Лиственничное (ноябрь 1881).

Осенняя погода на Байкале стояла весьма бурная; рыбопромышленники возвращались с ловли из Ангарска с большими затруднениями и очень медленно. Одно судно (г. Могилева) на ушканьих островах выбросило на подводные камни и только благодаря судам, пришедшим ранее на тоже место, удалось спасти рабочих и рыбу и предохранить судно от окончательной погибели. Последние два судна (всех до 30) считавшиеся погибшими, вышли благополучно 20-го октября. Рыбопромышленники жалуются на плохие промысла. И действительно, рыбы в нынешнее лето и осень добыто в Ангарске на 500 бочек менее против прошлого года. Но это не такая большая разница, чтобы основываясь на ней, вдруг поднять цены на омулей почти вдвое против прошлогодних. Здесь уже заметны следы стачки, устраиваемой заправителями рыбного дела. Вообще байкальскому рыбному промыслу угрожает монополия, и теперь уже почти треть добычи принадлежит одному. Но об этом важном для края промысле поговорим особо.

***

Несколько лет назад по просьбе управления байкальского пароходства предписано было для открытия бичевника и трактовой дороги отмерять по берегу Байкала в с. Лиственничном десятисаженное свободное пространство. Для выполнения предписания потребовалось снести и снесено до 70 домов. Нынче пароходное управление само застроило берег Байкала на 30 сажень в воду гаванью и вокзалом, — загородило высокими заборами и завалило бревнами проходящую через пристань дорогу, заставив огибать свои постройки на целые две версты по болотам, пням и кустарнику. Так как пристань стоит в самом центре селения, то, понятно, что село тоже теперь изолировано на две половины. Пока не замерз Байкал тяжести плавят мимо пристани на лодках, и то только в тихую погоду. Когда же покроется Байкал и окружающие пристань болота начнут кипеть, тогда прекращается всякое сообщение. Первоначальными строителями дороги через болотистую крестовскую падь были местные жители и затем каждогодная ремонтировка дороги перешла на бурят кансальских т.е. на земскую повинность. Жители с. Лиственничного подавали заявление об открытии дороги. На спрос о причинах заграждения дороги администрация пароходства, как мы слышали, отозвалась «что при существовавшей дороге у них часто терялся уголь, дрова и т.п. а место де наше». Не лучше ли гг. пароходчики завести двух лишних караульных?

***

Железный пароход «Иркутянин», в начале октября затонул в Селенге, набежав на наносную карчу; команда вся спасена. Спасти пароход надежды слабы и это будет стоить дорого – потому что начинается ледоход, а Селенга весьма илиста.

***

14 октября бурей, в виду Лиственничного, унесло лодку с пятью култуцкими крестьянами и одной женщиной. По случаю страшной бури и по малой величине лодки, все считали их погибшими. Но крестьяне, уже окоченевшие, на другой день выброшены были на другой берег Байкала и, к счастью, в жилое место на пароходное плотбище (место где строят новый пароход). Здесь несчастные приведены в чувство, поплатившись здоровьем и лишившись всех накупленных пожитков.

Опубликовано 8 ноября 1881 года.

556

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.