Верхоленск, 7 марта 1888. Прошлое и настоящее города.

Наш маленький захудалый городишко, напоминающий своим внешним видом скорее сибирское село сельской руки, нежели город, имеет довольно значительное прошлое в деле покорения Сибири. Появление его было вызвано необходимостью постройки в верхних частях Лены острога для прочнейшего утверждения русской власти над бурятами, постоянно оказывавшими крупные сопротивления казакам при собирании ясака. Местом постройки было выбрано устье речки Куленги где теперь и расположен наш город, и летом 1641 года, казацкий пятидесятник Мартын Васильев поднялся из Усть-Кута вверх по Лене, но верховья реки до того обмелели, что он не мог дойти (даже на небольших лодках) до устья Куленги и, выгрузившись за 4 версты от предназначенного места, построил на высоком, восточном берегу Лены острог, названный Верхоленским. Одиннадцать лет острог, бывший грозой бурят, вел упорнейшую борьбу с последними и сослужил не малую службу в деле подчинения края русскому владычеству. Исполнив свою стратегическую миссию, Верхоленск утратил всякое значение в жизни Ленского края и в продолжении более двух столетий оставался небольшим, захудалым селом, не имеющим ни торгового, ни экономического значения, и лишь в сравнительно недавнее время сделался окружным городом, центром управления округом.

В настоящее время Верхоленск, по своим общественным учреждениям, не может в строгом смысле быть назван городом; здесь еще нет городового положения и учреждений городского самоуправления, да и весьма сомнительно, чтобы они могли быть в скором времени введены у нас: лиц, принадлежащих к городским сословиям, слишком ничтожное количество: потомственных почетных граждан – 1, купцов – 7, мещан (из них половина не полноправных) – 17. При такой не значительной цифре горожан, разумеется, нельзя и думать о введении у нас городских учреждений, и хозяйственная часть города, поэтому, находится в распоряжении местного окружного полицейского управления. Что же касается до преобладающего населения Верхоленска – крестьян, то они из естественного желания избежать лишних обложений, могущих тяжело отозвать на них при введении городового положения, отказываются от него. Вообще, более чем сомнительно, чтобы изыскиваемые администрацией средства для скорейшего введения городского устройства привели бы в скором времени к желательным результатам; для этой цели необходимо прежде всего поднять торговое значение Верхоленска, а это-то представляется крайне затруднительным.

Торговый центр округа – это село Качуг, находящийся в 35-ти верстах от Верхоленска, вверх по Лене. С 1 по 15 мая там происходит одна из важнейших, по своим торговым оборотам ярмарок Иркутской губернии. К тому же, эта наиболее важная из Ленских пристаней, где нагружаются суда различным грузом, стоимостью до миллиона рублей, для сплава вниз по Лене на золотые прииски в Якутск; между тем как груз, отправляемый из Верхоленской пристани, оценивается не выше 162,000 руб. Подумывают перенести Качугскую ярмарку в Верхоленск и даже для этой цели принялись, было, за изменении якутского тракта с тем, чтобы оставить Качуг в стороне от него, и даже проведен уже тракт от Верхоленска по речке Куленге на селение Усть-Орду, но осуществление этого проекта встречает сильную оппозицию со стороны купечества, принимающего участие в торговле на Качугской ярмарке, которое не хочет и слышать о перенесении ее в Верхоленск. Подумывают также, как слышно, и о перенесении города с административными учреждениями в Качуге; но и тут, при вопросе о введении городского положения, неминуемо придется столкнуться с нежеланием тамошних крестьян принять городовое управление.

Удовлетворительность прошлогоднего урожая в Верхоленском округе не помешала страшному повышению цен на предметы первой необходимости; дороговизна съестных припасов такая же, как и в прежние неурожайные годы. Объясняется это явление отчасти тем, что крестьяне, сильно задолжавшие в хлебные магазины в период продолжавшихся в течении нескольких лет сряду недородов, должны были нынешней осенью погашать свой долг и в настоящее время располагают сравнительно не значительным количеством хлеба. Цена пуда ржаной муки поднялась теперь до 1 р. 65 коп., пшеничной до 2 р. 25 к., ячменной до 1 р. 45 к.; 1 пуд овса – 1 р. 50 к. Мясо поднялось в цене выше прошлогодней и доходит уже до 5 руб. за пуд.

Не малое влияние на возвышение цен хлеба оказывает также и громадный вывоз его отсюда вниз по Лене в Киренский округ и в Якутскую область. От нас сплавляется более 600,000 пудов различного хлеба, что уже почти не под силу нашему округу, страдающему столь частыми недородами.

В нашем городе два учебных заведения; мужская сельская школа, и женское училище. Первая до настоящего года состояла из одного класса, и только в конце прошлого года, по инициативе самого же сельского общества, было решено открыть второй класс, что, и приведено в исполнение с начала текущего года. Что же касается нашего округа, а также и Киренского по отношению к народному образованию, то чувствуется большой недостаток в школах: на пространстве 3000 верст едва насчитывается до 30 школ. При такой разбросанности естественно, что они не удовлетворяют потребностям населения по отношению к обучению грамоте. Правда, замечается увеличение числа церковно-приходских школ, но материальная обстановка их неудовлетворительна и они могут поддерживать свое существование только благодаря значительному пособию, идущему от правительства.

Опубликовано 10 апреля 1888 года.

872

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.