященства, напечатанному в № 1 «иркутских Епархиальных Ведомостях» за настоящий год. При этом указывая священнику на пример обучения, им самим показанный в храме, настаивал, чтобы священники все без исключения и непременно занимались обучением детей, молитвам, делая это так, чтобы при этом были и взрослые, которые, смотря на обучение детей их, и сами вынесут из этого не малую пользу. Потом смотрел исповедные росписи при чем почти везде оказывалось недостаточное, относительно, число говевших, о чем немало скорбел владыка. Просмотревши прочие документы, что длилось иногда часов до 11-ти 12-ти, владыка ночевал в доме священника. На утро в 5 часов владыка был снова на ногах: после обычного правила молитвенного он обдумывал проповедь; иногда до начала литургии призывал местного священника или благочинного и давал им приказания и советы, а в 9 часов начинался благовест к литургии, за которой каждый раз владыка говорил проповедь, темой был текст и здневного Евангелия или Апостола, но проповедь всегда очень искусно была принаровдена к нравственному состоянию прихода и пониманию слушателей. Тут владыка обличал местные пороки и нравственные недостатки прихожан, о которых (пороках) узнавал при ревизии документов и из расспросов местного священника и других лиц, знающих быт местных жителей, предлагал те или другие способы и средства к нравственному исправлению, и особенно настоятельно в каждой проповеди обязывал слушателей ходить самим и посылать детей на воскресные обучения молитвам. Интересовался владыка и школами и вообще грамотностью. Посещая школы, он не столько экзаменовал, сколько поучал в них детей.
На пути, если это бывало днем, владыка заходил и в приписные храмы, где служил молебен святому храму, на котором (молебне) говорил непременно проповедь, а после молебна занимался с детьми, экзаменуя и обучая их молитвам. На пути из храма, благословляя народ, владыка вел с ним беседу. Вообще пользовался каждым удобным случаем, чтобы побеседовать с народом. Так он почти на каждой станции, через которые проходили днем, выходил из лодки на берег и, подзывая к себе народ, по долгу беседовал с ним. Чем-то апостольским веяло от этой группы, в которой маститый владыка, одетый по дорожному, окруженный босыми мужиками и бабами и полунагими детьми, беседовал с ними о царствии Божьем.
Мы далеки от мысли описать все путешествие Его Высокопреосвященства по приленскому тракту, нам хотелось только о том, чему мы были свидетелями, сопутствуя преосвященному на несколько сот верст, сказат несколько слов, что мы и исполнили, как сумели.
Священник села Подкаменского Прокопий Кокоулин.
Опубликовано 20 октября 1884 года.