Описание пещеры, находящейся в окрестностях города Киренска иркутской губернии.

Описываемая пещера находится на довольно порядочной высоте в горах, возвышающихся по левому берегу Лены, против города Киренска. Поднявшись по тропинке, ведущей в гору (тропинку эту легко найти: она начинается сейчас за будкой перевозчиков) и повернув немного на лево, вы косогором дойдете до того места, где находится помянутая пещера. Вход в нее имеет вид четырех угольника, правая сторона которого плотно примыкает к горе, а левая значительно выдается остроконечной каменной плитой. На вершине, примыкающей к общей массе гор, нагромождено в разных направлениях множество различных пород деревьев, низвергнутых, как показывает место, рукой всесокрушающего времени. Таким образом, чтобы добраться до входа в пещеру, нужно еще взлезть на эту груду деревьев, при этом с большой осторожностью, потому что деревья прикрывают собой очень глубокую пропасть, попав в которую вы рискуете погибнуть.

Горы в этих местах чрезвычайно обрывисты. Вообще путь в пещеру сопряжен с опасностью и незнакомому с местностью нужно взять с собой проводника; проводников, к слову сказать, в Киренске в настоящее время очень трудно найти: два или три человека из тамошних старожилов разве еще знают, как попасть в пещеру.

Внешний вид пещеры таков: на верхней выдающейся части потолка пещеры громоздятся исполинских размеров ели, сосны и проч. Эти деревья корнями своими поддерживают устойчивость потолка пещеры, который иначе мог бы от давления находящейся на нем массы громадных камней с течением времени обрушить ся. Один из таких камней уже обвалился и загородил собой часть входа. Местность, где находится пещера, очень красива, привлекательна. В особенности в летнее время с Лены открывается прелестный чудный пейзаж, невольно поражающий зрителя.

Мне известно, что один из сибирских художников, некто Вронский (пейзажист), в бытность свою на Лене, между прочим в и в Киренске, увлекся красотой и типичностью местности и нарисовал с натуры вид ее, фотографические снимки с которого можно, кажется, и в настоящее время приобрести в фотографии у г. Милевского в Иркутске.

Несколько лет тому назад, инженеры приезжавшие в Киренск по поручению министерства путей сообщения с целью исследования местности по речке Телятихе, впадающей в Лену, грунт берегов которой состоит из «зыбуна» год от года постепенно понижается и можно основываясь на этом, предположить, что не в далеком будущем речка Телятиха затопит соседние окрестности и зальет водой прибрежные пространства. Крестьяне деревни Мельничной уже давно за это опасаются.

Кроме того, тем же инженерам крестьяне сообщали, что к устью реки Телятихи выходит расщелина в горах, пересекающая горы в направлении приблизительно от востока к западу и составляющая, как многие предполагают, продолжение описываемой мной пещеры.

Из трещины образующейся в горах, в зимнее время с шумом вылетает клубами пар.

Сообщаю это к сведению геологов. К такому выводу в конце концов пришли инженеры, приезжавшие в Киренск с научной целью исследования названной местности – мне не известно, хорошо знаю, только что они, например, не могли попасть ко входу в пещеру. Обратимся теперь к описанию внутренности пещеры. Войдя в нее вы очутитесь в камере представляющей неправильный шестиугольник, размеры приблизительно таковы: в длину около 3,5 сажень, в ширину 2 сажени и в вышину 1,75 сажени.

На дне этой камеры можно заметить кости, кажется, еще допотопных животных. По крайней мере, вырытые мной из под земли, громаднейших размеров клыки имеют сходство с мамонтовыми. Сам слой почвы земли в пещере крайне интересен: разрез разноцветный и содержит в себе даже некоторые виды горных пород. Я выкопал в пещере несколько цветных камней.

При входе в далее идущую другую камеру пещеры лежит громаднейший камень, вверху достигающий краями своими потолка пещеры и делящий ее таким образом, как бы на две половины. Направо от камня к стенкам пещеры заметно отверстие – это начало коридорчика, ведущего вглубь пещеры, во внутренность горы, простирающегося на несколько десятков сажень и постепенно суживающегося. Слой стен этого коридорчика состоит из плит (величиной приблизительно в квадратный аршин) весьма тонких, меньше чем в палец толщины, но до того крепких, что отламывать их возможно только с помощью твердого орудия. Сколько ни употреблял я усилий отломать хоть одну из этих плит, но имевшимся у меня не большим молотком, ничего не мог поделать – плиты не подавались действию молотка. Затем стенки коридорчика в дальнейших своих частях, более удаленных во внутренность горы, покрыты краской, имеют зеленовато-серебристый цвет до того яркий, что при отраженный лучах света нет никакой возможности смотреть по направлению коридорчика – блеск ослепляет глаза.

Вот это-то явление, крайне интересное, остается не расследованным. Я как лицо некомпетентное в этих вопросах не могу ни чем объяснить его.

Чтобы попасть в другую камеру пещеры, нужно обвязываться веревкой, прочно прикрепив ее за камень, чтобы не скатится в низ, так как дно этой камеры покато к низу. Вторая камера почти вдвое выше первой, но гораздо меньше ее.

Направо в стене второй камеры выделаны из камня стол и стул, сверху вделано небольшое изображение, похожее на икону. Я долго любовался искусством выделки всех этих предметов. Изображение иконы сделано можно сказать артистически.

Пробраться далее из второй камеры во внутренность горы нет возможности, птому что стенки коридорчика, ведущего вглубь из второй камеры пещеры постепенно суживается, так что пролезть дальше даже в одной рубашке мне не удалось. Кроме того есть еще затруднение, не дозволяющее пробраться далеко в глубь пещеры. Это именно то обстоятельство, что вследствие присутствия в атмосфере пещеры углекислого газа зажженная свеча тухнет.

Упомянутым выше коридорчиком, идущим из второй камеры пещеры во внутренность горы, на первых порах быть может, покажется, что и заканчивается пещера. В действительности же это определить довольно трудно, вследствие указанных выше причин, как, впрочем, сделать и обратное заключение.

Вот еще одно явление, о котором следует сказать. Это именно гул, слышанный мной из глубины пещеры, похожий на отдаленные раскаты сильнейшего грома. Гул этот до того ужасный, что я не решился далее по этой причине производить свои исследования в пещере.

На стенках пещеры в особенности на гранях в первой камере во многих местах виднеются надписи; некоторые из них до сих пор еще хорошо сохранились, остальные же трудно прочесть. Надписи эти свидетельствуют о том, что пещера уже была посещаема несколькими лицами. Надписи оставили, между прочим, какой-то шведский путешественник – на немецком языке, капитан одного из ленских пароходов «Первенец» Леденцев, какой-то инженер архитектор; две или три надписи, сделанные учениками киренского уездного училища и учителем Марковым. Вот и все, которые я мог прочесть. Из годов, обозначенных на стенках рельефно сохраняется и до настоящего времени 1680 год, находящийся кажется, при надписи, сделанной на немецком языке. Мне пришлось быть в пещере в 1884 году: в первый раз в конце осени; второй – зимой в декабре месяце. В это время в Киренске морозы доходили до 40° по R, но в камере пещеры холод совершенно не ощутителен, например, все время, проведенное в пещере, я оставался без верхнего платья.

Заканчивая настоящую статью, я должен сказать, что обозревая пещеру, я сделал немного для ее описания, коснувшись предмета лишь, вскользь, но я надеюсь, что пещера эта заслужит внимания в глазах будущих исследователей.

Вас. Рапацкий.

Опубликовано 20 августа 1889 года.

932

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.