Верхоленск, 25 мая. (Качугская катастрофа. Гибель исправника Панфиловича).
9 мая, в первом часу дня, качугский плашкоут, отчалив от правого берега реки, потерпел на средине реки Лены крушение – сломало все четыре столба и вырвало «корг» у одного карбаза. Крушение это произошло следующим образом: сначала сломались передние столбы плашкоута, почему канат, потеряв правильное натяжение, до того сильно потянул плашкоут на один бок, что верхний (считая по течению реки) карбаз погрузился совершенно в воду. В этот момент сломало остальных два столба и вырвало корг, отчего быстро погружающийся ко дну плашкоут понесло вниз по течению. В то время как плашкоут сильно накренился на один бок, народ повалился в воду. В этот момент представилась страшная картина гибели несчастных людей. Народ с криком отчаянья, хватаясь один за другого, тащил друг друга в воду, а затем и сам плашкоут стал тонуть. Ужасная картина эта произвела в первое время сильную панику в народе, находящемся на берегу. Народ в испуге суетился без всякого смысла, и спасительные лодки появились на реке довольно поздно, тогда как в это время года, по случаю ярмарки, и лодок, и народа по обоим берегам реки было большое количество. Число находившихся на плашкоуте приблизительно определялось в 150 – 200 человек; из них, полагают, спасено до двух третей, а остальные сделались жертвой несчастного случая.
Причины, от которых произошло это несчастье, конечно, утвердительно выяснятся по окончании следствия; общественное же мнение указывает теперь на дурное устройство плашкоута, на его ветхость и на крайне невнимательное отношение вообще к делу перевоза со стороны содержателей его – качугского волостного писаря Фокина и ссыльного Мирошникова. Ветхость плашкоута объясняется тем, что во время торгов на отдачу в арендное содержание качугского перевоза, верхоленские перевозчики выпросили дороже 400 р., объясняя, что деньги эти необходимы для постройки нового плашкоута к началу навигации, так как старый они признали совершенно не годным. Но доверенные почему-то не приняли во внимание такого важного заявления, компетентных лиц, а согласились на условия, предложенные волостным писарем и кабатчиком Мирошниковым. Последние взяли в субсидию с общества 300 руб. на устройство плашкоута, но без обязательства построить его к открытию навигации. Установка весной старого плашкоута, при неспециальности содержателей, произведена была просто безобразно: плашкоут при движении скрипел, трещал и подходил к мостикам в самом скверном виде. Невнимательность содержателей плашкоута к своему делу поражала всякого: так, карбаз для перевоза грузов был поставлен совсем старый, с течью, без прошивки на дне («подтоварок»), переезжающим приходилось в нем всегда бродить по воде и зачастую отливать воду; чалок не было никаких, почему переезжающие с товарами употребляли обыкновенно свои веревки. Помостов для съезда на карбаз не было сделано в течении нескольких дней (что в минувшие годы делалось в первый же день после прохода реки). Благодаря этому торговец Менделевич утопил воз с товарами при въезде на карбаз. Рабочих на перевозе поставлено было только 5 человек, тогда как в это время года надо иметь minimum 10; при плашкоуте никогда не было запасной лодки на случай первой помощи при несчастье, даже не было топора, чем бы можно было отрубить канат… Вообще арендаторы к своим обязанностям относились крайне невнимательно, отчего и получились такие печальные результаты.
Здесь все с интересом ожидают окончания следствия, а также скорого и справедливого решения по этому делу, в надежде, что лица, от небрежности коих последовало такое ужасное несчастье, будут достойно наказаны.
В числе погибших во время катастрофы утонул и наш окружной исправник Павел Демьянович Панфилович. Покойный был человек добрый и бескорыстный, чем приобрел всеобщее к себе расположение, в особенности же за простоту отношений к обыденной жизни: он не стеснялся подать руку и тем, которые, по своей профессии или материальным условиям, стояли неизмеримо ниже его и не занимали видного общественного положения. Приходилось особенно ценить его за общедоступность и мягкость обращения, что вообще большая редкость в Сибири.
Тело покойного найдено было 21 и погребено 25 мая в Верхоленске.
Мир праху твоему, добрый человек!
Выражая сожаление о твоей печальной участи и нашей прискорбной утрате, мы искренне желаем теперь встретить, в лице твоего будущего заместителя, такого же бескорыстного и доброго человека, таким был ты… Да полно, сбудется ли наше желание?
Опубликовано 24 июня 1889 года.