Письмо к редактору об освящении церкви у Байкала и самого Байкала.
Достопочтенный редактор!
Прочитавши в 20 № Иркутских епархиальных ведомостей известие ваше об отбытии Его Преосвященства, Преосвященнейшего Архипастыря нашего, к Байкалу для освящения Храма, считаю нелишним сообщить Вам сведения о путешествии Его Преосвященства и пребывании у Байкала, не лишенные интереса.
Его Преосвященство, отправившись из Иркутска в 9-ть часов утра 11-го мая, изволил прибыть в селение Никольское, находящиеся при истоке Ангары из Байкала, где приготовлен был к освящению храм, в 2 часа по полудни того же числа. Вскоре в квартиру Его Преосвященства явились Протоирей временно заведывающий Байкальской и вновь устроенной Церквами, и Строитель нового храма. Его Преосвященство изволил сделать распоряжение относительно Богослужения, и по времени всенощной велел перенести в новый храм, на время освящения его, с приличной торжественностью, местно чтимый образ Святителя Николая, находящийся в Церкви у Байкала в селении Лиственничном, в 5 верстах от Никольского. Образ этот находился прежде в Никольском древнем, ныне возобновленном храме; поэтому присутствие его при торжестве освящения этого храма было так естественно. Кроме того тот и другой храм посвящены одному и тому же Святителю и Чудотворный образ Его составляет святыню обоих храмов. Предание народное еще сильнее говорит, как близок этот образ возобновленному храму. Когда храм этот по ветхости находился в запустении, жители неоднократно видели в нем необыкновенный свет; некоторые вместе с осиянием света видели как бы исходящие от пола храма на месте алтаря три вожженные свечи и пред ними старца молящегося и преклоняющего колена. Верующему не трудно было понять, что ветхий храм был место святое и что Богу и Святому Угоднику Его, Которому посвящен был этот храм, угодно было, чтобы он не оставался в запустении, но чтобы в нем прославлялось имя Божие и Святого Угодника, приносилась бескровная жертва Христова и верующие обретали себе близкое пристанище спасения. Находились усердные Боголюбцы, которые не вдали от этого храма хотели построить новый каменный храм; но предприятие из не имело успеха, — храм каменный, возведенный до сводов, рушился. Еще яснее из этого видно было, что древний деревянный храм требовал возобновления, что Господь благоволит именно к этому храму и Св. Угодник Божий заступление свое хочет явить в нем. Это-то и подвигнуло благочествые души на возсоздание древнего деревянного храма, и они с усердием принесли на алтарь его дары и труды свои. Храм устроился благоуспешно и с простотой соединилось в нем благолепие. К довершению благолепия и торжества перенесена была древняя местно чтимая икона Святителя Николая. Народ с свечами и хоругвами, в предшествии Протоирея и при пении песней Святителю, с видимым усердием и радостью нес и сопровождал ее из Байкальской Церкви в возобновленную Никольскую. Его Преосвященство, пришедши предварительно в эту последнюю Церковь, вышел в облачении с сослужащими на встречу, при колокольном звоне. Встретивши икону за оградой Церкви, он покадил ее и с благословением поклонился ей, и за тем, в соединении одной и другой процессии, при пении тропаря Святителю, проводил ее в Церковь. Вскоре началась Всенощная, с литией и величанием Святителю; за величанием последовал и Акафист Святителю. Народ молился с полнотой благоговейного чувства; кроме местных жителей, между молящимися были благочестивые и почтенные граждане из Иркутска, нарочно сюда за 60 верст приехавшие; молящиеся принимали от Архипастыря раздаяние благословенного хлеба, помазание елеем и осенения благословением; святые мысли и чувства наполнили души, молиться и присутствовать в храме было легко и отрадно. Всенощная, начавшись в 5,2 часов, продолжалась до 9-ти часов. С отрадой народ взирал на Архипастыря; при выходе из храма все спешили принять Его благословение и провожали Его. На другой день в 8 часов утра начался благовест; Протоирей совершил водоосвящение; затем пришел в храм, при колокольном звоне, Владыка. После облачения, по обычаю, совершилось освящение храма и за тем Божественная Литургия; на новом жертвеннике возобновлено приношение бескровной жертвы. По окончании Литургии возглашена молебная ектения и многолетие Государю Императору, Святейшему Синоду и Преосвященнейшему Архипастырю и строителям и благодетелям Храма. Так, место селения Божия, основанное древними святителями Иркутска, в котором столько вознесено молитв и принесено жертв благочестием предков, столько явлено благодеяний благодати и чудес, временем пришедшее в ветхость и запустение, пока восстановлено и освящено. Еще Храм Богу; еще жертвенник, на котором будет приноситься чистая и совершенная жертва Богу за весь мир; — еще святой жертвенник в стране, так много оскверняемой служением идолам и языческим нечестием; приморские жители у пристани приобретают от Бога надежду и прибежище, благословение и освящение! Возблагодарим Бога; потому что новый храм есть знак милости Божьей и великое благодеяние для всех нас и для всей земли.
По окончании Богослужения, Владыка, провожаемы радостью и благословениями горящих к Богу сердец, возвратился на короткое время в квартиру; и за тем отправился на место пребывания перенесенного образа Святителя Николая – в селение Байкальское или Лиственничное, к Байкалу для нового там празднования. В след за тем туда обратно перенесен был прежним порядком и сам образ Святителя; Владыка также встретил его из местного храма. После обеда празднование продолжилось тихой радостью.
Владыка расположился прослужить и в Байкальской Церкви и после Литургии завтра освятить сам Байкал, соединяющий две половины Иркутской паствы, служащий многообразным нуждам и деятельности человеческой, сближающий отдаленные губернии России с Восточными краями Сибири. В 5 часов по полудни органистый колокол заблаговестил ко всенощной; звук его особенно внятен был Байкалу, куда от прибрежных высоких гор весь он обращался. Вскоре пришел Владыка в Церковь обычным порядком, и началась Всенощная. Между молящимися видно было довольно лиц из Иркутска, не хотевших лишить себя и на этот раз духовного утешения. Всенощная отправлялась Святителю Николаю, с литией и величанием; пение было тихое и умилительное; народ предстоял и молился, принимал также от Архипастыря раздаяние благословенного хлеба, помазание елеем и осенение благословением. На другой день в 7 часов утра был благовест в Литургии. Не смотря на то, что это был простой день, народ едва ли не весь собрался в Церковь; матери приготовили детей к причащению и поднесли к чаше Господней; Владыка с любовью и Архипастрской радостью всех их причастил. В храме приятно было видеть благолепие, свидетельствующее о благочестивом усердии не только местных жителей, но и жителей Иркутска и даже граждан отдаленной Москвы. Литургия совершилась и бескровная жертва и на этом месте – у Байкала Архипастырем принесена. По окончании Литургии пошли на Байкал, с преднесением икон Спасителя, Богоматери и Святителя Николая, свечей и хоругвей; Байкал стоял тихо и горизонт его расширился. Владыка совершил водоосвящение, с присоединением молитв о хотящих по морю плавати. Теперь можно было с отрадным чувством начинать весеннее плавание. По окончании всего, Владыка возвратился в квартиру. Суда начали понемногу двигаться; вскоре открылся для них и попутный ветер. В половине 12-го часа прибрежные жители простились с Архипастырем, оставлявшим им свое благословение и память о своей среди их молитв. Провожали они Его умиленным взором, доколе экипаж не скрылдся. Так кончилось пребывание Владыки у Байкала.
Но этим не кончилось достойное внимания и назидания. Возвращаясь в Иркутск, Владыка осматривал на пути Церкви в селениях Тальцинском и Разводном. Казалось, тут дело было просто, но оказалось много особенного. После обычной встречи в Церкви, с возношением молений и возглашением многолетия, и после благословения народа, Владыка в том и другом месте заходил в дом Священника и ревизовал его действия. Священник представлял журнал о совершении Богослужения в храме, трудах по части назидания народа и действиях своих в приходе; тут же представлял опись Церковного имущества, тетрадь с записью совершаемых треб, исповедные и метрические книги, брачные обыски и другие документы, с тетрадями входящих и исходящих бумаг. Из журнала о совершении Богослужения в храме Владыка видел, как усерден Священник к Богослужению; из журнала о трудах по части назидания народа видел усердие и способности его по этой части; из журнала о действиях в приходе видел Пастырское его благоразумие и попечительность о своей пастве; из других документов видел состояние и средства Церкви, религиозное состояние прихожан и всю служебную часть Священника и причта. Теми же документами Священник и причт сами наидействительнейшим образом побуждались к ревностному и благоуспешному служению, могли лучше видеть и обслуживать свои действия и усовершаться в них. Пересматривая документы, Владыка иные действия одобрял, иные исправлял. И сколько при этом можно было выслушать благих, мудрых и опытных замечаний и наставлений! Староста одной из поименованных Церквей, слушая слова Владыки, до того умилился и проникнулся чувством Его благопопечительности о пастве, что залился слезами и пал к ногам Его, восклицая: «ах, Архипастырь ты наш, отец наш! О все нас печешься, о спасении нашем заботишься, на суде страшном за нас отвечаешь! Чем мы тебе воздадим; что ответим перед Богом?». Нельзя было непоскорбеть о состоянии прихода: не бывших у исповеди и причастия св. тайн в прошлом году было около половины; некоторые не были даже по 10 лет; некоторые требы, нужные Христианину, редко были совершаемы. Как много жатва еще и у нас дома, не говоря уже об инородцах! Как много нужно пастырской деятельности и попечительности о спасении душ! Предсатвьте тысячу душ, неочистившихся покаянием и угрожаемых гибелью! Представьте душу, 10 лет пребывающую в нераскаянности! Представьте, сколько грехов, не изглаженных кровью Сына Божьего, отягощающих земли и человеческие души, соблазняющих души, соблазняющих юность и неопытность, производящих плачь на небе, призывающих гнев Божий! Помолимся Господу жатвы; осмотримся и на себя: как бы нам быть от деятелей оных, иже воздают плоды во времена своя! – Вместе с тем Владыка испытывал и причетников в знании ими своих обязанностей. – Понятно должно быть для вас, почему мы в Иркутск не так скоро возвратились, как доехали к Байкалу; как известно вам, мы прибыли в Иркутск в 10 часов вечера 13 мая.
Очевидец.
Опубликовано 1 июня 1863 года.